Подготовить к восприятию нового материала | (И) Решение задач по готовым чертежам. Учащимся дается 2 – 3 минуты на обдумывание, а затем обсуждаются возможные варианты решений. (Ф) После решения данных задач учитель задает вопрос, в обсуждении которого должен участвовать весь класс. – Случайно ли сумма углов треугольника АВС оказалась равной 180, или этим свойством обладает любой треугольник? (У каждого треугольника сумма углов равна 180) – Это утверждение носит название теоремы о сумме углов треугольника. Итак, тема сеголняшнего урока – «Сумма углов треугольника». |
Доказать теорему о сумме углов треугольника, рассмотреть следствия, ввести понятия остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников | (Ф) 1. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника (рис. 130 учебника). 2. Решение задач № 228 (а, б, г), 230, 231 (устно). 3. Перед введением классификации треугольников по углам (п. 32) учащимся задается вопрос: «Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла, б) два тупых угла, в) один прямой и один тупой угол?». Ответы должны быть обоснованы с помощью теоремы о сумме углов треугольника. 4. Запись в тетрадях вывода из данных ответов (следствие из теоремы о сумме углов треугольника): в любом треугольнике либо все три угла острые, либо два угла острые, а третий – тупой или прямой. 5. Ввести понятия остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольников и обратить внимание учащихся на названия сторон прямоугольного треугольника – гипотенуза и катет (рис. 132 учебника, модели треугольников) |
При решении простейших задач отработать применение изученной теоремы | (Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи № 232 и 229 на доске и в тетрадях. 2. Решить задачу № 233 (а, в) на доске и в тетрадях. 3. Решить задачу № 234 на доске и в тетрадях | № 232. Д ано: АВС, АВ = ВС, А В в 2 раза Найти: А, В, С. Решение: Пусть В = х, тогда А = С = 2х. Так как А + В + С = 180, то 2х + х + 2х = 180, 5х = 180, х = 36. В = 36, А = С = 72. Ответ: 72, 36, 72. Дано: АВС , АВ = ВС, С ВCD в 3 раза. Найти: А, В, С. Решение: Пусть C = х, тогда А = х, BСD = 3х. Так как BСD = А + В (свойство внешнего угла), то В = 3х – х = 2х. А + В + С = 180, тогда х + 2х + х = 180, 4х = 180 х = 45 А = С = 45, В = 90. Ответ: 45, 90, 45 № 229. Д ано: АВС, А : В : С = 2 : 3 : 4. Найти: А, В, С. Решение: Примем одну часть – х, тогда А = 2х, В = 3х, С = 4х. Так как А + В + С = 180, то 2х + 3х + 4х = 180, 9х = 180, х = 20. 20 приходится на одну часть. А = 2 . 20 = 40, В = 3 . 20 = 60, С = 4 . 20 = 80. Ответ: 40, 60, 80. № 233. 1) Рассмотрим два случая: а) Угол при основании равен 40, тогда второй угол при основании равнобедренного треугольника тоже равен 40; значит, угол при вершине равен 180 – (40 + 40) = 100. б) Угол при вершине равен 40, тогда углы при основании равны (180 – 40) : 2 = 100. Ответ: 40, 40, 100 или 40, 70, 70. 2) Опираемся на доказанное в задаче 231 утверждение: углы при основании равнобедренного треугольника острые. Значит, угол при вершине равен 100, а углы при основании равны (180 – 100) : 2 = 40. Ответ: 100, 40, 40. № 234. Дано: АВС, АВ = ВС, АD – биссектриса А, С = 50. Найти: АDС. Решение: 1) Так как АВС – равнобедренный, то А = С = 50. 2) Так как АD – биссектриса ВАD = DAС = 25. 3) Рассмотрим ADC: DAC + ADC +C = 180 25 + ADC + 50 = 180 ADC = 180 - 75 ADC = 105 Ответ: 105 |