2. Актуализация опорных знаний. 3 мин. | Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест. 1. Игра «Найди зашифрованное слово» - Перед вами лист с заданием. Вам предстоит отгадать слова. Я буду помогать вам. Мы уже близко к теме урока. Еще отгадайте загадку: Задание 2 Перед работой его надевают, И чаще, чем платье стирают, В нем дворники двор иногда подметают. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Имея определенный багаж знаний, умений и навыков, вы можете приступать к изучению нового швейного изделия. Тема урока: «Фартук с нагрудником. Снятие мерок». | Выполняют задания Учащиеся поочерёдно высказывают Ответ: фартук - Тема урока «Фартук» | (слайд 2) (слайд 3) (слайд 4) |
3.Изучение нового материала. 10 минут | - Где сегодня применяются фартуки? – Фартук используется нами во время выполнения домашней работы, входит в комплект рабочей одежды представителей многих профессий. – Фартуки бывают с нагрудником и без него. Главное требование к ним – фартуки должны нравиться своим хозяйкам, иметь опрятный вид и защищать их одежду. Фартуки служат для защиты одежды человека от загрязнения. Их относят к специальной одежде. Шьют фартуки из хлопчатобумажных тканей. Цвет ткани зависит от назначения фартука. В последнее время распространены специальные, рекламные и подарочные фартуки. На фартуках многие фирмы размещают рекламу, логотипы, слоганы и изображения на любой вкус. Не редкость подарочные фартуки с именами и забавными надписями. У вас тоже есть возможность иметь эксклюзивный фартук собственного производства. Изготовить его вы сможете на уроках швейного дела. Швейные изделия бывают поясные и плечевые. Задание: классифицировать швейные изд. по группам (у доски) Фартук с нагрудником мы будем изучать на основе темы фартука на поясе. Фартук с нагрудником – это нагрудно-поясное изделие. - Как оно крепится на теле человека? Можно раскроить нагрудник вместе с нижней частью, такой фартук называют цельнокроеным -Рассмотрите, как выглядят готовые фартуки. Задание: собрать фартук из деталей. (раздать по конверту каждой паре девочек) – Из каких деталей состоит фартук на поясе? – Верно. А теперь скажите, какие детали появились в изделии «фартук с нагрудником». - Итак, он состоит из 5 деталей: нижней части, нагрудника, пояса, бретелей, и карманов . - Какую форму имеют эти детали? Виды фартуков | Ответы обучающихся: - чтобы защитить одежду от загрязнения Обучающимися выполнены задания Выходят к доске, выбирают карточку с названием изделия, и относят ее к группе «поясные» или «плечевые» изделия - изготовили фартук на поясе; - изделие держится на фигуре человека с помощью бретелей (на шее) и пояса (на талии) Рассматривают образцы (фартук на поясе и фартук с нагрудником) Выполняют задание – фартук на поясе состоит из 2 деталей: нижней части и пояса. - карманы, бретели, нагрудник; - бретели, карманы имеют прямоугольную форму; | (слайд 5) (слайд 6) (слайд 7) (слайд 8,9) (слайд 10) (слайд 11-17) |
4. Снятие мерок. 2 мин. | – Исходными данными для построения чертежа служат мерки, основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. - Вспомните, какие мерки нам были нужны для построения чертежа фартука на поясе? - Для фартука с нагрудником нужны мерки Сг – полуобхват груди Ст – полуобхват талии Сб – полуобхват бедер Дн – длина нагрудника Дтк – длина от талии до колена - Какие новые мерки появились? | Ответы: Ст – полуобхват талии; Сб – полуобхват бедер; Ди – длина изделия. - Сг, Дн, Дтк | (слайд 18) |
5. Практическая работа 10 минут | Раздать инструкционные карты «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником», карточки с таблицей для записи мерок. - Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы? – Какие действия необходимо выполнить? Демонстрация выполнения операций учителем – Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки? Повторение правил снятия мерок. Правила снятия мерок: 1. Стоять прямо с опущенными руками. 2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять. 3. Мерки снимают по правой стороне. 4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью. 5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры. Текущий инструктаж. Проверка правильности выполнения работы. | вклеивают в тетради таблицу для записи снимаемых мерок - сантиметровая лента Подготовка рабочего места. - повторить правила снятия мерок Обучающиеся сняли мерки друг с друга, пользуясь правилами снятия мерок, рассчитали и записали данные в таблицу в тетради Выполнение работы обучающимися. | |
7. Закрепление нового материала. 7 мин. | Фронтальный опрос: Для чего служат фартуки? Какие бывают фартуки по покрою? Из каких деталей состоит фартук с нагрудником? 4. Какие мерки с фигуры человека снимают для построения чертежа фартука с нагрудником? 2. Какие инструменты используются при снятии мерок? 3. Что определяет мерка Сг? 4. Какие правила следует выполнять при снятии мерок? 5. Почему снимать мерки нужно друг с друга, а не самостоятельно? | Ответы учащихся: - для защиты одежды; - на поясе, с нагрудником, цельнокроеные; - нижней части, нагрудника, пояса, бретелей, и карманов; - Сг, Ст, Сб, Дн, Дтк; - сантиметровая лента, калькулятор, пояс; - полуобхват груди; - (см. правила) - нужно находиться в покое и стоять прямо | |
8.Подведение итогов. 7 мин. | - С незапамятных времен фартук – наш незаменимый помощник. Мир фартуков многообразен – их используют и дома, и на работе, они присутствуют в национальных костюмах, в форменной одежде, фартуки бывают специальные, подарочные, на любой вкус. Современные фартуки сочетают в себе последние тенденции моды. Они удобны, красивы, надёжно защищают одежду от специфических воздействий внешней среды. Чтобы ваш фартук полностью отвечал вашим потребностям, его можно сшить самостоятельно. Как и изготовление любого швейного изделия, изготовление фартука предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение пунктов плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потери времени и сил. Сегодня вы выполнили 1-й пункт плана работы по пошиву фартука на поясе: сняли мерки для построения чертежа. С остальными пунктами плана познакомимся на следующем уроке. Оценка работы обучающихся на уроке. Домашнее задание Повторить записи в тетради. Принести чертежные инструменты. | Сначала обучающиеся дают словесную оценку работы друг друга на уроке Записывают в дневник д/з | (слайд 20) |