Технологическая карта урока литературы для 5 класса
Тема урока: «Жилин и Костылин. Два жизненных пути»
Ф.И.О. Дитенбир Марина Николаевна
Предмет: литература
Класс: 5б
Тип урока: исследование
Цель урока:
Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста;
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.
Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.
Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;
Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения
Формируемые УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: умеет строить высказывание в ходе учебной работы, принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная форма обучения.
Оборудование: учебник литературы, презентация, словарные статьи.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
Организационный этап Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Включает в деловой ритм, готовит класс к работе | Отвечают на приветствие учителя. | | Личностные: внимание, уважение к сверстникам, учителю. Регулятивные: мобилизация сил и энергии. | |
Актуализация знаний Цель этапа: вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина | Тест «Характеристика героев» Приложение 1 | Определяют имя героя рассказа по описанию внешности | индивидуальная | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, уметь синтезировать информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Личностные: формирование познавательного интереса к произведению. | самоконтроль по образцу |
Формулирование темы и цели урока Цель этапа: постановка проблемного вопроса для самостоятельного формулирования темы и целей урока. | Формулирует вопросы и задания. 1 Кого из перечисленных героев в тесте можно назвать главными? 2 Составьте вопросы к теме урока, используя вопросительные слова кто, почему, как, каким. 3 Опираясь на составленные вопросы попытайтесь сформулировать цели урока. | Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока. Составляют вопросы, используя вопросительные слова. Формулируют цели урока. | групповая, индивидуальная, фронтальная | Познавательные: в ходе выполнения заданий извлекают необходимую информацию для формулировки темы урока. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. Личностные: формирование способностей к решению проблемных задач. | устный опрос |
Составление плана Цель этапа: Выделить основные эпизоды рассказа для анализа образов главных героев. | Выделите в тексте ключевые эпизоды, по которым вы сможете составить представление о главных героях и произвести сравнительную характеристику. | Составляют план эпизодов. План: 1Нападение татар. 2 Требование выкупа. 3 Жизнь в плену. 4 Мнение татар о героях. 5 Побег | групповая, фронтальная | Познавательные: умение структурировать знания и строить речевые высказывания. Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Личностные: формирование способностей к решению проблемных задач. | устный опрос |
Открытие нового знания Цель этапа: вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина. | 1Работа над эпизодом «Взятие в плен» Формирует вопросы для обобщающей беседы. Как ведут себя герои во время нападения татар? Ответ подтвердите текстом. 2 Работа над эпизодом «Требование выкупа» Формирует вопросы для обобщающей беседы. Как ведут себя герои в данном эпизоде? Какие качества характера персонажей можно отметить? Как горцы относились к героям? 3 Работа над эпизодом «Жизнь в плену» Формирует вопросы для обобщающей беседы. Чем занимались герои в плену? Какие черты характера проявляются у героев в одинаковой жизненной ситуации? Как Жилин сумел расположить к себе жителей аула? | Выразительное чтение эпизода. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Работают с текстом, находят определения, которые демонстрируют отношение татар к Жилину и Костылину («джигит», «смирный») Сравнивают поведение героев. Отвечают на вопросы. Работают с текстом, проводят сравнительный анализ. | фронтальная индивидуальная | Познавательные: выполнение логических операций: анализ, синтез. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах. Регулятивные: контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности; Личностные: побуждение к деятельности. Нравственно-эстетическая ориентация. | устный опрос |
Физминутка Цель этапа: снять переутомление и напряжение, внести эмоциональный заряд | Создает условия для снятия переутомления у детей. | Участвуют в динамической паузе | индивидуальная | | |
Словарная работа Цель этапа: исследовать лексическое значение фамилий героев для раскрытия характеров персонажей | Формирует вопросы и задания для обобщающей беседы. Найти корень в фамилиях героев, определить от каких слов они образованы. Напишите определение слов жила и костыль. Сравните свое определение с определением из толкового словаря. Как фамилии характеризуют героев? | Отвечают на вопросы. Дают толкование словам жила и костыль. Сравнивают собственные определения с определениями из толкового словаря. Составляют сравнительную характеристику героев. Приводят примеры из текста. | групповая, фронтальная | Познавательные: уметь формулировать определение слова, проводить исследование Коммуникативные: Выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия. Личностные: Формирование оценки поступков литературных персонажей на основе сформулированных личностных ценностей. | самоконтроль по образцу |
Информация о домашнем задании (комментирование) Цель этапа: прокомментировать ход выполнения домашнего задания. | Дает комментарий к домашнему заданию. Анализ эпизода «Побег» | Записывают дом. зад. Слушают комментирование. | | | |
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 3 мин. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни? Что нового узнали на уроке? Чему научились? | Высказывают суждения. Оценивают свою работу на уроке. | индивидуальная | Коммуникативные: достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: овладение навыками самоорганизации, рефлексии. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | устный опрос |
Приложение 1
Тест «Характеристика героев»
1.Мужчина, грузный, толстый, весь красный.
2 Тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди оторочено красным. На ногах штаны и башмачки…
Голова непокрытая, коса черная, в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
3 Не велик ростом, да удал.
4 Молоденькая, в рубахе цветной, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой
кувшин жестяной с водой.
5 С красной бородой, в бешмете в шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая баранья, черная, назад заломлена.