СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Конфликтное и бесконфликтное поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обществоведения 9 класс по теме "Конфликтное и бесконфликтное поведение"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Конфликтное и бесконфликтное поведение"»


Конфликтное и бесконфликтное поведение

Эпиграф «Конфликт любой всегда уладит мудрец,

владеющий собой» (Г. Александров).

Цель урока: способствовать усвоению конструктивной линии поведения и формирования установки на поиск эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1.Научить различать типы конфликтов и извлекать положительный опыт разрешения конфликтных ситуаций.

2. Развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

3. Способствовать формированию установки на доброжелательное, толерантное отношение с окружающими, готовность к конструктивным действиям и поступкам.

Учащиеся должны знать и понимать:

- определение понятия «конфликт»;

- линии поведения человека в конфликтной ситуации;

- типы конфликтов.

Учащиеся должны уметь:

- определять собственную конструктивную линию поведения в конфликтных ситуациях;

- проектировать пути разрешения межличностных конфликтов.

Классификация урока: усвоение новых знаний.

Форма организации урока: индивидуальная деятельность и работа в парах.

Используемые технологии: лично-ориентированная и задачно-целевая стратегия организации урока.

Оформление школьной доски: тема, план и эпиграф урока, схема «Структура конфликта».

Методическое обеспечение: Обществоведение: учебное пособие для 9 класса под ред. М. И. Вишневского; презентация, дидактический материал для заданий, рабочие тетради.






Ход урока

План

1. Типы конфликтов.

2. Линия поведения в конфликтной ситуации.

3. Пути разрешения конфликтов.


I.Организационный момент:

- подготовка учащихся к уроку;

- настрой на учебную деятельность.

- Добрый день. Общение – это то, что сопутствует человека на жизненном пути. Но не все могут позитивно его осилить.

Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает:

Конфликты зарождаются и движутся по кругу.

То что-то непонятно нам, то нас не понимают,

Так важно и полезно – просто выслушать друг друга.

И сегодня на уроке мы с вами поговорим о формах общественного поведения.


II. Мотивация учебной деятельности

Создание проблемной ситуации

- О чем пойдет речь на уроке, вы догадаетесь, просмотрев видеофрагмент из кинофильма «Большая перемена» (просмотр видеоролика). Как называется такая ситуация? (учащиеся: ссора, спор, конфликт…). О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (учащиеся: об отношениях, конфликтах). Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей. И тема нашего урока «Конфликтное и бесконфликтное поведение». Слайд 1.


III. Актуализация знаний

- Так как мы поведем разговор о конфликтном и бесконфликтном поведении, ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы:

1.Кто является участником конфликта?

2. Можно ли разрешить конфликт конструктивным (плодотворным) методом? (ответы учащихся)

Итак, каким бы мирным ни был человек, все равно ему хотя бы раз в жизни приходится вступать в конфликт. А уж если говорить об ученическом коллективе, то здесь разногласия встречаются очень часто. Поэтому информация о природе зарождения конфликтов и методах их разрешения очень актуальна в жизни каждого человека.


IV. Целепологание учебной деятельности

Учащиеся вместе с учителем определяют основные задачи и цель урока, пути их достижения. В рабочих тетрадях они записывают дату, тему и план урока. На доске записана схема:

Я должен:

Знать _______________.

Уметь ______________.

Научиться ___________.


V. Изложение нового материала


5.1. Типы конфликтов:

а) что такое конфликт?

- Отношения между людьми не всегда складываются беспроблемно. Могут ли люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями во всем ладить друг с другом? Невысокая культура общения – это одна из причин возникновения конфликтов.

Актуализация опорных знаний учащихся

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»? (учащиеся: ссора, спор, драка, неприязнь, слезы, крик…). Да, действительно. Все эти действия связаны с конфликтом. Что же такое конфликт?

Слайд 2. Учащиеся зачитывают определение конфликта (запись в тетрадях).









Структура конфликта


- Что, по вашему мнению, лежит в основе конфликта (учащиеся: противоположные мнения, интересы…). Вы правильно отметили, что в основе конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению.

б) причины конфликтов

Актуализация опорных знаний учащихся

- В вашей жизни бывают конфликты? (учащиеся: да). Почему же в жизни так часто наступают конфликты? Назовите возможные причины возникновения конфликтов? (учащиеся: из-за порванной куртки другом, из-за разных взглядов на одно и то же…).

- Все верно. А сейчас вам предстоит решить проблемное задание: самостоятельно проработать учебное пособие, с.130 и назвать основные причины возникновения конфликтов (самостоятельная работа учащихся, их ответы). Слайд 3, 4.

Причины конфликта (запись в тетрадях):

  • иллюзия собственного благородства;

  • поиск « соломинки в глазу другого»;

  • двойная этика;

  • позиция «все ясно»;

  • расходятся цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению;

  • ненамеренно или преднамеренно искажается информация.

- В структуре конфликта кроме его участников и причины, можно еще выделить инцидент (конкретный повод) и сложившуюся конкретную ситуацию. Слайд 5.

Работа класса:

1.Учащиеся проводят запись в тетрадях следующих понятий:

- инцидент – случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение;

- конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

2. Учитель вместе с учащимися рассматривает структуру конфликта на примере, приведенном в учебном пособии, с.131. Проводится беседа.

в) типология конфликтов

Актуализация опорных знаний учащихся

- Какие типы и виды конфликтов выделяют ученые? На этот вопрос вы ответите после анализа текста учебного пособия (самостоятельная работа учащихся, учебное пособие, с.139-140).

- Так, какие же виды конфликтов выделят ученые? (ответы учащихся, запись в тетрадях).

Виды конфликтов:

        • межличностный;

        • личностно-групповой;

        • межгрупповой;

        • внутриличностный. Слайд 6.

Промежуточное закрепление материала

- Сейчас вы, работая вместе, проанализируете предложенные ситуации и ответите, к какому виду конфликта они относятся. (Приложение 1.Ответы учащихся.)

- Вы правильно ответили. Но различают еще конструктивные и неконструктивные конфликты. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти прееммлемое решение проблемы. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: во-первых, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы своей стороны и, во-вторых, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.


5.2. Линия поведения в конфликтных ситуациях

Актуализация опорных знаний учащихся

- Как вы ведете себя в конфликтной ситуации? (ответы учащихся). Действительно, после того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии в конфликтной ситуации. Такая линия поведения зависит от индивидуальных особенностей человека, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас.

Слайд 8. Учитель вместе с учащимися путем рассказа-беседы работает по таблице «Линия поведения в конфликте». Учащиеся делают запись в тетрадях.

Линия поведения в конфликте:

  • сотрудничество;

  • компромисс;

  • уклонение или бегство;

  • приспособление;

  • конкуренция

Промежуточный контроль знаний

- Для большего усвоения пройденного материала мы проведем практическое занятие. Опираясь на текст карточки, необходимо определить данный стиль конфликта. (Приложение 2. Ответы учащихся.)

- В итоге можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходиться комбинировать разные стили.


5.3. Пути разрешения конфликтов

Актуализация опорных знаний учащихся

- Предпринимали ли вы попытки самостоятельно конструктивно разрешить конфликт? (учащиеся: открыто выражали свое мнение, обращались за помощью и так далее). Да, действительно, в конфликте очень важна готовность личности к поиску эффективных путей разрешения ситуации. Следует выработать в себе качества, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов.

Слайд 9. Пути разрешения конфликтов учащимися изучаются на основе текста учебного пособия (с.142), с уточнениями и пояснениями учителя, формируются правила поведения в конфликтной ситуации. Учащиеся анализируют эпиграф к уроку.

Слайд 10. Правила поведения в конфликтной ситуации (запись в тетрадях)

  • открытость;

  • уважение личности соперника;

  • конкретность в выражениях;

  • доброжелательность;

  • учет мнений всех участников;

  • умение слушать, не прерывать собеседника.

- Конфликт имеет как негативные, так и позитивные последствия. Слайд 11. Учитель вместе с учащимися обсуждает последствия конфликта по предлагаемой схеме.


VI. Рефлексия

- Искать пути выхода из конфликта нельзя за один урок, поэтому надо учиться постоянно. Что же является определяющим в разрешении конфликта?

ЧЕЛОВЕК

Все споры разрешает не война,

Как пережиток варварской эпохи.

А человек, чья мысль и речь сильна,

Чье сердце откликается на вздохи.

И. Северянин

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился, проиграв сценку «Конфликт в автобусе». (Рефлексия на овладение стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Приложение 3.)


VII. Закрепление пройденного материала

Проводится в форме тестовых заданий. Приложение 4.


VIII. Объяснение домашнего задания

§ 18;

- составить перечень слов, фраз, которых следует избегать во время конфликта;

- составить перечень слов, фраз, пригодных для выхода из конфликта.


IX. Выставление оценок.