СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Умение анализировать, сравнивать,  делать выводы, строить суждения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами.»»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

по теме «Предложения с однородными членами.»

(По учебнику Т.А. Ладыженской)


Цели урока:

Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Регулятивные: умение анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Познавательные: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены.

Коммуникативные: учебный диалог ученика с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдение правил речевого поведения.

Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


Мотивация к успешной работе



Работа над ошибками

Настрой на работу


- Здравствуйте! - это удивительное  слово,  особенное.  Когда  мы  произносим  его, то  не  только  приветствуем  друг  друга,  но  и  желаем  здоровья.
Поэтому  чаще  говорите: «Здравствуйте!» ( все  вместе) - это  слово  обладает  оздоровительной  силой.  В  нем  - здоровье, в нем много  звуков,  которые  заряжают  бодростью.


Записывает дату. Вызывает учеников допустивших ошибки в домашней работе

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Приветствуют учителя, хором говоря «Здравствуйте!»




Работают в тетрадях.

Проводят выборочную работу. Выполняют работу над своими ошибками и записывают часто встречающиеся орфограммы в тетрадь.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Систематизация изученного материала

Терминологический диктант.



Задание. Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.


Ребята, посмотрите на экран, (слайд №2) перед вами синтаксические термины. Вам нужно записать слова и подчеркнуть их графически так, как мы обозначаем их при разборе предложения по членам.


- Обменяемся с соседом тетрадью и проверим друг у друга написанное и подчеркнутое.


Записывают термины, подчеркивают, осуществляют работу в паре.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)


Актуализация знаний


Работа с текстом














1) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.(Ф.И.Тютчев) 2) Сумрак ночи к западу уходит серой мглой над черной пашней бродит по бурьянам стелется к земле… (И.А.Бунин) 3) Уж звезды светлые взошли и тяготеющий над нами небесный свод приподняли своими влажными главами. (Ф.И.Тютчев) 4) Россия начинается с пристрастья к труду к терпенью к правде к доброте. (В.Боков) 5) И чист и тих и ясен свод небес. (А.К.Толстой)


- Ребята, я хочу вам рассказать сказку.  Жил да был  в русской деревне юноша, и хотел он ,чтобы все ребята видели красоту русской природы.. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:

(Слайд 2)

Слушают, участвуют в беседе.

Предполагаемый ответ:


Природа прекрасна. Осень бывает дивной, а сумрак ночи уходит, стелется. Небеса чисты и ясны.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)


Формирование новых знаний




Работа в группах, на партах лежат вопросы со слайда



1. Сколько определений в первом предложении?

2. Найдите и выпишите грамматическую основу второго предложения.

3. Сколько в 3 предложении сказуемых ?

4. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

5. С какой интонацией они читаются?

6.Найдите дополнения в четвертом предложении.

7. Что особенного вы заметили в пятом предложении?

6. Как называются подобные члены предложения?




-  Понравилось ли вам эти строки из стихотворений замечательных русских поэтов? Чем? Каким вы себе представили образы ? Кого они напоминают?

-Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.  Я предлагаю вам в группах обсудить.


-Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

-Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали (Слайд № 5)

-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

-С какой интонацией они читаются?


-Как называются подобные члены предложения? ( Ответ– Однородные члены предложения)

- Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать  однородные члены?



Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.


Для того чтобы ставить знаки препинания.

Запись темы урока  в тетради  « Однородные члены предложения и знаки препинания  при них.


Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Повторение и формирование знаний

Работа с ЭОР

Правила постановки знаков препинания при однородных членах

-Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения, работаем в парах.


http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami


Выполним задание на закрепление материала.

Выполняют задание, работают в паре.












Учащиеся дают понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Работа по осмыслению и усвоению нового материала


Работа с ЭОР

Интерактивная таблица

Схемы соединения и разделения однородных членов предложения

-Посмотрите на схемы однородных членов предложения, давайте вспомним знаки препинания в предложениях с однородными членами и как мы должны их отразить схематически.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9cc4a584-a8c2-4c0c-9c1d-aef922237ebb/%5BNS-RUS_4-02%5D_%5BPD_053%5D.html


Работают со схемами

Извлечение необходимой информации (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Физкультминутка


Выполняют упражнения

-Ребята, давайте отдохнем и выполним несколько упражнений.


http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

Выполняют упражнения.


Первичное закрепление

Работа с ЭОР

Интерактивный текст

Работа с текстом

(Практическое задание)

-Давайте попробуем проставить запятые в данном тексте

Сокровища Урала

Б..гаты п..лезными иск..паемыми (У, у)ральские горы. Здесь добывают медь мрамор зол..то. А еще на (У, у)рале много самоцветов. Так называют ценные камни изумруд малахит яшму хрусталь. Из них мастера делают вел..колепные укр..шения. (Е.В.Симонова)



Дополнительное задание для группы сильных учеников.


Разберите синтаксически предложение с однородными членами и обобщающим словом. Начертите его схему.

- Сколько словосочетаний можно выделить в последнем предложении? Запишите эти словосочетания и разберите их: укажите главное и зависимое слова, способ их выражения.


Читают текст, выполняют задания.

Извлечение необходимой информации (П)

Работа в парах (К)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с учебником


Читаем задание упражнение 199, выполняем письменно.

Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте. Выполняют письменно в тетради, комментируют.


Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)


Рефлексия

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Оцениваем то, как вы усвоили материал

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

- Выставление оценок за урок.


Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют лингвистическую речь. Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Д.з.


П.40.

Упр.200.


Посмотреть видео – урок «Однородные члены предложения»


http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/odnorodnye-chleny-predlozheniya-znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-s-odnorodnymi-chlenami-pre

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)






ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Электронный учебный модуль информационного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме «Однородные члены предложения»


Определение

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami


2

Схемы соединения и разделения однородных членов предложения

Электронный учебный модуль информационного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме «Однородные члены предложения»


Составление схемы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9cc4a584-a8c2-4c0c-9c1d-aef922237ebb/%5BNS-RUS_4-02%5D_%5BPD_053%5D.html

3

Физкультминутка


Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

4

Знаки препинания при однородных членах предложения

Электронное задание «Знаки препинания при однородных членах».

И

Электронный учебный модуль практического типа для сильных учеников.

Задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1f6972d-da27-4822-aa05-9c174fff1092/%5BNS-RUS_4-02%5D_%5BQS_056%5D.html



http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami

5

Знаки препинания при однородных членах предложения


Видеоурок

http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/odnorodnye-chleny-predlozheniya-znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-s-odnorodnymi-chlenami-pre























Технологическая карта урока

Тема: Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века. Ода «На день восшествия...»

Цели для ученика

  1. Понять особенность жанра оды, научится находить мораль, верно ее интерпретировать;

  2. Научиться выразительно читатьоду , анализировать их,;

  3. Закрепить навыки работы с дополнительными источниками (словарем, Интернет-ресурсами и др.), с таблицей, таким образом, совершенствуя навыки анализа и синтеза

Цели для учителя

1.образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях жанра оды; познакомить с творчеством Ломоносова , сравнить оды разных эпох, расширить круг читаемыхпроизведений;

2.развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию в книгах,  Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления;      

3.воспитывающие: воспитывать интерес к чтению оды и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки произведения.

Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Формы контроля

Текущий, опрос индивидуальный, фронтальный

Образовательные ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

УУД

познавательные

личностные

коммуникативные

регулятивные

1.Мотивация учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества В оде поэт бескорыстен:он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промыла, торжествует о величии родиого края, межует перуны в супостатов,

блажит праведника, клянет изверга

Создание мотивации
















Прочитайте высказывание Н.М.Карамзина.

Все ли вы поняли из прочитанного?

Какие слова вам показались непонятными? Почему?

Жанр какого произведения, по мнению Н.М.Карамзина, позволяет поэту высказать свое отношение к людям, историческим событиям, дать оценку?

Чем ода отличается от лирического и прозаического произведений?











Развивают интерес к изучению оды.

Ученики отвечают на вопросы.



Способствует созданию мотивации.

.1 Беседа по ДЗ

«Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века»

- Дайте определению жанра оды

- Где и когда возник жанр оды?

- Каковы его тематические, композиционные и стилистические особенности?


Ода – поэтический жанр, посвященный прославлению важных событий жизни государств и известных исторических деятелей, отличается приподнятым характером и высоким гражданским содержанием.

- Ода возникла в Др.Греции как песнопение в честь героев и победителей Олимпийских игр. Из античных поэтов-одописцев известны Пиндар, Гораций, Анакреон, с именами которых связаны формирование гражданской, похвальной и анакреонтической разновидностей оды. Ода особо распространилась и получила свое развитие в эпоху классицизма. Во Франции теорию оды разрабатывали Н.Буало, в России – Сумароков, Тредиаковский, Державин, Ломоносов.

- Предметом изображения в оде были

А) важнейшие события общественной жизни

Б) лирическое состояние гражданина, для которого существовала неразрывная связь связь между личным и общественным

- Повествователь в оде – носитель общественного сознания, выразитель идеалов эпохи





2. Актуализация знаний, постановка целей урока

Способствует развитию личного интереса . эмоционального отношения к изучаемой теме .



Комментарии учителя


- Отечественная ода эволюционировала от собственно похвальной оды Тредиаковского к публицистической Ломоносова, критической Сумарокова, сатирической Державина и тираноборческой Радищева

- Среди русских одописцев были защитники монархии (Петров, Ломоносов), сторонники гражданской и политической свободы (Радищев и Рылеев)

- Классификация жанра По тематическому принципу – духовные, позвальные, победно-патриотические, философские, тренические. По отношению к литературной школе – ломоносовская, сумароковская

А) «Витийственное», или ломоносовское, направление, которое культивировало похвальную и победно-патриотическую оду, отличавшуюся приоритетом образности и красоты слога над смыслом, обилием риторических фигур и тропов, ораторскими интонациями. К этому направлению принадлежали В.Петров, Державин, А.Радищев.

Б) Рационалистическое, или сумароковское, школа одописцев развивала формы похвальной и ананкреонтической оды,

формируется положительное отношение к изучаемому материалу,

осознают трудности , стремятся их преодолеть,

осознают себя частью русской культуры и народа

Записывают тезисы

используют алгоритм в речи

стремилась к простоте, ясности содержания, внутренней логичности композиции и стилевых решений. Это оды В.Майкова, М.Хераскова, В. Капниста

По отношению к литературной традиции – пиндарическая, горацианская. Ананкреонтическая

По социально-политической направленности – хвалебная, адресованная монарху, тираноборческая.

3.Проблемное объяснение нового материала

Способствует развитию личного интереса . эмоционального отношения к изучаемой теме .


.

Выступление ученика

Комментарии учителя

.

Русская ода, как правило, чуждалась чистых форм

- Жанр оды был тесно связан с эстетическими категориями прекрасного, возвышенного и героического

- Макроструктура оды обычно была трехчастной (вступление, основная часть, заключение), микроструктура зависела от содержания и жанровой разновидности произведения

- Большая часть од построена как монолог

- Система образов строилась на основе антитезы с использованием разлиичных групп персонажей: реально-исторических, аллегорических, символических

- Жанр пришел в упадок к концу XVIII в., но продолжал существовать наряду с другими, сентименталисты и романтики пародировали оду.

формируется положительное отношение к изучаемому материалу,осознают трудности , стремятся их преодолеть, осознают себя частью русской культуры и народа

Учатся вести диалог с учителем и учениками на уроке

Планируют ответ

4. Открытие новых знаний

Способствует развитию личного интереса . эмоционального отношения к изучаемой теме .


-Выразительное чтение оды



Задания на пробное действие














3 Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»

- Какова основная мысль оды?

- За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется поэт?

вопросы:

- необходимость развития науки и просвещения А) написана по случаю пятой годовщины восшествия на престол Елизаветы, дочери Петра. Чтение од раньше составляло часть церемониала, поэтому правители заказывали их. Поэт выходил за рамки придворной речи, поднимая важнейшие

- развития и процветания государства

- Петр как образец для царствующей императрицы

- важность миролюбивой политики Елизаветы

Б) Относится к жанру торжественной оды –

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции.














Анализируют произведение. Делают выводы.






























Выявление места и причины затруднения

доказать

В)Композиция – обычная, строгая

1-2 строфы – зачин с традиционным обращением к императрице, прославлением красоты, величия мироздания и самой императрицы

3-6 строфы – прославляются деяния Елизаветы Петровны

7-11 строфы – с восхищением поэт вспоминает Петра-реформатора, идеал русского монарха

С 12 строфы – вновь восхищение заслугами «Великой Петровой дщери». При этом описывает богатство, красоту и необъятность просторов державы. Описание завершается призывом к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки

22 -23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой

24 строфа - заключительное прославление императрицы и благословление ее мудрого, миролюбивого царствования

Г) Идея укрепления и развития государства на просветительских основах

Д) Автор – патриот, государственник, заботящийся о благе Отечества

Е) Художественное своеобразие

- Соответсвует ли произведение одическому канону?

а) торжественный стиль

б) герои античной мифологии, исторические личности

в) славянизмы

г) обилие риторических вопросов, восклицанний, обращений

д) сравнения, метафоры, олицетворения

4 Сравнить с духовной одой «Вечернее размышление о Божьем величестве, при случае великого северного сияния»




Выявление места и причины затруднения


Построение проекта выхода из затруднения

5.Итоги урока.

Рефлексия

Помогает сделать выводы


































-Выразительное чтение оды

- Что такое духовные оды и каковы их особенности?

А) Не имеет библейского источника, навеяна научными занятиями по физике и астрономии. Это опыт создания научной картины мира средствами поэзии.

Б) Выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния

В) В центре – образ человека-исследователя, подобного титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца

Т.о. вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца

Д) Эмоциональный диссонанс поражает в оде. С одной стороны, восторг перед ощущением божественной гармонии в мироздании, с другой – тревога перед непознаваемость мира.

Е) Это гимн и элегия (стихотворение рассуждение о жизни-смерти, проблемах бытия) одновременно


Внимательно слушают чтение уч-ся

Отвечают на вопросы

Планируют ответ д. з.




Оцениваем то, как вы усвоили материал

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

- Выставление оценок за урок.









ДЗ Читиать ст. Биография Державина – с.59-62, 65 (до Белинского включительно)

чтение оды «Фелица»

выучить отрывок из оды Ломоносова























Технологическая карта урока

Тема: Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века. Ода «На день восшествия...»

Цели для ученика

  1. Понять особенность басенного жанра, научится находить мораль, верно ее интерпретировать;

  2. Научиться выразительно читать басни, анализировать их, инсценировать;

  3. Закрепить навыки работы с дополнительными источниками (словарем, Интернет-ресурсами и др.), с таблицей, таким образом, совершенствуя навыки анализа и синтеза

Цели для учителя

1.образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством Эзопа, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг читаемых басен;

2.развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию в книгах,  Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления;      

3.воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки басни.

Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Формы контроля

Текущий, опрос индивидуальный, фронтальный



Образовательные ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

УУД

познавательные

личностные

коммуникативные

регулятивные