Организационная информация |
Тема урока | Состав слова. Закрепление орфографических навыков при написании корней слова |
Предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Программа | «УМК Перспектива » |
Автор урока (ФИО, должность) | Панкова С.Н, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | ГБОУ гимназия № 192 |
Методическая информация |
Тип урока | комбинированный |
Базовая технология | Обобщение. Систематизация знаний. |
Межпредметные связи | Русский язык Литературное чтение |
Цели урока | Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся. Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. |
Задачи урока | – формировать представления о роли корня в слове; умений находить орфограммы в корне слова, умение распознавать и подбирать проверочные слова; – развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность; – воспитывать положительную мотивацию путем вовлечения каждого в активную деятельность, формировать умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. |
Методы обучения | -системно-деятельностный, решение проблемных ситуаций, ИКТ |
Формы работы | Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная |
Средства обучения | (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, раздаточный материал. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока | обучающиеся научатся находить и проверять орфограммы в корне слова, распознавать однокоренные слова, закрепят знания по теме. |
Ресурсы | Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Л.Ф. КлимановаТ.В.Бабушкина, под– 5-е изд.,испр.доп.. – М.: Просвещение, 2018. Презентация MicrosoftOfficePowerPoint , |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта второго поколения. Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание «ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися. |
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
Этап урока | Формы работы (деятельность учителя) | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение деятельности (орг. момент). Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок. | -Садитесь. – Начинаем урок русского языка. -Запишите число, классная работа. - Наш урок мы начнем с повторения словарных слов. - Посмотрите на экран. – Сейчас по цепочке мы будем называть словарное слово, проговаривая букву, которую нужно запомнить и записывать в тетрадь. (Показ презентации, слайды по порядку). Словарные слова: корзина, человек, корабль, сверкать, викторина, магазин, изложение, бутерброд, фантазия, якорь, лягушка, ситуация, огонь, биография, кабинет, железо. - Ребята, я хотела бы Вам прочитать пословицу: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете? Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. | Обучающиеся настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. Делают запись в тетрадях Ученики по очереди называют словарные слова и комментируют правильное написание. | | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа: повторить изученные орфограммы. | - На доске записаны строчки со словами, из каждой строчки составьте и запишите предложения. Подберите название к тексту (Слайд). Белые, на земле, лепестки, на крапиве, на зелени, лежат, травы. Отцветает, в нашей, черёмуха, местности. Цветение, сирени, на очереди, яблони, и. Придет, земляники, там, а, пора. - Давайте будем составлять текст по предложениям, потом запишем.- Прочитаем, что получилось, придумаем заголовок. – Запишем. Задание: - Укажите над словами части речи. - Подчеркните орфограммы. - Найти и выделить грамматическую основу в первом предложении. В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы? Во время работы над текстом нескольким ученикам предлагается работа по карточкам. Карточки собрать. Физкультминутка - Я буду читать однокоренные слова Лес и Сад, если прозвучит слово с корнем – Лес-, вы сидите, если слово с корнем – Сад-, встаете! Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, перелесое. | Ученик работает у доски, записывает текст. Все остальные ребята записывают в тетрадях и поэтапно выполняют задания. На земле, на зелени травы, на крапиве лежат белые лепестки. В нашей местности отцветает черемуха. На очереди цветение сирени и яблони. А там придет пора земляники. Ученики выполняют движения по заданию. | Умения составлять текст, находить в словах орфограммы, узнавать части речи, уметь находить основу предложения. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
III. Самоопределение к деятельности Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок. | -Посмотрите на экран. Выполняем следующее задание. -На экране вы видите однокоренные слова, самостоятельно запишите группами, выделите корень. Дом, грустный, сказать, грусть, домашний, сказка, грустить, домовничать, сказочный. - Давайте проверим, что у вас получилось? - Найдите в любой группе слово с безударным гласным. - Найдите среди однокоренных слов проверочные слова. - Найдите слова с непроизносимым согласным и проверочное слово. - Найдите слово с парным согласным и проверочное слово - Одинаково ли произносятся гласные и согласные в однокоренных словах? - Сегодня мы с вами повторим и закрепим орфографические навыки при написании корней слова. Повторить правила, в парах проговорить друг другу! | Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Коллективная проверка Дом, домашний, домовничать. Грустный, грусть, грустить. Сказать, сказка, сказочный. Отвечают на вопросы учителя. Ученики работают в парах, повторяют правила. | | |
III. Работа по теме урока. Цели этапа: актуализировать знания о правописании орфограмм корня, значении суффиксов. | Работа с учебником. -Ребята, откройте учебник на стр. 104 упр. 178 -Рассмотрите иллюстрацию к сказке С. Маршака. -Кто герои сказки? (семья ежей) - Прочитайте задание. Подберите однокоренные слова к слову ёж по картинке (ёж, ежиха, ёжик, ежонок) -Каким способом образовались эти слова? (с помощью суффиксов) -Какое лексическое значение имеют суффикс –их-? - Какое значение имеют суффиксы –ик-, -онок-, -ёнок-? (образуют существительные – названия детенышей животных. Суффикс – ик- также имеет уменьшительно-ласкательное значение) - Прочитайте стихотворение, которое получилось и запишем с комментированием Жили-были серый ёж И его ежиха. Серый ёж был очень тих, И ежиха тоже. И ребенок жил у них, Очень тихий ёжик. -В каком однокоренном слове гласный в корне безударный? - Какое слово является проверочным? Работа по учебнику. -Ребята, откройте учебники на стр. 104, упр. 179 -Прочитайте группы слов. -Укажите общий признак каждой группы слов. - В какой части слова находятся эти орфограммы? - Какое их общее значение? (орфограммы корня) - Объясните написание орфограмм в парах. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка. | Учащиеся работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь и комментируют (один ученик) Учащиеся работают с упражнением в учебнике по заданию. Работают в парах. Устное определение типа орфограммы. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами, объясняют их написание, подбирают проверочные слова. | Распознавать орфограммы, уметь образовывать слова с помощью суффиксов, знать значение суффиксов. Распознавать орфограммы в корне слова; - подбирать проверочные слова. | Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проверять результат выполненного задания. Коммуникативные: формулировать монологическое высказывание. |
IV. Физкультминутка. | -А сейчас мы поиграем и разомнемся. Я буду называть слова с безударным гласным. Если нужно вставить буквы а, вы поднимаете руки вверх, а если о – вы приседаете, потихоньку называя проверочное слово. др…жать ж…ра в…лна с…лить тр…ва х…дили св…рить -Молодцы! Спасибо! | Обучающиеся выполняют задания. | Предметные: - закрепить умение определять на слух орфограммы; - учиться подбирать проверочные слова; | Здоровьесберегающая: - снижение нагрузки во время обучения; - восполнение двигательной активности. |
V. Закрепление изученного материала | Работа в группах. Задание по рядам 1- й ряд – придумайте предложение, с безударной гласной в корне слова. 2-й ряд – где есть слово или слова с парной согласной. 3-й ряд – с непроизносимой согласной. | Учащиеся составляют предложения устно. | учение придумывать пословицы и поговорки, находить в них орфограммы | Умение работать в паре (группе) Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность |
VI. Рефлексия и подведение итогов урока. | - Из каких значимых частей состоят слова? -Какие орфограммы могут быть в корнях слов? -Как провести проверку, если орфограмма находится в корне слова? -Сегодня на уроке мы работали активно и получили отметки. Д.з. стр. 104 упр. 180 - Молодцы! Спасибо за урок! | Ответы учащихся | Формулируют вывод, проводят самооценку | Умение выражать свои эмоции Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |