СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Предложный падеж имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Предложный падеж имен существительных»»

Технологическая карта

«Русский язык, 3 класс»

Перспективная начальная школа

Тема: «Предложный падеж имен существительных».



Цели деятельности учителя

формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении)

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: закрепление и применение на практике правила
Метапредметные:
Познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Основные понятия


Методы и формы обучения

Наглядный, практический, частично-поисковый; Фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи

Окружающий мир, чтение

Образовательные ресурсы

ИКТ, презентация, учебник, рабочая тетрадь.





Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

1.Организационный

момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Поэтому мы должны работать дружно и сообща!

-Приветствуют




-Самопроверка готовности к уроку.

Фронтальная

Личностные:

самооценка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение, попробуйте догадаться, что хотел сказать нам этим стихотворением Ломоносов.


Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(Михаил Васильевич Ломоносов)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?


Как вы понимаете значение слова «награда»?


Верно. Сегодня мы с вами снова отправимся искать ответы на все вопросы в мир русского языка.

Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Проведем минутку чистописания.


П, п.

С какой буквой мы будем работать? Что вы о ней знаете?



Пропишите по две заглавной и строчной буквы П.


Пушкин, погода, осень.

Что написано на другой строчке? (слова)

Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)

Какой частью речи являются эти слова? Как изменяются имена существительные? (число, падеж)

Продолжите строку и напишите эти слова каллиграфически.


Составьте предложение, употребив одно слово в Т.п.

Докажите, что слово «осенью» употреблено в Т.п.







Абсолютно верно!






-Слушают стихотворение





-Ломоносов призывает нас учить русский язык и делать это осмысленно.

-Слово «награда» имеет в этом случает значение слова «знания».




- работа в тетрадях





-Буквы П,п. Это буква обозначает 2 согласных звука, парный глухой, парный мягкий.

(работают самостоятельно в тетради)



-Слова.

-Это имя собственное.

-Это существительные. Они изменяются по числу и падежу.



(работают самостоятельно в тетради)

-Пушкин любил погоду осенью.

-Задаем вопрос «кем\чем?» - осенью. Так же мы знаем, что Т.п может быть употреблен как с предлогом, так и без него. Поэтому, если слово отвечает на падежный вопрос и не имеет предлога, то это Т.п






Фронтальная

Индивидуальная

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: 

Сохранение учебной задачи при выполнении заданий.

3.Изучение нового матери ала

Я знаю, что уже несколько уроков подряд, вы изучаете падежи. Посмотрите на экран. Что вы заметили?





- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.


- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)

- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы)


- Определите цель урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)


- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.



Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то, думать о ком-либо и о чем-либо. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.


Предлагаю вам познакомиться с небольшим стихотворением, которое поможет нам ответить на некоторые пункты нашего плана:

А я – падеж Предложный,

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет немил.

О ком? О чем я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «О», и «В», и «При» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем подумать, в чем гулять!


Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?


Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

На какие вопросы отвечает предложный падеж?

Поработаем в парах. Составьте два предложения. Найдите основу предложений. Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.


Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.


- Разбор 2 предложения по членам предложения.


В воздухе кружились листочки.


Сделайте вывод из того, что у вас получилось.


Посмотрите внимательнее, каким членом предложения является существительное в П.п?




Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже







Физкультминутка


-В таблице не хватает вспомогательных слов и вопросов.



-Заполняют таблицу









- определяют цель урока




































Падеж Ломоносов назвал предложным, потому он употребляется только с предлогами.

–Думать.

-О ком, о чём,





















-Имена существительные в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.

-Существительное в П.п является дополнением или обстоятельством.

-П.п отличается вопросами и употребляются слова в П.П только с предлогами.

-Без предлогов употребляется И.п, а всегда с предлогами – П.п.


Фронтальная

Индивидуальная






Регулятивные:
планирование учебной деятельности

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Первичное осмысление и закрепление

Откройте учебники на странице 92, упражнение 77. Прочитайте задание.

Что нужно сделать?




Выполните это задание, а также запишите к выделенным словам проверочные.

Какие словосочетания вы выписали? Докажите, что выделенные слова зависимые.





Какие проверочные слова вы подобрали? Какая здесь орфограмма?


Ребята, обратите внимание, что если слова стоят в предложном падеже, то мы можем задать два вопроса – смысловой и падежный. С падежными вопросами мы уже познакомились, а теперь найдите смысловой вопрос.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что падежный вопрос, который мы задаем к существительному, включает тот предлог, с которым это существительное употреблено, что позволяет нам также определить падеж.


Найдите упражнение 78 на странице 92 учебника.


Работаем устно, «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.


В каком падеже стоят НЕ выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены?

Молодцы



-А теперь проверим ваши знания, откройте свои печатные тетради на стр 60

На странице 60 есть упр 62, сейчас каждый самостоятельно выполнит эту работу

Как только все закончат, поменяйтесь тетрадями со своим соседом

А теперь давайте проверим, всё ли верно вы сделали!



-Выписать словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми.

-Написал (где? в чем?) в тетрадке. Растут (где? на чем?) на грядке.

-Тетрадка – тетрадь. Грядка – гряда. Орфограмма – парный по звонкости\глухости в середине слова.

-Смысловой вопрос – вопрос «где?»























(работают устно, по цепочке)

-В П.п. Употреблены с предлогом В, НА





(выполняют самостоятельную работу в печатных тетрадях)



(выполняют взаимопроверку)



Фронтальная

Индивидуальная

Парная

























Коммуникативные:

умение излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера




Познавательные: умение структурировать  знания;

оценка процесса и результатов деятельности, поиск информации



Регулятивные:
проверка по образцу; контроль и коррекция в случае расхождения с эталоном

5. Итоги урока. Рефлексия

-Ребят чем мы сегодня с вами занимались?



-Давайте еще раз вспомним и проговорим


- Вспомните, какую цель вы себе ставили. Похлопайте в ладоши те, кто считает, что своей цели на уроке он НЕ достиг. Потопайте ногами те, кто считает, что достиг своей цели, но у него еще остались вопросы. И встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что полностью достиг своей цели на этом уроке.

-Спасибо вам большое за работу!

-«Предложный падеж имен существительных»

(выполняют самооценку деятельности)

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные:
Соотносить результат своей деятельности с целью оценки.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные:
самооценка своей работы на уроке


© 2021, 680 19