Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий |
1. Организационный этап занятия |
Мотивационно-целевой | «Любовь – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность Но в любви». А.И. Куприн Звучит соната Бетховена - Объясните ,пожалуйста, смысл эпиграфа к уроку. Согласны ли вы с автором? - Какие эмоции у вас вызывает прослушанная музыка? - Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь? | Анализируют высказывание Куприна. Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки. Составляют ассоциативный ряд «Любовь – это…». Аргументируют свои ассоциации. Работают с толковым словарем. Зачитывают отрывок из истории , которая случилась в семье чиновника Любимова, что легло в основу сюжета рассказа. | Предметные: - понимание ключевых проблем изучаемого произведения; - понимание связи изучаемого произведения с эпохой его написания; - умение анализировать изучаемое произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; -умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность. Личностные: -развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся | Эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности, диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах. |
Проектировочный (вступительное слово учителя) | Мы переходим к основной части урока – работе над повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Мы пройдемся по страницам повести, вчитываемся в каждое слово писателя, поразмышляем о любви, о сложных жизненных ситуациях, насладимся языком произведения, попытаемся понять позицию автора, постигнуть процесс рождения чувств, научится понимать смысл поступков героев, а в конечном итоге попытаемся научиться понимать людей и самих себя. Я так хочу, чтоб на уроке каждый захотел и слушать, и читать, а так же думать, говорить, мечтать. | Совместно с учителем определяют цели урока. Размышляют о том, ответ на какой вопрос хотели бы получить от изучения данного произведения. | Личностные: -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; | Эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности, диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах. |
2. Основной этап занятия | |
Процессуальный: 1. Презентация 2. Просмотр отрывков из фильма «Гранатовый браслет» 3. Аналитическая беседа с элементами дискуссии. | Вопросы для читательского восприятия текста: - С чего начинается повесть? - Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры? - Иллюстрация портрета Веры. Как рисует автор Веру? Словесный портрет. Сравнительный анализ. - Как описываются гости? - Какой эпизод производит неприятное впечатление? - Как выглядит высшее общество в произведении? | Отвечают на вопросы, дают портретную характеристику, анализируют поступки героев, обращаются к произведению ,ради доказательства своих слов, участвуют в обсуждении, записывают в тетрадь основные выводы | Метапредметные: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства. ОК-1-5, ОК-9; ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 2.2; ЛЗ-3, ЛЗ-8 | Комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах. |
3. Заключительный этап занятия |
Рефлексивно-оценочный | Что дал нам сегодняшний урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Что помог понять, осознать урок? Что такое любовь? Смогли ли вы получить ответы на вопросы, которые у вас были в начале урока? | Делают выводы, работают над синквейном на тему «Любовь». | Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | фронтальный опрос, индивидуальная работа и работа в группах. |
Домашнее задание | Написать сочинение- рассуждение на темы: 1. Любовь без взаимности: счастье или трагедия? 2. Существует ли идеальная любовь? 3. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше? | Пишут сочинение-рассуждение на заданные темы (на выбор обучающегося) | Личностные: -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет | Самостоятельная работа. |
4. Задания для самостоятельного выполнения | | | | |
Аналитико-исследовательская работа. | «Как развивается тема любви в повести?». Проблемные вопросы и их обсуждение (элементы дискуссии). 10 историй любви в рассказе: - Отношения сестры Веры Анны с мужем; - Любовь Аносова к болгарочке; - История женитьбы Аносова; - История отношений прапорщика и жены полкового командира ; - История капитанской жены и поручика Вишнякова; Анализ этих отношений, настоящая ли это любовь Анализ отношения Желткова к Вере. Чем отличается его любовь? | Обращаются к тексту, анализируют эпизоды, делают выводы, думают, рассуждают. | Личностные: -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. ОК-1-5, ОК-9; ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 2.2; ЛЗ-3, ЛЗ-8 | Фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах. |
Тема для дискуссии | Дружба, взаимопомощь – это очень хорошо, но чего бы вы больше хотели в семейных отношениях, дружбы или любви?( работа по группам | Работают в группе , записывают свои суждения , выступают со своими выводами на заданную тему, дискутируют. | Личностные: -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. ОК-1-5, ОК-9; ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 2.2; ЛЗ-3, ЛЗ-8 | Работа в группах, дискурс. |