СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Род и семья – исток нравственных отношений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

миоавмтвшымимшвамыщшмрозщывмрошврмшврмшврмшвшвыршашвагвшагмттмшвмишвмршвагщмромршщвырмт

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Род и семья – исток нравственных отношений"»



1. Общая часть




Предмет                     ОРКСЭ.Основы светской этики             Класс 4




Тема урока   Род и семья – исток нравственных отношений.




Планируемые образовательные результаты




Предметные

Метапредметные

Личностные


Усвоение понятий  род и семья,  верность своей семье и уважение своего рода, надежность семьи.

П. Развитие рефлексии «Я член семьи своего рода». Поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации.

Р. Умение ставить цели. Планирование своего действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане.

К. Согласование принятых решений друг с другом. Учет разных мнений и стремление к координации  различных позиций в сотрудничестве.

Формирование  семейных и родовых ценностей, доброжелательности к каждому члену семьи. Формирование ценностного отношения к семье, ко всем ее членам. Воспитание благодарности к родителям, уважения к старшему в роду.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;


Цель урока

Помочь учащимся осознать ценность рода и семьи,  как одно из важнейших  морально-этических  ценностей в обществе.



Основные понятия, изучаемые на уроке

Род, семья, фамилия, родословная.



Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).



Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Л. Н. Толстой. Отец и сыновья

Репродукция  картины З. Серебряковой «За обедом».

Репродукция  картины В. Маковского «В жаркий летний день»

Песня   М. Скребцова «Семь –Я».



Организационная структура урока




Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала




Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


5 минут

Беседа о:

- лексическом значении слова «семья»;

-о самых больших  и обычных семьях;

- объяснение смысла пословицы «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»;


П:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи




Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


13 минут

Беседа о:

- о родословном древе;

- о родственниках  дальних и ближних.

Презентация с видами генеалогических древ  Г.  Жукова,  А. С. Пушкина;

Работа с иллюстрацией в учебнике «Род Пушкина»;

- беседа об именах, отчествах, работа со словарем;

 - беседа о фамилиях, работа с учебником.

П:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

- извлекать информацию из текста;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;


Этап 3. Практикум




Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


12 минут

- беседа о старинных семейных фотографиях, старинных вещах семьи;

- анкетирование «Мои обязанности в семье»


.П:

извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

осуществлять синтез, составлять целое из частей;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция




Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД


10 минут

Конкурс «Кто это?» (Брат жены….., брат мужа…. и т.д.

Конкурс «Продолжи  пословицу» на тему: Все дороги  ведут  к  дому.

П:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;






Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание




Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД


5 минут

- Что самое главное в жизни каждого человека?

- Продолжите фразы:

- Теперь я знаю, что ……

- Мне было интересно узнать о ……..

Звучит песня   М. Скребцова «Семь –Я».

.П:

- слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

.К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся


Домашнее задание:        Создать образ семейного герба.






1. Общая часть




Предмет                     ОРКСЭ. Основы светской этики            Класс 4




Тема урока    Добро и зло




Планируемые образовательные результаты




Предметные

Метапредметные

Личностные


Усвоение понятий «добро», «зло».

П. Развитие рефлексии «Я добрый, я злой». Сравнение  и классификация по заданным критериям.

Установление аналогий.

Общий прием решения задач.

Р. Умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность добра.

Принятие и сохранение учебной задачи.

Умение учитывать  правило в планировании  и контроля способа решения.

К. Согласование принятых решений друг с другом. Умение задавать вопросы.  Умение  использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование ценности добра, вред  зла.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков  как собственных, так и окружающих людей. Сформировать представление о том, почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях.


Цель урока

Помочь учащимся осознать понятия добра и зла.



Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло.



Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).



Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

К. И. Чуковский. Доктор Айболит.

В. Шаинский. «Если добрый ты». Песня из мультфильма «Кот Леопольд»

Ю. Шмидт. О добре и зле.

Сборник русских народных пословиц и поговорок.

Репродукция  картины В. Васнецова «Аленушка»

Древняя китайская легенда  «Добро без ума»



Организационная структура урока




Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала




Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


5 минут

Создание проблемной ситуации:

Учитель читает отрывок из стихотворения

«Добрый доктор Айболит»…

Беседа:

-Почему  он  добрый?

-Если посадить под это же дерево Бармалея, будет ли он добрым?

Работа со словарем Ожегова: найти определения добра и зла.


П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи




Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


15 минут

Рассказ учителя:

Древняя китайская история  «Добро без ума»

Вывод:

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Работа в  парах.

Сказать (написать) как можно больше добрых слов в адрес одноклассника (цы).

Игра «Доскажи словечко» (досказать подходящее по смыслу доброе слово в четверостишии). 

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


Этап 3. Практикум




Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


13 минут

Работа  в группах.

- Добро многогранно. Поищите варианты  доброго поведения в ситуациях.

Работа с пословицами о добре и зле. Вывод.


П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция




Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД


5 минут

-Закончите предложения:

Я могу простить другого человека, если…   и т.д.

П:

 -строить речевое высказывание в устной форме;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и форме;






Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание




Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД


7 минут

- Послушайте стихотворение Ю. Шмидта о добре и зле.

- Какова главная мысль стихотворения?  

(Добро и зло все время рядом, и от нас  зависит, чего на земле будет больше, что победит.)

 Звучит песня  В. Шаинского. «Если добрый ты» (из мультфильма «Кот Леопольд»)

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


Домашнее задание:    Выписать  из текста параграфа 2-3 предложения,  которые показались самыми  важными.