I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм. | | | Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы -Давайте улыбнемся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач! - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями,) - Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.) | Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | II этап. Актуализация знаний. Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка, нам предстоит открыть новую «звезду» знаний( давайте зажжём эту звёздочку, пусть она нам сияет и помогает в нашем исследовании) Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию давайте вспомним, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Индивидуальная работа 2уч.(у доски определить части речи) 1.Орфографическая минутка - Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради одной буквой. Итак, приступаем! В слове земля безударная гласная …е Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… с В слове тонна удвоенная …н Буква, похожая на окружность… о У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь - Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. ( е с н о ь) Из данных букв составьте слово, запишите его (осень). - Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении. - А какая орфограмма есть в слове осень? - Подберите проверочное слово. Назовите грамматические признаки этого слова. ?( СУЩ, отвечает на вопрос что? Обозначает предмет, неод., нариц, ж.р. ед.ч. и.п.) 2.- Прочитайте слова на доске Писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, издалека, красивый, плащ -Первый ряд выписывает имена существительные, 2-прилагательные. 3-глаголы.Напишите ещё по 2 слова каждой части речи Проверяем. - Прочитаете существительные - Докажите - Прочитайте прилагательные, глаголы - - | Познавательные УУД.: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III этап. . Открытие нового знания. Цель – Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Построение алгоритма действий. | Участвовать в исследовательской практической работе по изучению существенных признаков групп животных. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Умение договариваться и приходить к общему решению, учитывать позицию собеседника. | Организовать практическую исследовательскую работу по выявлению новой части речи Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. Постановка проблемной ситуации. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Какие слова остались лишними? вызвали затруднения? (хорошо, издалека). - На какие вопросы отвечают эти слова? (как? откуда?) - Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли) - Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие). - Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи) – Какова тема нашего сегодняшнего урока? - Верно, тема нашего урока « Наречие как часть речи ». - Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи). - Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей, сформулируйте задачи по нашей теме. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? (Что такое наречие? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложении является? Как изменяется?) Это план нашего исследования и мы будем его придерживаться. На доску план | Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; |
IV этап. Первичное закрепление. Цель – Осознанность восприятия. Первичное обобщение | Работать с информацией, представленной в учебнике. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работа в парах. Умение договариваться и приходить к общему решению, учитывать позицию собеседника Работа в группах Умение договариваться и приходить к общему решению, учитывать позицию собеседника Заполнение листа самооценки Работа по учебнику Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина | Организовать фронтальную работу Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в парах Организовать работу в листах самооценки Организовать работу в группах Организовать фронтальную работу по учебнику. | - Итак, начнем наше исследование. Для исследования предлагаю текст, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на многие вопросы. Прочитаем текст. Как мы его озаглавим? На какие вопросы плана мы сможем ответить, выполнив это задание Обратите внимание на наши задачи.(С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат). У доски. Ветер сильно раскачивал деревья. Разберём предложения по членам. Каким членом предложения является наречие?(Второстепенным, обстоятельством) С каким словом оно связано? С глаголом, значит оно обозначает признак действия Устно 2-и 3 пред-е. С неба вдруг посыпалась снежная крупа. А вчера была хорошая погода. Работа в парах Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите вопросы над выделенными словами и стрелочкой покажите связь наречий. Над главным словом поставьте крестик. Внизу и наверху ветви деревьев уже совсем оголились. А сегодня выпал первый снег. - Проверим выполнения задания.(На доску вывешиваю слова-ответы) На какие вопросы отвечают наречия? - Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей) - Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми) Семь вопросов – просто чудо. Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? С какой частью речи связано наречие?( С глаголом) Рассказ о наречии. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» Что обозначают наречия? ( Признак действия) ( На доску) Каким членом предложения являются наречия? ( Второстепенным) Почитайте предложения без наречий, а теперь с наречиями. - Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным) - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной - Молодцы, справились с заданием. Заполните лист самооценки Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Работа в группах. «Мозговой штурм» -А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Для этого возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленный вопрос. 1группа Изменяется ли форма наречия? Играет (как?) тихо – играли (как?) играла ( как?) Сделайте вывод! Форма наречия _изменяется, не изменяется 2группа Изменяется ли форма наречия? Пишет(когда?) сегодня, пишут_(когда?) _______; Написала (_когда?) _________; Сделайте вывод! Форма наречия изменяется, не изменяется 3 группа Изменяется ли форма наречия, Смотрит (куда?) вниз, смотрят_(куда?) _______; смотрела (_куда?) _________; Сделайте вывод! Форма наречия изменяется, не изменяется - Проверяем задания групп. - А теперь сделайте общий вывод. (Наречие- неизменяемая часть речи) - Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания. Заполните лист самооценки - А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы сможем определить наречие. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством. Работа по учебнику - Проверим наши выводы о наречии, прочитав правило на стр. 74 (правило). Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина | Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - Формулировка собственного мнения и позиции; Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - Формулировка собственного мнения и позиции; |
V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Организация деятельности по применению новых знаний. | Работа по учебнику. Самостоятельная работа | Организовать работу по учебнику. | 1.Самостоятельная работа Упр.128 Взаимопроверка Заполните лист самооценки 2. Словарная работа - Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами Запишите слова впереди и медленно в словарик. На какой вопрос отвечают? - Составьте и запишите предложение с эти словом | Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение; |
VI этап. Включение в систему знаний и повторение Цель : Организация деятельности по применению новых знаний | Работа с карточками по уровню сложности | Организовать самостоятельную работу по уровню сложности | Учимся использовать наречия в речи. Выберите себе карточку по уровню сложности 1 Подчеркните наречия Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. ( А.Пушкин.) 2.Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы. а) подобрать антонимы завтра – быстро – тихо – грустно- 3. - Замените подходящими по смыслу наречиями Идти черепашьим шагом. (Медленно) Кот наплакал. (Мало) Встать чуть свет. (Рано) Рукой подать. (Близко) -Проверим ( Слайд) Заполните лист самооценки | Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: - смыслообразование; |
VI I этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель :умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса; - умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса. ; | VI этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. И так, сейчас пришёл черед, Сыграть в игру наоборот Слова в игре мы подбираем, Наречиями их мы называем Я скажу вам слово тише, Вы в ответ мне… Громче, Скажу я слово далеко, А ты ответишь: близко Скажу я слово высоко, А ты ответишь; низко Скажу я слово рано, А ты ответишь: поздно. Ну вот закончилась игра, Урок заканчивать пора; Мы все надеемся, что с ней, Ты стал немножечко умней. Что мы подбирали? ( Антонимы) - Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом. Мы открыли новую «звезду» знаний. Покажите её. Продолжите фразы: Сегодня на уроке я : Научился… Понял… Было интересно… Было трудно… Своей работой я: Дерево успехов - А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат листочки разного цвета. Если вы считаете, что хорошо усвоили тему, возьмите зелёный, если испытывали затруднения в чём-то - жёлтый, Если тема показалась вам сложной, и вы не разобрались в ней, возьмите красный листок. - Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса. | - Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу, работу всего класса, отдельных ребят, делают выводы. Планируемые результаты на данном этапе: Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: - смыслообразование; |