Предмет | Литература |
Класс | 5 |
Учебник | Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Часть 1. |
Тема программы | Из литературы 19 века. Николай Алексеевич Некрасов. |
Тема урока | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»- « Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины-крестьянки. |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Вид урока | Смешанный |
Технология | Используются элементы технологии развития «критического мышления». |
Методы обучения | Репродуктивный, поисковый, проблемный, дискуссия, кластер, синквейн, исследовательский. |
Методы познания | Логический, анализ, сравнение, моделирование. |
Формы работы | Индивидуальная, коллективная, парная. |
Лексика урока | Идеал, образ, крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво,конный, лясы точить, ухват. |
Материально-техническое обеспечение урока | Компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, где показаны русские женщины, их красота, женщины в деле (на сенокосе, с ребёнком на руках), толковые словари, таблицы « Сравни образы». |
Оформление доски | Рисунки детей с изображением русской женщины, тема урока. |
Методическая цель | Создание условий для формирования знаний, умений и навыков при работе с поэтическим текстом. Создание условий для развития творческих способностей, способностей к критическому мышлению, рефлексии. Создание условий для воспитания уважения к труду, восхищения русской женщиной. |
Педагогические цели | 1.Выяснение, как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки. 2.Характеристика образа русской женщины-крестьянки. 3.Сравнение образа русской женщины-крестьянки с образом современной женщины. 4.Выяснение роли сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины 5.Развитие критического мышления. 6. Воспитание уважения к русской женщине, к труду. |
Межпредметные и внутрипредметные связи. | Связь с изобразительным искусством. Прослеживается связь с жизнь. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Способы организации деятельности | Методы и формы обучения | Признаки решения дидактических задач |
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Коллективный | Информационно-рецептивный, -беседа. | Умение настроиться на дальнейшую работу |
Актуализация опорных знаний | Организует проверку домашнего задания | Читают наизусть отрывок из стихотворения « На Волге» | Индивидуальный | Репродуктивный | Умение работать самостоятельно и ответственно |
Актуализация опорных знаний | Демонстрация презентации « Русские женщины». Беседа по презентации. - Какая тема объединяет просмотренные слайды? - Как вы это определили? - Какие качества, присущие русской женщине, выделили вы? | Просмотр презентации « Русские женщины» - Тема « Русская женщина» - Мы увидели на всех слайдах русских женщин. - Красота, трудолюбие, сила, нежность, забота. | Фронтальный | Исследователь ский Беседа, просмотр презентации | Умение работать активно, развитие коммуникатив ных навыков. Умение делать выводы |
Целевая установка | Организует работу с толковыми словарями. Предлагает составить кластер со словом «идеал» -Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем. -Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? -По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми. | Учащиеся выясняют смысл слова « идеал» Дети составляют кластеры, обмениваются мнениями Дети выходят к доске и представляют созданные ими портреты русской женщины-крестьянки. - Не знаем, но хотелось бы узнать, насколько мы были близки к истине. В толковом словаре выясняют смысл слова « образ». | Индивидуальный, фронтальный | Составление кластера. Проблемный метод Беседа, сообщение | Умение работать с дополнитель ными источниками, умение графически систематизиро вать материал. |
Мотивация к дальнейшей деятельности | Нацеливает на дальнейшую работу. | Сообщения учащихся о судьбе Дарьи и Прокла – главных героев поэмы « Мороз, Красный нос». Характеристика образа Мороза. | Индивидуальный | Репродуктивный Сообщения | Умение работать с дополнительной литературой, умение самостоятельно находить нужный материал. |
Формирование новых понятий и способов действий | Перед чтением текста, организует словарную работу. Чтение отрывка « Есть женщины в русских селеньях» вслух. | Объясняют смысл непонятных слов, пользуясь толковым словарём. Слушают, сравнивают образы, делают выводы. Определяют вид рифмовки ( перекрёстная) | Фронтальный | Исследователь ский | Умение работать со словарём, умение сравнивать и делать выводы. |
Применение понятий и способов действий | Детям предлагается работа в парах. 1 пара ищет ответы на вопрос « Как автор убеждает нас в достоверности созданного портрета? 2 пара находит сравнения и эпитеты, с помощью которых создаёт портрет русской женщины-крестьянки, делают вывод. 3 пара находит слова, которыми автор называет русскую женщину, и делает выводы. Каждый ученик высказывает своё мнение по поводу портрета, созданного им. Нацеливаю на формулировку общего вывода. | Сообщения детей -Русская женщина показана со стороны, разными глазами. Так автор убеждает нас в достоверности созданного портрета. « Их разве слепой не заметит…А зрячий о них говорит…», « Я видывал, как она косит…», « Какой-то парнёк изловчился…И кверху подбросил их, шут…», «« Утеха!» -твердят мужики меж собой», « У ней не решится соседка…Ухвата, горшка попросить». -Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: « как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно. Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…», « Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…», « сердечный смех», « румяные губы», нарядная матка». Таким образом, русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая. - Во-первых, она настоящая женщина. - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка», в простонародном смысле – « нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли». Таким образом, русская женщина настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства. Например, - Я изобразил русскую женщину-крестьянку сильной, трудолюбивой, красивой. Таким образом, мы постарались создать портреты русской женщины крестьянки не только на бумаге, но и нарисовать её словесный портрет. | Парный, индивидуальный, фронтальный | Поисковый метод Работа с книгой | Умение находить нужный материал, умение вычленять главное, делать выводы, умение работать в паре. |
Применение понятий и способов действий | Предлагает учащимся составить синквейн по ключевому слову женщина | Учащиеся составляют синквейны и озвучивают созданные работы. Например, Женщина Русская, терпеливая Любить, ценить, восхищаться Достойна уважения Гордость | Индивидуальный, коллективный | Составление синквейна, исследователь ский метод. | Умение представить собственные идеи. |
Применение понятий и способов действий | Учитель предлагает детям прочитать выразительно следующие отрывки: - описание внутренней красоты русской женщины - описание внешней красоты русской женщины -женщина в труде -женщина в отдыхе -женщина-хранительница домашнего очага - женщина-защитница детей. | Дети готовятся к выразительному чтению стихотворения вслух. Читают выразительно свои отрывки, объясняют. | Индивидуальный | Исследователь ский Самостоятельная работа | Умение отслеживать материал, умение представлять материал. |
Применение понятий и способов действий | Учащимся предлагается таблица, состоящая из двух столбиков. 1 столбик- « Качества, которыми обладает русская женщина-крестьянка», 2 столбик – « Качества, которыми обладает современная женщина» | Дети заполняют таблицу и делают сравнительную характеристику. Вывод. Русская женщина, живущая в деревне, очень похожа на русскую крестьянку. Она трудолюбивая, сильная, красивая, ответственная, уверенная в себе, строгая. Однако, не все деревенские современные женщины такие. Городская же современная женщина совершенно другая. Но всех женщин объединяет красота, сила духа, гордость, терпение. Это только одно из высказанных мнений. | Индивидуальный, коллективный | Дискуссия. Самостоятельная работа | Умение сравнивать объекты, Умение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | - Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки? -Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. -.Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины - Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? - Какие фразы стали крылатыми? - Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. Предлагает детям оценить свою работу по пятибалльной системе, используя карточка разного цвета: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3. Учитель сообщает домашнее задание – написать эссе на тему « Моё отношение к русской женщине-крестьянке» | - Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета. -Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина. -Женщина показана со стороны, разными глазами. Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки. Дети высказывают свои мнения. - « Есть женщины в русских селеньях» -« Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт!» Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым. Дети оценивают свою работу на уроке. Дети записывают домашнее задание. | Фронтальный | Репродуктивный Беседа | Умение высказывать своё мнение, умение оценивать свою работу. |