СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Вокальная музыка. Романс.» 3 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели

Сформировать представление о способности музыки отображать картины природы, познакомить с романсами и песнями, создать условия для развития умения передавать в импровизации интонационную выразительности музыкальной и поэтической речи

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Вокальная музыка. Романс.» 3 класс.»

Технологическая карта урока «Вокальная музыка. Романс.» 3 класс.

Педагогические цели

Сформировать представление о способности музыки отображать картины природы, познакомить с романсами и песнями, создать условия для развития умения передавать в импровизации интонационную выразительности музыкальной и поэтической речи

Тип урока

Изучение и закрепление новых знаний, путешествие по родному краю

Проблема урока

О чем рассказала музыка русских композиторов? Какие картины русских художников созвучны с известными романсами русских композиторов? Какие средства выразительности используют поэты, композиторы, художники?

Планируемые результаты (предметные)

Узнают понятия романс, певец, солист, исполнитель.

Научаться : интонационно осмысленно исполнять романсы, сравнивать их с песнями, петь мелодии с ориентацией на нотную запись, называть изученные произведения, выявлять настроение и чувства человека выраженные в музыке, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство

Личностные результаты

Формируются этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость

Метапредметные

универсальные

учебные действия

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, вносят коррективы в свою работу, анализируют результаты собственной и коллективной работы, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения задач, проявляют интерес к музыке, сравнивают музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.

Коммуникативные: формируют собственное мнение и позицию; стремятся к пониманию позиции другого человека, развивают навыки самоконтроля, умение анализировать качество ответа; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения



Основные содержания темы, понятия и термины

Романс. Певец. Солист. Исполнитель. Мелодия. Аккомпанемент. Гармония поэтического и музыкального текстов

Образовательные ресурсы

Учебник, с. 8-11; репродукции картин: К. А. Крыжицкий «Дорога», «Перед дождем», В. П. Батурин «Цветущий луг», М.А. Беркос «Лен цветет», А. И. Куинджи «Днепр утром», А.М. Васнецов «Северный край».

Музыкальный материал

«Жаворонок» М.И.Глинка, «Романс» Г.В. Свиридов, «Моя Россия» Г.А. Струве. «Летал соловьюшка» А. Даргомыжский, П. Булахов «Колокольчики мои», А. Варламов «На заре ты ее не буди», А. Варламов «Белеет парус одинокий».




Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения


1

2

3

4

5

I. Организация начала урока

Приветствие обучающихся.

Нас музыка в волшебный мир зовет

И за собой в страну чудесную ведет.

- Сегодня у нас будет очень интересный и насыщенный урок!

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, слушают учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности

Фронтальная.

Наблюдение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Показ картин с изображением природы (пейзажи).




- Ребята, что вы видите?

- Что объединяет все эти картины?

- Как вы думаете, может ли музыка передавать картины природы?

Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу.

























































-Картины

- Изображена природа.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Предлагают формулировки учебной задачи.

Формулируют учебную задачу вместе с учителем. В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи

Фронтальная.

Устный опрос

III. Актуализация знаний

- В каких песнях мы с вами пели о природе, а какие еще знаете?

- Тема природы издавна привлекла музыкантов и художников. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в шуме водопада, пение птиц, в журчании ручьев…..

- Рассмотрите репродукции картины на странице 11 вашего учебника.

- Что изображено на картине?


- Какая музыка рождается у вас при рассматривании этой картины?

- Давайте послушаем романс М.И. Глинки «Жаворонок»

Отвечают на вопрос.



Слушают учителя.





Работа с учебником.



- Извилистая дорога, зеленое поле, цветы, деревья…

- Ласковая, добрая, звонкая, чистая, благородная.

Активно погружаются в тему. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи , выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, слушание, работа с учебником.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Слушание.

- Это музыкальное произведение М. И. Глинка сочинил в Италии. Он скучал по своей Родине.

Может быть, поэтому в музыке звучат нотки грусти, печали….




- Как вы думаете, чем романс отличается от песни?

- В романсе каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, а в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. В песне обычно есть повторяющийся припев, в романсе его, как правило, нет. Романс – гармония поэтического и музыкального текстов.

- Прочитайте определение романса в учебнике.

Слушают произведение.














































Отвечают на вопрос

Слушают учителя.












Работают с учебником

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрения

Фронтальная.

Слушание, устный опрос. Индивидуальная работа. Работа с учебником.

V. Первичная проверка понимания

- Давайте послушаем еще одно произведение.

Слушание «Романса» Г.В. Свиридова.

- Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке?

Какие чувства передает эта музыка?

- Как называют человека, исполняющего песню или романс?

-При помощи чего записывают мелодию песни?

Обращает внимание на оформление песен в учебнике, включая рисунок и ноты.

- С помощью нотной записи можно записать разные мелодии: спокойные и протяжные, быстрые и стремительные, взволнованные и кроткие.

Учитель играет мелодию песни, при повторном проигрывании дети поют вместе с учителем.










Слушают романс.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, высказывают предположения.


- Исполнитель, солист, певец.

- При помощи нот.


Слушают учителя.




Выполняют задание учителя.

Слушают и исполняют песню вместе с учителем.

Осмысливают тему нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению.

Осуществляет поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Приобретают умения высказывать свое отношение к новому материалу, выражать свои эмоции.

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, работа с учебником, рабочей тетрадью, пение.

VI. Первичное

закрепление

- Перед вами картины известных художников: А. И. Куинджи «Днепр утром», А.М. Васнецов «Северный край».


Рассмотрите их внимательно.

- Представьте, что вы композиторы. Какой музыкой вы могли бы изобразить то, что вы видите на картинах?

- Глядя на картины, вы услышали музыку. Как можно назвать такие картины?

- Свои чувства и переживания можно передавать различными способами: при помощи слов, музыки, красок и кисти. Это все различные средства выразительности.

- Вспомните песни, в которых поется о нашей Родине – России.

- Давайте станем с вами исполнителями и споем песню «Моя Россия» Г. В. Струве, но сначала распоемся и приготовим голос к пению.

Распевка и исполнение песни .

Исполнение романсов «Летал соловьюшка» А. Даргомыжский, П. Булахов «Колокольчики мои», А. Варламов «На заре ты ее не буди», А. Варламов «Белеет парус одинокий».






























Рассматривают репродукции художников.




Высказывают свое мнение, различные предположения, обосновывают свой выбор.



-Звучащие.

Слушают учителя.





Вспоминают известные им песни.




Исполняют песню вместе с учителем

Осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Слушают и понимают речь других; используют в общении правила вежливости.

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, пение.

VII. Информация о домашнем заданни, инструктаж по его выполнению

- Спойте дома песни о своем родном крае.

- Выберете любой романс о природе, любви и постарайтесь выразить свои чувства, эмоции на бумаге при помощи красок и кисти

Слушают объяснения учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию

Фронтальная.

Слушание

VIII. Рефлексия (подведение итогового занятия)

- Какое задание на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?

- Как вы понимаете слова «звучащие картины»?

- При помощи каких средств выразительности можно передать свои чувства?

- Как вы понимаете значение этих слов?

О, если б мог в свои объятья

Я ... всю природу заключить!

А. Толстой

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают результат работ, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная.

Устный опрос