СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Жилин и Костылин. Два жизненных пути"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Жилин и Костылин. Два жизненных пути"»

Технологическая карта урока литературы для 5 класса

Тема урока: «Жилин и Костылин. Два жизненных пути»

Ф.И.О. Дитенбир Марина Николаевна

Предмет: литература

Класс: 5б

Тип урока: исследование

Цель урока:

 Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста;

Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.

Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения

Формируемые УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: умеет строить высказывание в ходе учебной работы, принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная форма обучения.

Оборудование: учебник литературы, презентация, словарные статьи.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы

взаимодействия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

Организационный этап

Цель этапа: 

включение учащихся в деятельность

Включает в деловой ритм, готовит класс к работе

Отвечают на приветствие учителя.


Личностные: внимание, уважение к сверстникам, учителю.

Регулятивные: мобилизация сил и энергии.



Актуализация знаний

Цель этапа: 

вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина

Тест «Характеристика героев» Приложение 1


Определяют имя героя рассказа по описанию внешности

индивидуальная

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, уметь синтезировать информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Личностные: формирование познавательного интереса к произведению.


самоконтроль по образцу

Формулирование темы и цели урока

Цель этапа: 

постановка проблемного вопроса для самостоятельного формулирования темы и целей урока.

Формулирует вопросы и задания.

1 Кого из перечисленных героев в тесте можно назвать главными?

2 Составьте вопросы к теме урока, используя вопросительные слова кто, почему, как, каким.

3 Опираясь на составленные вопросы попытайтесь сформулировать цели урока.

Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.

Составляют вопросы, используя вопросительные слова.

Формулируют цели урока.

групповая,

индивидуальная,

фронтальная


Познавательные: в ходе выполнения заданий извлекают необходимую информацию для формулировки темы урока. 

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение.

Личностные: формирование способностей к решению проблемных задач.


устный опрос

Составление плана

Цель этапа: 

Выделить основные эпизоды рассказа для анализа образов главных героев.

Выделите в тексте ключевые эпизоды, по которым вы сможете составить представление о главных героях и произвести сравнительную характеристику.

Составляют план эпизодов.

План:

1Нападение татар.

2 Требование выкупа.

3 Жизнь в плену.

4 Мнение татар о героях.

5 Побег

групповая,

фронтальная

Познавательные: умение структурировать знания и строить речевые высказывания.
Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Личностные: формирование способностей к решению проблемных задач.

устный опрос

Открытие нового знания

Цель этапа: 

вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.

1Работа над эпизодом «Взятие в плен»

Формирует вопросы для обобщающей беседы.

Как ведут себя герои во время нападения татар? Ответ подтвердите текстом.

2 Работа над эпизодом «Требование выкупа»

Формирует вопросы для обобщающей беседы.

Как ведут себя герои в данном эпизоде? Какие качества характера персонажей можно отметить? Как горцы относились к героям?

3 Работа над эпизодом «Жизнь в плену»

Формирует вопросы для обобщающей беседы.

Чем занимались герои в плену? Какие черты характера проявляются у героев в одинаковой жизненной ситуации?

Как Жилин сумел расположить к себе жителей аула?





Выразительное чтение эпизода. Отвечают на вопросы.






Отвечают на вопросы. Работают с текстом, находят определения, которые демонстрируют отношение татар к Жилину и Костылину

(«джигит», «смирный») Сравнивают поведение героев.



Отвечают на вопросы. Работают с текстом, проводят сравнительный анализ.

фронтальная

индивидуальная

Познавательные: выполнение логических операций: анализ, синтез.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.

Регулятивные: контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности;

Личностные: побуждение к деятельности. Нравственно-эстетическая ориентация.


устный опрос

Физминутка

Цель этапа: 

снять переутомление и напряжение, внести эмоциональный заряд

Создает условия для снятия переутомления у детей.


Участвуют в динамической паузе

индивидуальная



Словарная работа

Цель этапа: 

исследовать лексическое значение фамилий героев для раскрытия характеров персонажей



Формирует вопросы и задания для обобщающей беседы.

Найти корень в фамилиях героев, определить от каких слов они образованы. Напишите определение слов жила и костыль. Сравните свое определение с определением из толкового словаря. Как фамилии характеризуют героев?

Отвечают на вопросы. Дают толкование словам жила и костыль. Сравнивают собственные определения с определениями из толкового словаря. Составляют сравнительную характеристику героев. Приводят примеры из текста.

групповая, фронтальная

Познавательные: уметь формулировать определение слова, проводить исследование

Коммуникативные: Выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия.

Личностные: Формирование оценки поступков литературных персонажей на основе сформулированных личностных ценностей.

самоконтроль по образцу

Информация о домашнем задании (комментирование)

Цель этапа: 

прокомментировать ход выполнения домашнего задания.


Дает комментарий к домашнему заданию.

Анализ эпизода «Побег»


Записывают дом. зад. Слушают комментирование.




Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 3 мин.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни? Что нового узнали на уроке? Чему научились?


Высказывают суждения. Оценивают свою работу на уроке.

индивидуальная

Коммуникативные: достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: овладение навыками самоорганизации, рефлексии.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

устный опрос



Приложение 1

Тест «Характеристика героев»

1.Мужчина, грузный, толстый, весь красный.

2 Тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди оторочено красным. На ногах штаны и башмачки…
Голова непокрытая, коса черная, в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

3 Не велик ростом, да удал.

4 Молоденькая, в рубахе цветной, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой
кувшин жестяной с водой.

5 С красной бородой, в бешмете в шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая баранья, черная, назад заломлена.