СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по дисциплине "Литература" на тему "Традиции русской классики в творчестве А. И. Куприна"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Герои о сущности любви. Трагическая история любви Желткова. Развитие темы «маленького человека» в рассказе. Смысл финала. Символический смысл заглавия, роль эпиграфа. Авторская позиция. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна. «Гранатовый браслет» в кино (А. Роом, 1964)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по дисциплине "Литература" на тему "Традиции русской классики в творчестве А. И. Куприна"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина

ОУД 02. Литература

Специальность / профессия

23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей



Тема занятия

А.И.Куприн «Гранатовый браслет». «Любовь – великий дар или трагедия?»

Содержание темы:

Тема 3.2

Традиции русской классики в творчестве А. И. Куприна

Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Герои о сущности любви. Трагическая история любви Желткова. Развитие темы «маленького человека» в рассказе. Смысл финала. Символический смысл заглавия, роль эпиграфа. Авторская позиция. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна. «Гранатовый браслет» в кино (А. Роом, 1964)

Тип занятия

Урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная



Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Мотивационно-целевой

«Любовь – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

не в творчестве выражается индивидуальность

Но в любви».

А.И. Куприн

Звучит соната Бетховена

- Объясните ,пожалуйста, смысл эпиграфа к уроку. Согласны ли вы с автором?

- Какие эмоции у вас вызывает прослушанная музыка?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь?

Анализируют высказывание Куприна.

Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки.

Составляют ассоциативный ряд «Любовь – это…». Аргументируют свои ассоциации. Работают с толковым словарем. Зачитывают отрывок из истории , которая случилась в семье чиновника Любимова, что легло в основу сюжета рассказа.


Предметные:

- понимание ключевых проблем изучаемого произведения;

- понимание связи изучаемого произведения с эпохой его написания;

- умение анализировать изучаемое произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

-умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.

Личностные:

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся

Эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности, диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Проектировочный (вступительное слово учителя)

Мы переходим к основной части урока – работе над повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Мы пройдемся по страницам повести, вчитываемся в каждое слово писателя, поразмышляем о любви, о сложных жизненных ситуациях, насладимся языком произведения, попытаемся понять позицию автора, постигнуть процесс рождения чувств, научится понимать смысл поступков героев, а в конечном итоге попытаемся научиться понимать людей и самих себя.

Я так хочу, чтоб на уроке каждый захотел и слушать, и читать, а так же думать, говорить, мечтать.


Совместно с учителем определяют цели урока.

Размышляют о том, ответ на какой вопрос хотели бы получить от изучения данного произведения.

Личностные:

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;



Эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности, диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

2. Основной этап занятия


Процессуальный:

1. Презентация

2. Просмотр отрывков из фильма «Гранатовый браслет»

3. Аналитическая беседа с элементами дискуссии.


Вопросы для читательского восприятия текста:

- С чего начинается повесть?

- Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

- Иллюстрация портрета Веры. Как рисует автор Веру? Словесный портрет. Сравнительный анализ.

- Как описываются гости?

- Какой эпизод производит неприятное впечатление?

- Как выглядит высшее общество в произведении?

Отвечают на вопросы, дают портретную характеристику, анализируют поступки героев, обращаются к произведению ,ради доказательства своих слов, участвуют в обсуждении, записывают в тетрадь основные выводы



Метапредметные:

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства.

ОК-1-5, ОК-9;

ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 2.2;

ЛЗ-3, ЛЗ-8


Комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

3. Заключительный этап занятия

Рефлексивно-оценочный

Что дал нам сегодняшний урок?

Какие выводы мы сделаем для себя?

Что помог понять, осознать урок?

Что такое любовь?

Смогли ли вы получить ответы на вопросы, которые у вас были в начале урока?

Делают выводы, работают над синквейном на тему «Любовь».

Метапредметные:

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

фронтальный опрос, индивидуальная работа и работа в группах.

Домашнее задание

Написать сочинение- рассуждение на темы:

1. Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

2. Существует ли идеальная любовь?

3. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

Пишут сочинение-рассуждение на заданные темы (на выбор обучающегося)

Личностные:

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет

Самостоятельная работа.

4. Задания для самостоятельного выполнения





Аналитико-исследовательская работа.


«Как развивается тема любви в повести?». Проблемные вопросы и их обсуждение (элементы дискуссии).

10 историй любви в рассказе:

- Отношения сестры Веры Анны с мужем;

- Любовь Аносова к болгарочке;

- История женитьбы Аносова;

- История отношений прапорщика и жены полкового командира ;

- История капитанской жены и поручика Вишнякова;

Анализ этих отношений, настоящая ли это любовь

Анализ отношения Желткова к Вере. Чем отличается его любовь?

Обращаются к тексту, анализируют эпизоды, делают выводы, думают, рассуждают.



Личностные:

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

ОК-1-5, ОК-9;

ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 2.2;

ЛЗ-3, ЛЗ-8


Фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Тема для дискуссии



Дружба, взаимопомощь – это очень хорошо, но чего бы вы больше хотели в семейных отношениях, дружбы или любви?( работа по группам

Работают в группе , записывают свои суждения , выступают со своими выводами на заданную тему, дискутируют.

Личностные:

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

ОК-1-5, ОК-9;

ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 2.2;

ЛЗ-3, ЛЗ-8

Работа в группах, дискурс.


Разработал: Ратанов М.Н., преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории ГБПОУ АКТТ