Педагогические цели | Сформировать представление о способности музыки отображать картины природы, познакомить с романсами и песнями, создать условия для развития умения передавать в импровизации интонационную выразительности музыкальной и поэтической речи |
Тип урока | Изучение и закрепление новых знаний, путешествие по родному краю |
Проблема урока | О чем рассказала музыка русских композиторов? Какие картины русских художников созвучны с известными романсами русских композиторов? Какие средства выразительности используют поэты, композиторы, художники? |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают понятия романс, певец, солист, исполнитель. Научаться : интонационно осмысленно исполнять романсы, сравнивать их с песнями, петь мелодии с ориентацией на нотную запись, называть изученные произведения, выявлять настроение и чувства человека выраженные в музыке, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство |
Личностные результаты | Формируются этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, вносят коррективы в свою работу, анализируют результаты собственной и коллективной работы, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения задач, проявляют интерес к музыке, сравнивают музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций. Коммуникативные: формируют собственное мнение и позицию; стремятся к пониманию позиции другого человека, развивают навыки самоконтроля, умение анализировать качество ответа; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения |
Основные содержания темы, понятия и термины | Романс. Певец. Солист. Исполнитель. Мелодия. Аккомпанемент. Гармония поэтического и музыкального текстов |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 8-11; репродукции картин: К. А. Крыжицкий «Дорога», «Перед дождем», В. П. Батурин «Цветущий луг», М.А. Беркос «Лен цветет», А. И. Куинджи «Днепр утром», А.М. Васнецов «Северный край». |
Музыкальный материал | «Жаворонок» М.И.Глинка, «Романс» Г.В. Свиридов, «Моя Россия» Г.А. Струве. «Летал соловьюшка» А. Даргомыжский, П. Булахов «Колокольчики мои», А. Варламов «На заре ты ее не буди», А. Варламов «Белеет парус одинокий». |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организация начала урока | Приветствие обучающихся. Нас музыка в волшебный мир зовет И за собой в страну чудесную ведет. - Сегодня у нас будет очень интересный и насыщенный урок! - Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, слушают учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности | Фронтальная. Наблюдение |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Показ картин с изображением природы (пейзажи).    - Ребята, что вы видите? - Что объединяет все эти картины? - Как вы думаете, может ли музыка передавать картины природы? Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу. | -Картины - Изображена природа. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Предлагают формулировки учебной задачи. | Формулируют учебную задачу вместе с учителем. В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи | Фронтальная. Устный опрос |
III. Актуализация знаний | - В каких песнях мы с вами пели о природе, а какие еще знаете? - Тема природы издавна привлекла музыкантов и художников. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в шуме водопада, пение птиц, в журчании ручьев….. - Рассмотрите репродукции картины на странице 11 вашего учебника. - Что изображено на картине? - Какая музыка рождается у вас при рассматривании этой картины? - Давайте послушаем романс М.И. Глинки «Жаворонок»  | Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Работа с учебником. - Извилистая дорога, зеленое поле, цветы, деревья… - Ласковая, добрая, звонкая, чистая, благородная. | Активно погружаются в тему. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи , выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, слушание, работа с учебником. |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Слушание. - Это музыкальное произведение М. И. Глинка сочинил в Италии. Он скучал по своей Родине. Может быть, поэтому в музыке звучат нотки грусти, печали….    - Как вы думаете, чем романс отличается от песни? - В романсе каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, а в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. В песне обычно есть повторяющийся припев, в романсе его, как правило, нет. Романс – гармония поэтического и музыкального текстов. - Прочитайте определение романса в учебнике. | Слушают произведение. Отвечают на вопрос Слушают учителя. Работают с учебником | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрения | Фронтальная. Слушание, устный опрос. Индивидуальная работа. Работа с учебником. |
V. Первичная проверка понимания | - Давайте послушаем еще одно произведение. Слушание «Романса» Г.В. Свиридова.  - Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке? Какие чувства передает эта музыка? - Как называют человека, исполняющего песню или романс? -При помощи чего записывают мелодию песни? Обращает внимание на оформление песен в учебнике, включая рисунок и ноты. - С помощью нотной записи можно записать разные мелодии: спокойные и протяжные, быстрые и стремительные, взволнованные и кроткие. Учитель играет мелодию песни, при повторном проигрывании дети поют вместе с учителем. | Слушают романс. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, высказывают предположения. - Исполнитель, солист, певец. - При помощи нот. Слушают учителя. Выполняют задание учителя. Слушают и исполняют песню вместе с учителем. | Осмысливают тему нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. Осуществляет поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Приобретают умения высказывать свое отношение к новому материалу, выражать свои эмоции. | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, работа с учебником, рабочей тетрадью, пение. |
VI. Первичное закрепление | - Перед вами картины известных художников: А. И. Куинджи «Днепр утром», А.М. Васнецов «Северный край».   Рассмотрите их внимательно. - Представьте, что вы композиторы. Какой музыкой вы могли бы изобразить то, что вы видите на картинах? - Глядя на картины, вы услышали музыку. Как можно назвать такие картины? - Свои чувства и переживания можно передавать различными способами: при помощи слов, музыки, красок и кисти. Это все различные средства выразительности. - Вспомните песни, в которых поется о нашей Родине – России. - Давайте станем с вами исполнителями и споем песню «Моя Россия» Г. В. Струве, но сначала распоемся и приготовим голос к пению. Распевка и исполнение песни . Исполнение романсов «Летал соловьюшка» А. Даргомыжский, П. Булахов «Колокольчики мои», А. Варламов «На заре ты ее не буди», А. Варламов «Белеет парус одинокий». | Рассматривают репродукции художников. Высказывают свое мнение, различные предположения, обосновывают свой выбор. -Звучащие. Слушают учителя. Вспоминают известные им песни. Исполняют песню вместе с учителем | Осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Слушают и понимают речь других; используют в общении правила вежливости. | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, пение. |
VII. Информация о домашнем заданни, инструктаж по его выполнению | - Спойте дома песни о своем родном крае. - Выберете любой романс о природе, любви и постарайтесь выразить свои чувства, эмоции на бумаге при помощи красок и кисти | Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи | Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию | Фронтальная. Слушание |
VIII. Рефлексия (подведение итогового занятия) | - Какое задание на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего? - Как вы понимаете слова «звучащие картины»? - При помощи каких средств выразительности можно передать свои чувства? - Как вы понимаете значение этих слов? О, если б мог в свои объятья Я ... всю природу заключить! А. Толстой | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают результат работ, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Фронтальная. Устный опрос |