СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения. 6 класс» в технологии ТРИИК

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку «Знаки препинания внутри простого предложения» адресован учащимся 6  класса и разработан в рамках технологии ТРИИК (технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности) в соответствии с требованиями нового ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения. 6 класс» в технологии ТРИИК»

Технологическая карта урока Челышевой Н.В. по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения. 6 класс» в технологии ТРИИК

Урок по русскому языку «Знаки препинания внутри простого предложения» адресован учащимся 6 класса и разработан в рамках технологии ТРИИК (технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности) в соответствии с требованиями нового ФГОС.

Тема

Знаки препинания внутри простого предложения

Цели


Предметная цель: Повторить, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания внутри простого предложения

Метапредметная цель: Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о постановке знаков препинания внутри простого предложения. Работа с однородными членами предложения, вводными словами, обращением, сравнительным оборотом. Усвоение правил постановки знаков препинания внутри простого предложении.

Тип

Повторение, закрепление и обобщение пройденного материала

Термины и понятия

Алгоритм (без определения), главные и второстепенные члены предложения, сравнительный оборот, однородные члены предложения, вводные слова, обращение.

УМК

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2024.


Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь мальчику Васе Васечкину выйти из затруднительного положения;

- осознание успешности при закреплении темы.



Метапредметные умения

Познавательные умения:

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать её;

- умение строить речевое высказывание

- раскрывать значение понятия «вводные слова», «однородные члены предложения», «сравнительный оборот», «обращение» и использовать их в активном словаре;

- определять, чем осложнено простое предложение и обосновывать свое мнение;

- определять различие в постановке знаков препинания при сравнительном обороте, однородных членах предложения, вводных словах, обращении и обосновывать свое мнение;

- различать простые осложнённые и сложные предложения.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя правило.

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности дей­ствий;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

- умение управлять своим временем.

Коммуникативные умения:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (оп­ределение цели, функций участников, способов взаимодействия).

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

-оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- знать условия выбора пунктограммы.

- уметь

•рассказывать о постановке знаков препинания внутри простого предложения, осложнённого, сравнительным оборотом, однородными членами предложения, вводными словами, обращением.

• определять внутри простого предложения однородные члены предложения, сравнительные обороты, вводные слова, обращения и расставлять знаки препинания.

•строить предложения с вводными словами, сравнительными оборотами, обращением, однородными членами предложения.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература

А.С.Пушкин . Повесть «Метель»

Информационный материал:

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2024.

Демонстрационный материал

Карточки с алгоритмом.

Мультимедийная презентация.

Информативный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Тест.

Фронтальная.

Другие формы работы:

- индивидуальная

- парная


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы, настроить на работу.


Ребята, ученик Вася Васечкин снова попал в затруднительную ситуацию. При выполнении домашнего задания он не смог правильно его выполнить. Давайте посмотрим на работу Васи и постараемся ему помочь. Вы сможете это сделать?

Раздаточный материал №1(домашняя работа Васи)

Лес звенел как колокольчик, после дождя. Сверкающие капли срывались, падали с веток пожелтевшей берёзы.

Земля разомлела вероятно от ещё тёплого солнца. Она кружила голову крепким запахом самых разных листьев прелых, сухих и зелёных.

Ребята, с чем Вася справился хорошо?

Как вы думаете, в чём причина его затруднений? Что забыл он? Какую тему он усвоил не очень хорошо?

Обучающиеся высказывают свои версии, но дискуссия показывает, что не всем хватает определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть желание установить причину ошибок Васи, чтобы помочь мальчику выполнить работу хорошо?

Личностные умения:

- проявить интерес к изучению темы;

- желание помочь мальчику.

Коммуникативные умения:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (оп­ределение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Познавательные умения:

формулирование познавательной цели;

Регулятивные умения:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно хорошо и усвоено учащимися плохо.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

деятельности

Блок А. Терминологический диктант по теме «Знаки препинания внутри простого предложения.

Цели:

  • Актуализировать знания о знаках препинания внутри простого предложения.

  • Актуализировать умения формулировать вопросы по данной теме.

  • Актуализировать умения различать особенности обращений, вводных слов, сравнительных оборотов, однородных членов предложения;

  • Научить

- определять, чем осложнено простое предложение и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о постановке знаков препинания при обращениях, вводных словах, сравнительных оборотах, однородных членов предложения;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- О чём сегодня пойдёт речь? Давайте определим тему нашего урока (Знаки препинания внутри простого предложения Слайд №3)

- А какую цель мы поставим? (Слайд №4)

С чего вы должны начать? Какой ваш следующий шаг?

Обучающиеся говорят о том, что сначала нужно вспомнить, чем осложняется простое предложение, как находить обращения, вводные слова, сравнительные обороты, однородные члены предложения и различать их особенности.

- Давайте проверим, насколько вы знаете правила по теме «Знаки препинания внутри простого предложения».

Задание 1:Терминологический диктант

  1. Члены предложения, которые относятся в предложении к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения.

  2. Слова или словосочетания, при помощи которых мы выражаем своё отношение к тому, что сообщаем.

  3. Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? или что?

  4. Слово, которое являются общим по значению для всех однородных членов предложения.

  5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

  6. Слово или словосочетание, которое указывает на того, к кому обращена речь.

  7. Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения.

- Какое ваше следующее действие?

Задание 2: САМОПРОВЕРКА (Слайд №5)

- Были ли у вас трудности в терминологическом диктанте? Почему? Какие выводы вы для себя сделали? (Нужно учить правила)

- Для чего необходимо знать теорию?

Задание 3: Диагностическое задание (Работа в парах)

Составьте и напишите два предложения, соответствующих схемам (каждая пара выбирает вариант сама):

I вариант: 1. |…, срав. оборот, …|.

2. |Вв. слово, …|.

II вариант: 1. |…, обращ.|.

2. |O,O,O,O |.

Вариант 3: 1.|…, вв.слово, … |.

2. |O и O, O и O |.

Затем пары меняются работами и проверяют правильность выполнения задания.



Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий однородные члены предложения, сравнительные обороты, вводные слова, обращения и использовать их в активном словаре;

- определять особенности однородных членов предложения, сравнительных оборотов, вводных слов, обращений и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках

учебного диалога.

Предметные умения:

-рассказывать:

  • о постановке знаков препинания внутри простого осложнённого предложения;

- составлять предложения по схемам.

Блок Б. Исправление ошибок в работе Васи, выявление трудностей и их преодоление.

Цели:

  • Актуализировать знания о знаках препинания внутри простого предложения.

  • Актуализировать умения формулировать вопросы по данной теме.

  • Актуализировать умения различать особенности обращений, вводных слов, сравнительных оборотов, однородных членов предложения;

  • Научить

- определять, чем осложнено простое предложение и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о постановке знаков препинания при обращениях, вводных словах, сравнительных оборотах, однородных членов предложения;

- правильно расставлять знаки препинания внутри простого осложнённого предложения;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.




Задание 1 (З)

Назовите признаки, благодаря которым вы определяли правильность составления предложений по заданным схемам.

Назовите особенности тех слов, которые вы осложняли простое предложение.

Задание 2 (З)

А теперь давайте вернёмся к работе Васи Васечкина и подумаем, сможем ли мы ему помочь найти его ошибки.

Что нам ещё должно помочь в работе?

Обучающиеся вспоминают алгоритм работы с простым осложнённым предложением. (Смотрят справочник и слайд 6)

Алгоритм

1. Найти грамматическую основу предложения.

2. Вспомнить, что такое вводное слово (сравнительный оборот и т.д.), по каким признакам нужно определять эти слова.

3. Расставить знаки препинания, графически обозначить (подчеркнуть, указав, каким членом предложения является; если не является членом предложения (вводное слово, обращение), то подчеркнуть снизу крестиками).

Задание 3(П)

Какие правила необходимо вспомнить, чтобы правильно объяснить знаки препинания в предложениях, в которых Вася Васечкин допустил ошибку?

(Раздаточный материал №1)

- Готовы? Предлагаю проверить себя и оценить уровень знаний по данной теме.

САМОПРООВЕРКА Слайд №7

- Как вы думаете, мы помогли Васе? А что эта работа дала вам? (вспомнили, закрепили, повторили) Какие проблемы выявили?

(Обучающиеся называют те проблемы, с которыми столкнулись при выполнении задания)

Диагностическое задание:

Вы выявили свои затруднения. Каким будет ваш следующий шаг по повторению знаков препинания внутри простого предложения? (Проверка и закрепление)

- Предлагаю проверить и закрепить ваши знания, выполнив следующее задание (Слайд №8 + раздаточный материал №2)

Найдите предложения

1 вариант – со сравнительным оборотом,

2 вариант – с вводным словом

Выпишите их, расставьте знаки препинания, графически выделите.

САМОПРОВЕРКА (Слайд №8)

1. Высоко в небе облачко серело, как беличья шкурка.

2. Разбухшие лиловые ветви тополей трепались весело, бойко.

3. К утру, наверное, пойдёт дождь.

4. Вдали виднелись разные постройки: хаты, сараи, гумна.

5. О чём ты задумалась, девица красная?

6. Утро – начало нового дня.

- Что представляют собой другие предложения? Какое правило нужно знать, чтобы справиться с этим заданием? Найдите грамматические основы предложений и графически укажите, чем они осложнены. (Проговаривается вслух и демонстрируется на СЛАЙДЕ №10)



Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий однородные члены предложения, сравнительные обороты, вводные слова, обращения и использовать их в активном словаре;

- определять особенности однородных членов предложения, сравнительных оборотов, вводных слов, обращений и обосновывать свое мнение;


Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания, используя правило;

- выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать правило постановки знаков препинания внутри простого осложнённого предложения;

- определять в предложениях слова, которые осложняют простое предложение, и правильно расставлять знаки препинания;


Блок К. Диагностика качества освоения темы.


Цели:

- установить степень усвоения темы, а именно:

- умение находить в предложениях обращения, вводные слова, сравнительные обороты, однородные члены предложения;

- умение правильно расставлять знаки препинания внутри простого осложнённого предложения.


Контрольное задание

Разобрались? Усвоили правила? Как проверить, насколько усвоили вы эту тему или нет? (нужно самостоятельно поработать).

- Предлагаю для самостоятельной работы тест Раздаточный материал №3 (собрать работы на проверку)

Работа с тестом

  1. В каком предложении есть сравнительный оборот? Знаки препинания не расставлены.

А) Я ничего не видел ни скал ни лесов.

Б) Жизнь течёт словно быстрая река.

В) Женьшень ценное и редкое растение.

2. В каком предложении есть вводное слово? Знаки препинания не расставлены.

А) Лес был красив точно терем расписной.

Б) Я любил бывать с Егором в лесу в поле на речке.

В) Сосна конечно круглый год зелёная.

3. В каком предложении есть обобщающее слово при однородных членах предложения? Знаки препинания не расставлены.

А) Стол стулья кресла всё обветшало и стало серым.

Б) Вечером ветер завыл в трубах загудел среди деревьев.

В) Теперь ни гор ни неба ни земли не было видно.

4. В каком предложении есть обращение? Знаки препинания не расставлены.

А) Расскажи Петя лучше о планетах.

Б) Я любил за вами наблюдать во время работы.

В) Ты видел туман над водой?

5. В каком предложении нужно поставить тире? Знаки препинания не расставлены.

А) Мы не можем ждать милостей от природы.

Б) Волхов наша родная и любимая река.

В) Он был хорошим и умным человеком.

Регулятивные умения:

- выполнять проверку и корректировку учебного задания.

Предметные умения:

- умение находить в предложениях обращения, вводные слова, сравнительные обороты, однородные члены предложения;

- умение правильно расставлять знаки препинания внутри простого осложнённого предложениия.






III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат деятельности


  • Стимулировать творческое отношение к процессу написания текста о чудесном сентябрьском лесе.

  • Научить:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для составления и написания письма;

- планировать учебную деятельность;

- составлять и оформлять текст, используя правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах, обращениях - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.



Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (репродуктивный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Репродуктивный вариант.

Впишите в текст слова в нужной форме так, чтобы получилось описание осеннего леса. Для выполнения задания используйте слова для справок.

Чудесен сентябрьский лес. (Какие?) … , (какие?) … листья чередуются с золотом клёнов и яркой зеленью елей. Ночи холодные, (вводное слово) … , за день солнце не успевает прогреть воздух. Пёстрая карусель листьев, падающих, (сравнительный оборот) …, оживляет эту незабываемую пору (какой?) …, (какой?)… осени. Мягкий ковёр, (сравнительный оборот)… , ложится к подножию деревьев.

Слова для справок:

Будто пух, золотой, вероятно, сиреневые, чудесной, пурпурные, словно парашютики.


Импровизационный вариант

Внесите исправления в текст, расставьте, где нужно, знаки препинания так, чтобы ваш друг был спокоен за вашу грамотность.

Чудесен сентябрьский лес. Сиреневые пурпурные листья чередуются с золотом клёнов и яркой зеленью елей. Ночи холодные вероятно, за день солнце не успевает прогреть воздух. Пёстрая карусель листьев, падающих, словно парашютики оживляет эту незабываемую пору чудесной, золотой осени. Мягкий ковёр будто пух ложится к подножию деревьев.


Эвристический вариант

Напишите текст-описание чудесного сентябрьского леса, используя эпитеты, сравнительные обороты, вводные слова, однородные члены предложения так, чтобы получился образный текст, который порадует ваших близких.

Личностные умения:

-проявлять творческое отношение к процессу написания текста о чудесном сентябрьском лесе. Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для составления и написания письма.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- составлять и оформлять текст, используя правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах, обращениях





IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика



Научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат учебной деятельности.

I.Задание на самоанализ

Закончите предложения:

Сегодня на занятии я хотел научиться ------------------------------для того, чтобы ……………………………………………………………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я справился с поставленной целью на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», потому что ………………………………………………

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности


• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Повторить, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания внутри простого предложения

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

* Заполняется учителем по окончании изучения темы.



Домашнее задание: Задание на выбор.

1.Познакомьтесь с повестью А.С.Пушкина «Метель», обратите внимание на речь, на знаки препинания внутри простых предложений. Выводы запишите в тетрадь.

2. Выпишите из данного текста 6 предложений, осложнённых однородными членами предложения, вводными словами, сравнительными оборотами, обращениями.