Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК Т.А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой)
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
МАОУ « СОШ №63»
Учитель русского языка и литературы
Цибикова Екатерина Самбуевна
Тип урока: систематизация и обобщение полученных знаний
Вид урока: комбинированный
Цели:
образовательные:
повторить изученное о существительном и применить знания на практике
показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль
учить отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
развитие умения аргументировать свои высказывания;
развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
развитие умения работать в заданном темпе;
воспитывающие:
воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
воспитание положительного отношения к знаниям;
воспитание патриотизма.
Задачи:
Предметные: Повторить и обобщить значение и морфологические признаки существительного как части речи. Формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. Повторение биографии и стихотворений Ф.И. Тютчева, первичный анализ лирического произведения.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
.Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, в парах, в группах, фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями, оценочный лист
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. -Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
2. | Мотивация. Актуализация опорных знаний | Организовывает проверку д/з. - Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что является основной единицей морфологии? - На какие две группы делятся все части речи? - Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? | Отвечают на вопросы учителя |
3. | Выявление места и причины затруднения | Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения. Лингвистическая разминка. «Отгадай-ка» -Ребята, вы любите загадки? Давайте попробуем отгадать. Отгаданные слова записываем на листочках, которые у вас лежат на столе. 1.Низок, да колюч, сладок, не пахуч, ягоды сорвешь-всю руку обдерешь.(Крыжовник) 2.Мы висим на тонких ветках, и на головах у нас беретки. Как только время подойдет-кабан нас сразу же найдет.(Желуди) 3.Мы вчера в лесок зашли, и чего мы там нашли? Он стоял на толстой ножке, в крепкой шляпке у дорожки.(Гриб) 4.Он ходит голову задрав, не потому, что гордый нрав, не потому, что важный граф, а потому, что он …(Жираф) 5.Живет в норке, грызет корки, короткие ножки, боится кошки.(Мышь) - Определите, к какой части речи относятся эти слова. -Что такое имя существительное? Какие грамматические признаки оно имеет? - Почему у нас возникли затруднения? | Отгадывают загадки, записывают отгадки. Отвечают на поставленные вопросы. |
4. | Определение темы урока. Целеполагание | Организовывает вывод темы и целеполагание. - Предположите, какая тема урока у нас сегодня. - Запишите тему в тетрадь. - Знакома ли вам эта тема? - Попробуйте, сформулировать цели нашего урока | Высказывают свои предположения. Имя существительное как часть речи Записывают тему. Формулируют цели урока. 1.Научиться отличать имена существительные от других частей речи 2.Вспомнить морфологические признаки существительного и синтаксическую роль существительного как части речи. |
5. | Актуализация знаний | Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала. Вы говорили о том, что будем вспоминать морфологические признаки, назовите раздел, который изучает их (уч. стр.44) -Морфология -Что она изучает? -Морфология изучает слово как часть речи. -Какой темой в разделе по счету является имя существительное? (Первая) -Насколько это важно? -Если мы запомним тему, то усвоение последующих тем будет легким и понятным -А имя существительное морфология изучает? (Да) -А что вы знаете об этой части речи? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по падежам, числам и родам, в предложении чаще всего бывает подлежащим) -Замечательно, а кто знает, от чего произошло имя существительное? -Тогда послушаем Леру, она нам даст небольшую историческую справку об этой части речи. -Какое место в русском языке занимает существительное среди других частей речи? Вывод: в русском языке имя существительное главная часть речи. -Мы с вами узнали, что имя существительное-главная часть речи. Пришло время узнать, что же оно может называть. Для этого выполним задание №2 на желтых карточках. (дети работают в парах с карточками, напечатанными на листочках, затем проверяют по слайду, выставляют себе баллы в карты) | Изучают теор. мат. учебника. |
6 | Первичное закрепление | Задание №2.Вставьте пропущенные буквы. Распределите их по колонкам. (слайд №6) М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова. Название людей | Название предметов | Название признаков | Название действий | Название животных | Название веществ | Олег | зеркало | смелость | молотьба | олень | нефть | пилот | тетрадь | радость | стрельба | собака | малахит | тракторист | велосипед | синева | бег | корова | молоко | | | | | | | Вывод. Что может называть имя существительное? Имя существительное может называть людей, предметы, признаки, действие, животных, веществ, т.е то, что нас окружает. | Отвечают на вопросы, выполняют задание совместно с учителем. 1) названия людей; (Олег, тракторист) 2) названия предметов. (Зеркало) 3) названия признаков; (Смелость, синева) 4) названия действий. (стрельба, бег) 5) названия животных; (Олень) 6) названия веществ. (Нефть, малахит, молоко) |
7 | Физкультминутка | Учитель называет слова, если ж. р.- руки вверх, м. р. - хлопают в ладоши, ср. р. приседают.(дом,мама,молоко,сыр,подружка,облако,ручка,бегемот,белье,белка) -Понравилась разминка? А теперь соберемся с мыслями и подумаем, какие признаки существительного в физкультминутке мы с вами сейчас называли?(морфологические) | Выполняют упражнения |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовывает работу над определением синтаксической роли сущ. в предложении. -А какие морфологические признаки существительного вы знаете? (Пост: собст.или нариц, одуш. или неодуш, скл, род; непост: падеж, число) Задание №3 -Хорошо, давайте проверим на примере текста, как вы умеете определять морфологические признаки(зеленые карточки) Проверяют (на слайде),в карте оценивают себя -Ребята, а много ли существительных в тексте?(8)Назовите их. (Приложение №2) Вывод: имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки -А может ли имя существительное иметь еще какую-нибудь роль? Какую? (синтаксическую) -Что это такое? -Это роль имени существительного в предложении, чем является (подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство) -А с чем мы должны поработать, чтобы определить роль существительного -Поработать с текстом. На слайде записаны предложения, в которых говорится о дереве. Вам нужно определить каким членом предложения является слово «дерево» в предложениях. Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. Сосна-это хвойное дерево. Из-за редких деревьев виднелись дома. Наш дом из дерева. -Какова роль может быть у имени существительного, чем оно может являться в предложении? Вывод: Имя существительное в предложении может быть разными членами предложения (подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством) -Ребята, скажите, эти предложения будут являться текстом? (Нет.).Тогда давайте попробуем составить текст из этих предложений, взять за основу любое(рассказывают друг другу, затем несколько текстов(2-3) рассказывают вслух) -Все справились, молодцы. | Работают самостоятельно. Проверяют друг у друга |
9. | Включение в систему знаний и повторение | У нас осталось еще одно задание. Заполнить таблицу и привести примеры. Грамматические признаки имени сущ-го | Общее значение | Предмет | Морфологические признаки | Одуш. и неодуш., род, число, падеж | Синтаксическая роль в предложении | Любой член предложения | | Работают с теоретическим материалом учебника в парах, заполняют таблицу |
10. | Рефлексия | - Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Вам нужно выставить баллы в оценочном листе. | Оценивают свои знания |
11. | Задавание домашнего задания | Задаёт домашнее задание, комментирует. Домашнее задание дифференцированное. Если набрали 8 и более баллов,упр.473,у кого меньше упр.472 и творческое задание «Написать сказку об имени существительном(по желанию) | Записывают домашнее задание |
12. | Подведение итогов | Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. | |
Приложение №1
Задание №2.Вставьте пропущенные буквы. Распределите их по колонкам.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
Название людей | Название предметов | Название признаков | Название действий | Название животных | Название веществ |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение№2
I вариант
Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признака: собственное,одушевленное,1склонение,ед.ч., тв.п, ж.р, в предложении дополнение
Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.
II вариант
Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признаками: нарицательное,одушевленное,1склонение, мн.ч, тв.п, ж.р. в предложении дополнение.
Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.
Приложение№3
Историческая справка об имени существительном.
Слово «существительное» произошло от древнерусского слова «сущий», т.е. существующий, имеющийся в действительности. Оно родственное слову «суть». С этой части речи началось освоение окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное. Без него речь была бы непонятна, скучна и однообразна.
Приложение№4
Оценочный лист
Класс 5 г Ф.И. учащегося
Вид работы | Балл | Оценивание себя | Оценивание соседа | Общее кол-во баллов | Оценка |
Задание №1. «Отгадай-ка» | 1б- 3-4 ошибки 2б- 1-2 ошибки 3б- 0 ошибок | * | | | |
Задание №2 Вставьте пропущенные буквы (работа в парах) | 1б- 3-4 ошибки 2б- 1-2 ошибки 3б- 0 ошибок | | * | | |
Задание №3 Определить морфологические признаки | 1б- 3-4 ошибки 2б- 1-2 ошибки 3б- 0 ошибок | * | | | |
Задание №4 Составить кластер(работа в группах по 4 чел.) | 1б за работу 0б –не работал | | * | | |
Норма оценок:
8 и более баллов-оценка «5»
6-7 -баллов-оценка «4»
5б- оценка «3»
Менее 5 баллов- оценка «2»