СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка с презентацией "Изобразительно-выразительные средства. Эпитет"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта соответствует обновленным ФГОС. Содержит приложения с заданиями. урок проходит в форме соревнования между несколькими командами.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка с презентацией "Изобразительно-выразительные средства. Эпитет"»

Тема: Лексические средства выразительности. Эпитет.

Цели урока:

I. Познавательные: 1) Расширить знания учащихся о тропах. 2) Формировать понятие об эпитете, видах эпитетов, их роли в художественном тексте. 3) Расширять словарный запас учащихся.

II. Развивающие: 1) Развивать способность эмоционально откликаться на художественный текст. 2) Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

III. Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к художественному слову; 2) Воспитывать чувство уважения к чужому мнению.

На доске написано число, классная работа.

Слайд 1.

Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня наш урок пройдет в форме соревнования, игры (класс поделен на 3 команды (белый, синий, красный)). На уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Поэтому вам нужно быть внимательными и помогать друг другу, дополнять ответы. В конце урока каждая команда представит в виде газеты (информационной листовки, плаката) собранные в течение урока материалы, обсудим и подведем итоги.

2. Определение темы урока

Для того чтобы начать играть, нам нужно узнать тему (название) игры. Для этого на ваших столах лежат кроссворды, разгадав которые, вы определите тему нашего урока и повторите уже известные вам понятия. (приложение 1)

3.Введение новой темы.

Объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала




4. Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта.

Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников.

Знакомство с видами эпитетов





































5. Первичное усвоение

Итак. Мы выяснили, что тема урока «Эпитет». А что вы знаете об эпитете? На каком предмете мы говорили о нем? Чтобы расширить знания, куда мы можем обратиться?

Откройте учебник на с.111 прочитайте и скажите, что такое эпитет.

Запишите число.

Я вам раздаю теорию, чтобы расширить материал, которого недостаточно в учебнике, составьте в тетрадях кластер.

Один составляет у доски. Обсуждение.

(Приложение 2)

Слайд 2

А теперь познакомимся с видами эпитетов.

Посмотрите на слайд: слайд 3

«Встретил царь своего сына и невестку с радостью, задал пир. И стали добрый молодец с красной девицей жить да добра наживать». (сказка «Царевна-лягушка»)

Найдите эпитеты?

Эпитеты: «красная девица», «добрый молодец». Роль – с помощью эпитетов автор выражает оценку образов, поэтому эпитет является изобразительно-выразительным средством.

Мы можем встретиться с такими эпитетами в сказках, употребляются постоянно. Называются такие эпитеты постоянными.

Они употребляются в обыденной речи, используются в народнопоэтическом творчестве.

Как можно определить вид эпитета?

(Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.)


Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

Слайд 4

«Дома»

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.


Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Какую картину вы представили себе?

Какое это время года?

Какой частью речи в предложении являются выделенные слова? (прилагательными).

А каким членом предложения? (определением).

Какова роль эпитета в художественном произведении?

(Помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.)

Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых Агния Барто передает нам дождливый день и тепло родного дома. И неслучайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотела, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, цвет, смену настроения, разнообразные впечатления.



Работа в тетради. Попробуйте составить интересные словосочетания (по 3),чтобы получилось не просто существительное с прилагательным, а сформировался определенный образ, запишите.

Слайд 5.

Существительные: лицо -

улыбка –

портфель –

Эпитеты: сонный, наивный, кислый, тусклый, хитрый, райский, застенчивый, сутулый, тощий, дымный, ужасный, фальшивый, искренний, мелкий, широкий, ангельский, мрачный, туманный, чахлый, глухой, жидкий, грозный, золотой, кривой, книжный, сонный, лютый, горький, седой, живучий, увесистый, глупый, дикий, пугливый, поздний, дождливый, сырой, голодный, страшный, хрустальный.

Составьте интересные словосочетания.

Сегодня мы познакомимся с изобразительно-выразительным средством.

Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты. Ответим на вопрос: Для чего используются эпитеты. Научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.

6.Работа с эпиграфом

Слайд 6

А вот эпиграф нашего урока. Это слова известного русского языковеда Дитмара Эльяшевича Розенталя:

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.

Как вы поняли слова Розенталя?

6. Закрепление Репродуктивный метод.

Слайд 7

Сейчас мы поработаем с текстами. Тексты для каждой команды будут разными, (приложение 3. Разноцветные листы). Тексты будут прозаическими и поэтическими. Ваше задание: выписать «царственные» слова в тетради.

Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы.
М.Пришвин

…двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот белоснежный чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. .
Л.Конорёв.

Скользя по утреннему снегу, друг милый,
Предадимся бегу нетерпеливого коня и
Навестим поля пустые, леса недавно
Столь густые, и берег милый для меня.
А.С.Пушкин.

Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.
А.А.Фет.

Белого снега большие охапки
Мы завалили, округу слепя.
Чист, как дитя,
Хрустальный снег.
Вл.Петонов


Ребята работают в группах, после называют выписанные эпитеты. Проверка слайд 8. К какой группе относятся эти эпитеты: изобразительные или выразительные?

8. Закрепление изученного материала.




9. Самостоятельная работа

Знакомство со словарями эпитетов Слайд 8

Мы выписывали эпитеты, а теперь попробуйте подобрать их к понравившейся репродукции картины.

Каждая группа выбирает понравившуюся репродукцию картины.

Работа с репродукциями картин: Сергей Васильевич Герасимов «Ива цветет»; Архип Иванович Куинджи «Днепр утром»; Исаак Израилевич Бродский «Опавшие листья»; Исаак Ильич Левитан «У омута»; Иван Константинович Айвазовский «Черное море».



Резервное задание. Слайд 10

2024 год объявлен годом семьи. У каждого из нас есть своя семья, у каждого разная: по количеству членов семьи, по характеру, по внешности и так далее. Попробуйте составить несколько предложений, используя разнообразные эпитеты.

10.Домашнее задание.

Запишите домашнее задание.

П.33 пересказ, упр.217

10. Итог (в форме наглядной презентации)

Подведение итогов урока.

Расположите на ватмане все материалы, с которыми вы сегодня работали и расскажите: с чем сегодня познакомились, что узнали нового, что понравилось.

Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).

Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства).

С какими видами эпитетов познакомились? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные).

Каждая команда представляет свой плакат.

Выставление оценок за урок с мотивировкой.

Слайд 11





































Приложение 1

Кроссворд

1
















2









3
















4







5
















6















  1. Раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах

  2. Знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.

  3. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?. 

  4. Последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершённость.

  5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?» или «что?». 

  6. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, количество и признаки, но не называет их





Приложение 2

Эпитет – прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет.

Эпитет – это такой троп, который использует переносное значение предмета, чтобы сделать ярче его характеристику.

Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи.

Известны различные классификации эпитетов. Две большие группы эпитетов: изобразительные, придающие содержанию картинность, образность, конкретность и выразительные эпитеты, выражающие экспрессивность, выразительность, окрашенность чувствами.



Изобразительные эпитеты

 

 

Выразительные эпитеты

световые

 

 

эмоциональные

цветовые

 

 

оценочные

слуховые

 

 


звуковые

 

 

 

























Приложение 3

Прозаические тексты

Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы.
М.Пришвин

…двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот белоснежный чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. .
Л.Конорёв.



Приложение 3

Поэтические тексты

Скользя по утреннему снегу, друг милый,
Предадимся бегу нетерпеливого коня и
Навестим поля пустые, леса недавно
Столь густые, и берег милый для меня.
А.С.Пушкин.

Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.
А.А.Фет.

Белого снега большие охапки
Мы завалили, округу слепя.
Чист, как дитя,
Хрустальный снег.
Вл.Петонов









5