III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Мотивирование к учебной деятельности | Предлагает учащимся продолжить предложения: – Сумма углов четырехугольника равна … – В четырехугольнике только один из углов может быть больше… – Сумму длин всех сторон четырехугольника называют… – Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника, называют … Организует беседу, используя вопросы: – Почему важно продолжить изучать четырехугольники? – Как можно преодолеть трудности при решении заданий на нахождение элементов четырехугольника? – Что поможет вам лучше и быстрее выполнять задания по геометрии? | Выполняют задание – … 360. – … развернутого. – … периметром четырехугольника. – … диагональю. Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли; демонстрировать навыки самомотивации |
V. Работа над темой урока. Решение заданий | Предлагает учащимся ознакомиться с заданиями, которые предстоит выполнить сегодня на уроке. Дает возможность определить, какие задания лучше решать всем классом, а какие – самостоятельно. Практические задания 1. (№ 10) Один из углов четырехугольника в 2 раза меньше второго угла, на 20 меньше третьего и на 40 больше четвертого. Найдите углы четырехугольника. 2. (№ 11) Найдите углы четырехугольника, если они пропорциональны числам 2, 3, 10 и 21. Является ли этот четырехугольник выпуклым? 3. (№ 13) Может ли у четырехугольника быть: а) три прямых угла и один острый; б) три прямых угла и один тупой; в) четыре прямых угла; г) четыре острых угла; д) два прямых и два тупых угла; е) два прямых угла, один острый и один тупой? 4. (№ 14) Периметр четырехугольника равен 63 см. Найдите его стороны, если вторая сторона составляет первой, третья – 50 % второй, а четвёртая – 150 % первой. 5. (№ 16) В четырехугольнике АВСD стороны АВ и ВС равны, а диагональ BD образует с этими сторонами равные углы. Докажите, что стороны CD и AD также равны. 6. (№ 20(1)) В треугольнике АВС известно, что А = 44, В = 56. Биссектрисы АК и ВМ треугольника пересекаются в точке О. Найдите углы четырехугольника МОКС. 7. (№ 22) Найдите диагональ четырехугольника, если его периметр равен 80 см, а периметры треугольников, на которые эта диагональ разбивает данный четырехугольник, равны 36 см и 64 см. | Анализируют предложенные задания. Определяют, с какими заданиями они справятся самостоятельно, а какие задания требуют помощи учителя или совместной работы всего класса. Решения: 1. АВСD – четырехугольник. Пусть А = х, тогда В = 2х, С = х +20, D= х – 40. По теореме о сумме углов четырехугольника: А + В + С + D = 360 х + 2х + х +20 + х – 40 = 360 5х – 20 = 360 5х = 380 х = 76 А = 76, тогда В = 2 . 76 = 152, С = 76 +20 = 96, D= 76 – 40 = 36. Ответ: 76, 152, 96, 36. 2. АВСD – четырехугольник, в котором А : В : С : D = 2 : 3 : 10 : 21. Тогда А = 2х, В = 3х, С = 10х, D = 21х. По теореме о сумме углов четырехугольника: А + В + С + D = 360 2х + 3х + 10х +21х = 360 36х = 360, х = 10 А = 2 . 10 = 20, В = 3 . 10 = 30, С = 10 . 10 = 100, D = 21 . 10 = 210. Ответ: 20, 30, 100, 210. Не является выпуклым. 3. а) нет; б) нет; в) да; г) нет; д) нет; е) да. 4. АВСD – четырехугольник. РАВСD = 63 см. Пусть Р = О твет: 18 см, 12 см, 6 см, 27 см. 5. Рассмотрим АВD и CBD: 1) AB = BC – по условию; 2) АВD = CBD – по условию; 3) BD – общая сторона. З начит, АВD = CBD по I признаку равенства треугольников. По свойству равных фигур AD = CD. 6. АВС: С = 180 – (А + В) С = 180 – (44 + 56) = 80. СВМ = АВМ = 56 : 2 = 28 (ВМ – биссектриса). МВС: М = 180 – (С + В) М = 180 – (80 + 28) = 72. ВАК = САК = 44 : 2 = 22 (АК – биссектриса). АКС: К = 180 – (А + С), К = 180 – (22 + 80) = 78. Четырехугольник МОКС: О = 360 – (М + К + С) О = 360 – (72 + 78 + 80) = 130. Ответ: 72, 130, 78, 80. 7 . Четырехугольник АВСD: AB + BC + CD + AD = 80 см. АВD: АВ + BD + АD = 36 см. DВС: DВ + ВС + СD = 64 см. Решим систему: AB + BC + CD + AD + 2BD = 100 80 + 2BD = 100 BD = 10 см. Ответ: 10 см. | Умение самостоятельно принимать решения |