СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая урока "Народы Дагестана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                    

Просмотр содержимого документа
«Технологическая урока "Народы Дагестана"»

Технологическая карта урока

Предмет: география

Тема: Народы Дагестана.

Учитель: Исрапилова Хадижат Исрапиловна, учитель географии Аймакинской СОШ Гергебильского района Республики Дагестан.

Цели:1.Образовательная: Представить учащимся историю размещения народов Дагестана на Северном Кавказе; Дать характеристику основным народам Дагестана; Показать примеры народных промыслов, национальных блюд и национальной одежды народов Дагестана.

2.Воспитательная: Рассказать о дружбе и сплоченности народов Дагестана в борьбе с захватчиками; Воспитать толерантность ко всем народам, живущим в Дагестане, и терпимость к вероисповеданию каждого жителя страны гор; Уделить внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

3.Развивающая: Продолжить развитие у учащихся памяти, внимания, логического и критического мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, политико- административная карта Дагестана, национальные блюда, национальные костюмы, примеры изделий народного промысла.

Тип урока: Урок-презентация с элементами беседы.

Ход урока:

Организация класса к проведению урока.

Вступительное слово учителя. Экскурс в историю Кавказа и Дагестана. В 6 веке до нашей эры, после распада государства Урарту, образовалась Кавказская Албания. В нее входили Азербайджан, Восточная часть Грузии и весь Дагестан. Первые политические образования в Дагестане (Лакз,Зирихгеран, Кайтаг, Гумак, Маскут, Серир, Чор, Табасаран,Шах-Бани,Варачан) появились в 4-6 вв.

Дагестан-« страна гор- гора языков». Численность населения Дагестана по данным Росстата составляет 3085343.(2018). Плотность населения-61 человек. Городское население – 45,85%. На территории Дагестана проживают представители 102 национальностей и народностей с самобытной культурой и богатой традицией. Народы Дагестана говорят на языках, относящихся к трем крупным языковым семьям: Иберийско- кавказской, тюркской, индо – европейской. К титульным национальностям Дагестана относятся: Аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасараны, агулы, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, цахуры, таты, рутульцы.

В настоящее время в Дагестане говорят на 28 самостоятельных языках, первоклассники обучаютсяв школах на 14азбуках; передачи по радио ведутся на 11 языках; в 7 национальных театрах ставятся спектакли на родных языках. На 14 языках выходят республиканские и районные газеты, а так же художественная , учебная и методическая литература.

В состав Дагестана входит 42 административных района:Агульский, Акушинский,Ахвахский, Ахтынский,Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский,Гергебильский,Гумбетовский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский,Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кулинский,Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский, Чародинский, Шамильский районы и Бежтинский муниципальный участок.

На территории республики расположено 10 городов: Махачкала, Дербент, Каспийск, Хасавюрт, Буйнакск, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни, Южно- Сухокумск, Избербаш.

Работа с картой( учитель показывает на карте Дагестана все районы и города).

Статус Дагестанской АССР в составе РСФСР Дагестан получил 13 ноября 1920 года . Ныне Дагестан входит в состав Российской Федерации.

А теперь, начнем презентацию титульных народов Дагестана. Выступления учеников с докладами о титульных народах.

1 ученик – доклад «Аварцы».

2 ученик показывает на карте районы , в которых проживают аварцы. Аварцы проживают на территории Гергебильскоог, Гумбетовского, ,Ахвахского, Казбековского, Унцукульского, Цумадинского, Ботлихского, Хунзахского, Гунибского, Шамильского, Чародинского, Тляратинского районов и Бежтинском Участке.

3 ученик показывает национальный костюм, пример изделия из народного промысла национальное блюдо.

4ученик выходит с докладом «Даргинцы».

5 ученик подходит к карте и показывает районы проживания даргинцев. Они проживают на территории Акушинского, Дахадаевского, Кайтагского, Левашинского,Сергокалинского районов.

6 ученик демонстрирует национальный костюм, изделие народного промысла и национальное блюдо даргинцев.

7 ученик выходит с докладом «Кумыки».

8 ученик показывает на карте Буйнакский, Каякентский, Карабудахкентский, Бабаюртовский,Хасавюртовский, Кайтагский, Кумторкалинский районы.

9 ученик показывает национальный костюм, изделие народного промысла и национальное блюдо.

10 ученик выходит с докладом «Лакцы».

11 ученик выходит к карте. Лакцы живут в основном в Новолакском, Лакском, Кулинском районах и в городах.

12 ученик демонстрирует национальный костюм, пример народного промысла и национальное блюдо.

13 ученик выходит с докладом «Лезгины».

14 ученик выходит к карте: Лезгины проживают В Южном Дагестане – в Дербенте, в Дербентском, Ахтынском, Докузпаринском, Магарамкентском, Сулейман – Стальском районах.

15 ученик показывает национальный костюм , национальное блюдо и пример народного промысла.

16 ученик выходит с докладом «Табасараны».

17 ученик демонстрирует национальный костюм, блюдо, изделие народного творчества.

18 ученик представляет доклад «Азербайджанцы».

Азербайджанцы проживают в Дербентском, Табасаранском, Магарамкентском районах и в городе Дербент.(показывает на карте).

19 ученик показывает национальный костюм, блюдо и изделие народного промысла.

20 ученик – доклад «Цахуры». Цахуры проживают в западной части Рутульского района и в Азербайджане.(Показ на карте).

21 ученик демонстрирует национальное блюдо, предмет народного промысла цахуров.

22 ученик выходит с докладом «Рутульцы». Рутульцы проживают в Рутульском и Ахтынском районах и в городе Дербент.

23 ученик – доклад «Агулы». Агулы проживают в Агульском, Курахском, Дербентском районах. (показ на карте).

24 ученик – доклад «Таты».Таты живут в Дербенте (показ на карте).

25 ученик доклад – «Ногайцы». Показывает Ногайский и Бабаюртовский районы на карте.

26 ученик демонстрирует ногайский войлок и калмыкский чай, слайды с национальными костюмами.

27 ученик выходит с докладом «Чеченцы».

28 ученик: Чеченцы проживают в Хасавюртовском районе , в Новолакском районе и в городах Хасавюрт, Махачкала и показывает на карте.

29 ученик выходит с докладом «Русские». В Дагестане русские проживают в основном в Кизлярском районе и в городах Махачкала, Кизляр, Каспийск.

30 ученик демонстрирует национальное блюдо, костюм русского народа.

Просмотр некоторых национальных танцев в исполнении ансамбля «Лезгинка».

Ученицы выполняют гергебильский танец – как символ народного творчества своей родины- Гергебильского района.

Рефлексия:

Итак, ребята, мы сегодня прошлись по всему Дагестану, узнали много интересного о каждом народе, о районах проживания, о народных промыслах, о национальных костюмах и национальных блюдах разных народов.

После описания каждого народа, мы с вами пришли к одному выводу: Главная национальность Дагестана – Дагестанцы!!! (говорят всем классом).

И в этом главная сила и мощь Дагестана!!! (слово Дагестан – всем классом).

Благодарим за внимание всех гостей урока. Спасибо ученикам за хорошую работу.

До новых встреч!

Перечень национальных блюд, приготовленных учениками: Аварский хинкал, Даргинское чуду, Лакские хункур, Лезгинские тонкие хинкал, Кумыкские курзе, Табасаранские курзе из тыквы, Азербайджанские чуду с картошкой, Агульские чуду с творогом, Ногайский чай, Татский картофель в мундире, русские пирожки, цахурские курзе с мясом.