Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие учителя. Работа с пословицей. -Как вы понимаете пословицу: «Знание не водица – в рот само не станет литься»? | Включаются в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Строят монологическое высказывание, формулируют собственное мнение. | Принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Для открытия новых знаний нам необходимо повторить ранее изученный материал. Вспомним известные вам правила правописания не с разными частями речи. Объяснительный диктант. Неуклюже передвигаться, небрежный вид, ненавидеть обидчика, не с кем поговорить, некого похвалить, неправильный вывод, далеко не лёгкая задача, подарку не рад, не спортивная обувь, недорогой, но качественный товар, не запечатанный почтальоном, незапечатанная посылка, письмо не запечатано, не запечатанная, а вскрытая бандероль - Для объяснения правописания не с некоторыми словами мы не обладаем определенными знаниями. -В каких случаях вы испытывали затруднение? | Выбирают слитное или раздельное написание не со словом. Определяют роль не (часть корня, приставка, отрицательная частица). | Адекватно используют речевые средства для решения учебной задачи. | Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осознают потребность к построению нового способа действия. |
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности | -Давайте выясним причину нашего затруднения. -Проанализируйте примеры с причастиями. Предположите, когда не пишется с причастиями раздельно, когда слитно? | Выявляют и фиксируют места и причины затруднения. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливают причинно-следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают их. | Формулируют собственное мнение, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | -Сравните сформулированные выводы с правилом учебника? (Стр.68, параграф 26) Работа в группах по составлению алгоритма правописания НЕ с причастиями. Обсуждение общего варианта. Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно: 1. Определить часть речи. 2. Определить полное или краткое причастие. 3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ. 4. Если нет – пиши слитно. Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А. 5. Если есть – пиши раздельно. Если нет –определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот). 7. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно. – Чему мы будем сегодня учиться? Сформулируйте цель нашей деятельности на уроке. – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Запишем тему урока в тетрадь. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Осуществляют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме с использованием знаково-символических средств. Формулируют цель учебной деятельности, выбирают способ и средства ее реализации. | Строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. | Учитывают правило в планировании и контроле способа решения. |
5. Реализация построенного проекта | - Попробуем применить новые знания на практике. Давайте вернемся к словам, которые вызвали у нас затруднение. Объясните их правописание. -Выполните упр.153, 154 (1,2,3), 156 (1,2,3) (задания выполняются у доски, коллективная проверка) | Применяют новые знания на практике. | Адекватно используют речевые средства для решения учебной задачи | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
6. Первичное закрепление | Объяснительно-распределительный диктант. Работа в парах: 1 ученик выписывает причастия со слитным написанием с не, 2 ученик – с раздельным написанием, затем взаимопроверка. 1. (не)прекращающийся дождь 2. (не)прекращающийся всю ночь 3. (не)смолкающие до ночи 4. (не)смокающие сверчки 5. (не)освещенные солнцем 6. (не)освещенные горы 7. (не)освещена солнцем 8. горы (не)освещены | Применяют новые знания в типовых заданиях. | Контролируют действия партнера, используют речь для регуляции своего действия, задают вопросы | Оценивают правильность выполнения задания, вносят необходимые коррективы, учитывают характер ошибок. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) | Тестирование 1. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) (Не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов. б) (Не)вдалеке от дома начинался лес. в) (Не)распроданные игрушки уценили. г) Дуня (не)лишена обаяния. 2. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) Коту Тимофею (не)меньше десяти лет. б) Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает. в) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки. г) У Насти были (не)правильные черты лица 3.В каком предложении не со словом пишется слитно? а) (Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров несчастливый человек. б) Ключи до сих пор (не)найдены. в) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный. г) Брат (не)удостоил его даже упреком. 4. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Эта задача (не)решена учениками. б) (Не)яркое пламя освещало письменный стол. в) А кругом на полях (не)пробудная тишь. г) Кате стало (не)стерпимо обидно 5. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Со мной поздоровался (не)знакомый человек. б) Всех смутили (не)проверенные слухи. в) Человек, (не)уважающий других, сам не заслуживает уважения. г) Усадьбу окружал (не)частый забор Ключи: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в | Структурируют знание. | Задают вопросы | Оценивают правильность выполнения задания, вносят необходимые коррективы, учитывают характер ошибок. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Где можно применить новые знания? Поработайте корректором! Невыполненый разбор по русскому языку, нерешенная двумя способами задача по алгебре, незаписанное в дневник задание по физике – причины «счастливых» выходных ученика Васечкина. | Включают новое знание в систему знаний, повторяют и закрепляют ранее изученное. | Адекватно используют речевые средства для решения учебной задачи | Осуществляют итоговый контроль по результату |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | - А теперь подумайте и ответьте на вопросы: Сумели вы решить поставленную перед собой задачу? Довольны своим результатом? Что именно помогло сегодня безошибочно справиться с работой? Что самым полезным было на уроке? Что на уроке было трудным? На что надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? | Осознают метод построения нового знания. | Формулируют собственное мнение, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной | Соотносят цели урока и его результаты, оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя |
10. Домашнее задание. | Учитель комментирует задания упражнений. П.26, упр. 155 или упр.157. | Ориентируются на разнообразие способов решения задач | Задают вопросы | Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |