СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русской лотературе Н. С. ЛЕСКОВ. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА «СТАРЫЙ ГЕНИЙ». САТИРА НА ЧИНОВНИЧЕСТВО 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русской лотературе Н. С. ЛЕСКОВ. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА «СТАРЫЙ ГЕНИЙ». САТИРА НА ЧИНОВНИЧЕСТВО 8 класс»

Технологическая карта

открытого урока по русской литературе

в 8 классе

Тема: «Н. С. ЛЕСКОВ. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБлЕМЫ РАССКАЗА «СТАРЫЙ ГЕНИЙ». САТИРА НА ЧИНОВНИЧЕСТВО»













Подготовила и провела

учитель высшей категории Федоренко Ирина Николаевна

МБОУ СОШ№2 с. Октябрьское

Пригородный район Республика РСО-Алания











24.01.2020 г.









Педагогические задачи: рассмотреть основные нравственные проблемы, затронутые Н.С.Лесковым в рассказе «Старый гений», отметить отношение Лескова к России, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.


Планируемые результаты

Предметные: понимание ключевых проблем изученного рассказа Лескова; связи литературного произведения с эпохой его написания; умение анализировать литературное произведение

Метапредметные:

познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы; создавать и применять схемы для решения учебных задач; навыком смыслового чтения;

регулятивные – осуществлять контроль деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; российской гражданской идентичности; овладение коммуникативной компетентностью

Образовательные ресурсы: презентация по теме урока

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Изучение нового материала.

1,Просмотр презентации, заранее подготовленной ученицей ( Биография К.С.Лескова), Викторина

1.Руководит просмотром заранее подготовленной ученицей презентации, добавляет свои комментарии


2.«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский».

(Лесков.)

«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось угрозой и предзнаменованием . Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить...»

(Пушкин.)

«Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него – кому любо.

Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

– Пойдет такое – берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет».

(Бажов.)

«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше».

(Гоголь.)

«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца».

(Пришвин.)

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

Взахался ужасно.

А Платов опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

– Ох-де, мы маху дали.

А государь Платову грустно говорит:

– Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

(Лесков «Левша».)

(Лесков «Левша»)

– Какова главная мысль этого лесковского рассказа? (Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда была любимая дорога и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.)


Смотрят презентацию, записывают наиболее важную информацию в тетради,



Отвечают на вопросы, участвуют в викторине









Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками
и учителем





2. Аналитическая беседа:


1.Расскажите о старушке-дворянке. Почему она оказалась в затруднительном положении? Как ее характеризует то, что она помогла сыну своей старинной знакомой?

2.Расскажите о порядках в чиновничьей России. Почему чиновники не помогли старушке? О чем свидетельствует тот факт, что они боялись связываться с великосветским франтом?

3.Расскажите о великосветском франте. Почему его поступки и поведение оказались безнаказанными? Как можно охарактеризовать общество, где возможны такие поступки?

4.Расскажите об Иване Иваныче. Почему старушка сначала не поверила ему? Как это характеризует то, что он вызвался помогать старушке?

5.Расскажите о сербском сражателе. Почему он был оборванным и находился в «низких местах»? почему он согласился выполнять план Ивана Иваныча?

5.Охарактеризуйте рассказчика. Носителем каких черт он является?



Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками
и учителем.

Владеют навыками систематизации и обобщения.

Владеют базовыми предметными понятиями.

Владеют логическими действиями

3.Обобщающая беседа

1.Что такое нравственная проблема?

2.Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?

3.Докажите, что писателя волнуют проблемы добра и зла, честности и обмана, справедливости и бюрократизма, взаимопомощи и равнодушия. Подтвердите свои мысли текстом.

4.Определите этапы развития сюжета в рассказе. Связаны ли они с нравственной проблематикой рассказа? Обоснуйте свое мнение.

5.Составьте план сообщения о нравственных проблемах рассказа.




Отвечают на вопросы


II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой работали? Что нового узнали?
Что было интересным на уроке?

– Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: подготовить сообщение о биографии Л.Н.Толстого, читкть рассказ «После бала».

Отвечают на вопросы.




Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками систематизации обобщения,
самооценки.

Принимают
и сохраняют учебную задачу





2