- формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак);
- находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки).
- развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, восприятие, логическое мышление;
- развить у учащихся кругозор и познавательный интерес.
- развивать умения сравнивать и анализировать.
- развивать способность к самоанализу и самоконтролю.
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент | Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность | ФОФ | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Включаются в деловой ритм урока. | Обучающиеся готовы к деятельности на уроке. Отвечают на вопросы учителя | Положительный эмоциональный настрой на работу. Наблюдение учителя |
2 | Актуализация знаний и выявление индивидуаль- ных затруднений | Создать условия для припоминания ранее изученных понятий | ФОФ ПОФ | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Минутка чистописания. Для минутки чистописания предлагает послушать скороговорку, ответить на вопросы. Какой звук больше всего выделяется в скороговорке, какой буквой его обозначим? Дайте характеристику звуку [ч'] Словарная работа. Учитель предлагает прочитать пословицы и обсудить их. Когда так говорят? Учитель предлагает записать пословицы в тетрадь, вставив пропущенные орфограммы. Организует взаимопроверку и оценку заданий по образцу (на слайде) | Слушают, выделяют звук из прочтенного учителем текста. Записывают букву Чч в тетрадь. Дают характеристику звуку [ч'] Обсуждают, фронтально предлагают свои версии ответов на вопросы. Записывают в тетрадь пословицы, выделяют орфограммы. Выполняют взаимопроверку в парах. Оценивают работу. | Учащиеся извлекают необходимую информацию из представленного текста. Анализируют объекты с целью определения предмета по его признакам. Выполняют задание тренирующее отдельные способности , Мыслительные операции | Ответы на вопросы учителя Выражают свои мысли с достаточно полой точностью |
3 | Самоопределение к деятельности | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | ФОФ ИОФ | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию Учитель выводит на экран по очереди изображения предметов и задает вопрос: Что объединяет все эти слова? Учитель подводит итог, обобщает ответы учащихся ( В названиях этих слов есть сочетания ЧК,ЧН,ЧТ, НЩ, ЩН) Произнесите звук [ч']. Какой это звук? Есть ли у [ч'] парный согласный по твердости? Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Формулирует цель и задачи совместно с учениками урока. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднений. | Учащиеся ведут диалог на основе взаимного уважения; формулируют ответы на вопросы, аргументируют их, отстаивают свою точку зрения | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. |
4 | Освоение нового материала | Стимулировать познавательную активность, активизировать мыслительный процесс | ГОФ | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации Как написаны сочетания ЧК,ЧН, НЩ, ЩН в словах на доске? Почему? Организует работу в группах. Учитель выводит на экран схему с пропусками (копия есть в рабочем листе каждой группы). Предлагает учащимся подумать и заполнить таблицу своими примерами. Организует обсуждение предложенных вариантов. Предлагает проверку по образцу. | Составляют план достижения цели определяют средства Изучают и анализируют слова. Вспоминают правила работы в группе. | Учащиеся ведут диалог на основе взаимного уважения; формулируют ответы на вопросы, аргументируют их, отстаивают свою точку зрения. | Ответы на вопросы учителя. Заполнена таблица Выполнено и проверено задание |
5 | Применение изученного материала | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | ПОФ ГОФ | Устанавливает осознанность восприятия. Предлагает прочитать правило на с.5 в учебнике. Предлагает вспомнить правила парной работы. Проводит игру «Кто больше запомнит слов» На столах карточки с текстами. Просит прочитать несколько раз, запомнить и рассказать соседу эти слова. Взаимопроверка. Игра «Чей ряд быстрее». Учитель выдаёт карточку с заданием каждому ряду. Ученикам предлагает по очереди вписать пропущенные слова (каждый по одному слову) затем передать карточку дальше. Ряд, который первым справился с заданием и не сделал ошибок победил. Проверка по образцу. | Работают в соответствии с составленным планом Вспоминают правила работы в парах. Учащиеся в парах рассматривают и обсуждают представленные тексты, обсуждают, | Выполняют задания в парах Анализируют объекты с целью определения предмета по его признакам | Даны ответы на вопросы учителя. Выполнено и проверено задание |
6 | Физминутка | Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления. | КОФ | Учитель включает на экране физминутку для ребят. http://didaktor.ru/kollekciya-video-fizminutok/ | Выполняют упражнения подражая герою на экране. | Снятие усталости и напряжения. | Смена деятельнос-ти |
7 | Первичная проверка приобретён-ных знаний, умений, навыков | Развивать самостоятельность, познавательные способности, учебное сотрудничество друг с другом при парной работе | ПОФ ФОФ | Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает отгадать загадку, назвать зимующих птиц. Жёлтенькое брюшко, воробья подружка. (Синичка) Предлагает вспомнить об оказании помощи зимующим птицам. Проводит выборочный диктант. Прилетела к нам синичка Села прямо под окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждём. И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала мы повесим на сучки Взаимопроверка, взаимооценка. | Учащиеся отгадывают загадку, Записывают слова с устойчивыми сочетаниями чк, чн, чн в тетрадь. Фронтально отвечают на поставленные учителем вопросы. Озвучивают варианты ответов. | Анализируют объекты с целью определения предмета по его признакам Записывают слова в рабочую тетрадь, осуществляют взаимопроверку пошагово сравнивая с результатом | Проведён выборочный диктант. Даны ответы на вопросы учителя. Сделана запись в рабочую тетрадь. Проведена проверка и взаимооценка работ |
8 | Закрепление знаний и способов действий | Развивать самостоятель-ность, познавательные способности. Формировать способность применять знания, полученные на уроке | ИОФ ФОФ | Учитель выводит задание на экран (отрывки из стихотворений разных авторов). Просит прочитать их внимательно и указать номер отрывка, в котором есть слова с сочетаниями чк, чн, нч, щн (письменно номера отрывков в таблице). Организует фронтальную проверку, самооценку. | Самостоятельно выполняют задание, требующее применения знаний в измененной ситуации Читают отрывки стихотворений, выполняют задание, самостоятельно проверяют результат, обсуждают возникшие вопросы | Самопроверка понимания и умения применять знания. Извлекают из текста необходимую информацию | Заполнение таблицы. Наблюдение учителя. Самопроверка |
9 | Итоги урока, рефлексия деятельности | Обобщить полученные знания на уроке. Создать условия для осмысления полученных знаний | ФОФ | Учитель организует рефлексию. Учитель задает вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Как вы добывали новое знание? Что больше всего запомнилось? Достигли ли вы поставленной в начале урока цели? Сможете ли вы объяснить родителям сегодняшнюю тему? У доски две коробки красного и зеленого цвета. Учитель предлагает определить свой уровень комфортности удовлетворенности Кому было сегодня легко, и интересно отнесите смайлик с вашего стола в зелёную коробку, кому трудно в красную. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Определяют на личностном уровне степень усвоения данной темы и ее значимость для грамотного письма | Положительный настрой к изученному материалу и удовлетворение деятельностью | Ответы на вопросы учителя |
8 | Домашнее задание | Поставить цель, определить содержание и способы выполнения домашнего задания | ФОФ | Учитель предлагает домашнее задание по выбору. Предлагает карточки разного уровня сложности для домашней работы. | Отвечают на вопросы. Знакомятся с домашним заданием. Выбирают задания самостоятельно, по выбору, оценивают свои силы. Записывают домашнее задание в дневник | Усвоена форма выполнения домашнего задания | Ответы на вопросы учителя Заполнен дневник |
| Итоги и самоанализ урока | Урок проведен 16.01.2025г во 2 классе «А», МБОУ «Школа №16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова» г. Ачинска. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В соответствии с темой урока, целью, задачами были выбраны формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Каждый этап урока был направлен на достижение определённого результата. Учебный материал был увлекательным на протяжении всего урока, работал на организацию посильного поиска в решении учебной задачи, соответствовал жизненному опыту учащихся. В уроке можно проследить межпредметные связи с литературой и окружающим миром. За счет включения в урок заданий в игровой форме, повысились возможности учащихся в достижении поставленных целей на уроке. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются разные виды деятельности. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, им надо было использовать не только имеющиеся знания, но и находить новый способ выполнения уже известного действия. На протяжении всего урока дети были настроены на ситуацию успеха. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Позитивный настрой на урок, доброжелательная обстановка, подбор заданий помогли ребятам продвинуться в своём индивидуальном развитии. |