СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по родному русскому языку в 4 классе»

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева»



Факультет педагогического и художественного образования



Кафедра методики дошкольного и начального образования







Технологическая карта урока родного русского языка

«Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»





Выполнила:

студентка 4 курса

группы ПЗН-217

Щеголькова К.С.



Саранск 2020



Урок русского родного языка в 4 классе

Тема урока: «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»

Студент: Щеголькова Ксения Сергеевна.

Цель: совершенствование навыков правильного пунктационного оформления текста.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей возникновения знаков препинания;

-систематизировать знания учащихся о знаках препинания;

-формировать умение правильно использовать знаки.

Тип урока:урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Дидактические средства: учебник «Русский родной язык» 4 класс, карточки с заданиями для групповой работы, презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте ребята, садитесь!

- Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Подготовка класса к работе.

Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Актуализация знаний


У.Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка?

У.Для чего они служат в речи?

На слайде записаны предложения. Прочитайте.

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.

У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки.

- Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте.

У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки?

- Какую роль они играют в речи?

Дети отвечают.















Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.

Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Предметные:

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Постановка учебной задачи


Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

- О чем идет речь в четверостишии?







У. Что это за неприметные значки?









У. Почему они требуют почтения?



У. Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Тема нашего урока:Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи











Д. В четверостишии говорится о знаках препинания.





Д. Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие.









Д. Нет.

Д. О знаках препинания.

Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся.

Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Предметные:

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Изучение нового материала




У.Из истории знаков препинания. (Слайд)

 Прочитайте строки писателя о знаках препинания:

«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский

У.Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал.

У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде:

ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК

У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд.

СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК

У. Ребята, тяжело читать такие тексты?

У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд.

Теперь возможно прочитать?

Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел

Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК

У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть) , значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

       И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.

У.Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем.























Д.Читают.

Д. Трудно. Нет знаков препинания.







Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения.





Дети смотрят на слайд, пробуют читать.



Д. Да.





Дети называют, учитель вывешивает на доске.

Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Закрепление изученного материала








1. Работа с учебником «Русский родной язык»

У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение.

У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?

Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа.

Выполните упражнение.

Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы.






Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.


ФИЗМИНУТКА


Дети выполняют упражнения.


Работа в тетради.

2. Работа в тетради.

- Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

- Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему?


Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ.

Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Самостоятельная работа.






1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть).

Взаимопроверка. Сравнение с образцом.

У.Зачем нужны точки в этих текстах?

В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме».

Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении.

Предметные:

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;



2. Работа в группах

Стр. 70-73

а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания».

б) Упр. 3 стр. 71

в) Проверка выполнения задания.






Дети делятся на малые группы (4-5 человек).

Изучают информацию по учебнику.

Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы.

Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения.

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


3. Самостоятельная работа. Упр. 5 стр. 72. Тест.

Проверка на слайде.

Самопроверка на слайде.

Самооценка.

Предметные:

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.


Расширение представлений о роли знаков препинания.




А) У.Прочтите, как сможете.

Казнить нельзя помиловать.

У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.

Просмотр отрывка из мультфильма

«В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19)



В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov



У. Чему учит нас этот фрагмент?

У.В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой?



Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev



У. Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит?



Б) Продолжение работы

Учить нельзя забыть.

Уходить домой нельзя есть мороженое.

Смотреть телевизор хватит учить уроки.

















Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека.

Д. В сказке «Двенадцать месяцев»

Д. Ответы детей.




Личностные:

-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Домашнее задание.


Упр. 2 (2 часть) стр. 70

Слушают объяснение учителя.


Итог урока.

Рефлексия деятельности.


У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись?

-Напишите синквейн о любом знаке препинания.


Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно узнать….

Я понял, что…


Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.