1. Организационно-мотивационный | -Доброе утро, ребята! Сегодня у нас много работы. Давайте вспомним слова Антуана де Сент-Экзюпери, которые говорил Маленький принц: Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Эти слова были сказаны очень давно, но не утратили своей актуальности. Давайте подумаем, что они обозначают. | Дети рассуждают на тему, предложенную учителем. Вывод: Мы отвечаем за всё, что находится вокруг нас. И если мы хотим жить в ладу с природой, которая дает нам самое лучшее и необходимое для нас (воздух, вода, пропитание, то в ответ природе помогаем, улучшаем ее состояние, а не портим. |
2. Река времени | -Много лет назад человек не мог приспособиться к окружающей среде. Было страшно и многого человек не понимал. Но шло время и мыслительные возможности человека привели его к разумному сосуществованию с природой. Человек научился использовать природу в своих целях. Но что он дал природе взамен ? | Дети рассуждают о роли человека в природе. (На доске изображена река. Если человек приносит пользу природе, то камушек из реки дети убирают, а если вред, то добавляют). Вывод: человеку надо научиться приносить природе больше пользы. |
3. Устная и письменная речь. Речевая разминка. | С помощью чего люди могут решить вопросы о помощи природе? Какая бывает речь? Ребята, посмотрите на экран. Вы видите первобытных людей. Они не могли разговаривать. Общались древние люди с помощью жестов и звуков. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык общения . Да - да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. -Давайте попробуем провести речевую разминку от лица первобытного человека. -Сложно договориться и понять друг друга? Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшка из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. - О чем говорит автор стихотворения? Что за толпа теней на стенах ? - Это первые варианты письменности. - Давайте представим себе ситуацию, что люди должны были передать информацию тому, кого сейчас рядом нет. А как это сделать? Кроме наскальных рисунков существовало узелковое письмо, ракушечное письмо, иероглифы. А потом только появилось буквенное письмо. -Давайте попробуем закрепить полученную информацию. Я буду показывать картинки с разными видами письма, а вы называете. | Дети отвечают , что с помощью умения общаться, с помощью речи. - в процессе разговора (устная) - в процессе письма (письменная) Двое детей вызываются к доске. Им в руки даются орудия труда. Это палка и камень. И предлагается составить разговор на любую тему, но говорить надо слова не полностью, а использовать только первые слоги из слов. Ответы детей. Вывод: Речь надо развивать для более качественного общения. Дети отвечают, что это наскальные рисунки. Написать. Узелковое письмо Ракушечное письмо Иероглифы Ритуальные танцы в наскальных рисунках |
Кукольный театр 6. Подведение итогов | -Человек развивался, менялся. Стремился к прекрасному. Появлялось искусство. И одним из проявлений стал кукольный театр. Первые упоминания о нем относятся к Древнему Египту, был распространен на Западе и на Востоке. В России же кукольный театр произошел от языческих, обрядовых культов. Например, весной славяне выносили соломенные чучело, являвшееся образом смерти, сжигали его или бросали в реку, приветствуя приход весны и тепла песнями. Таким образом в обрядах зарождались элементы театра . Именно в России кукольный театр тесно связан с природой. - А у вас есть любимые игрушки? У меня есть несколько игрушек. Давайте с их помощью сделаем вывод. Что сегодня узнали нового? Почему надо беречь природу? Нужна ли нам качественная устная и письменная речь? | Ответы детей. |