СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологические карты уроков по математике для 3 класса составлены в соответствии с ФГОС 2 поколения
Урок 19
Таблица умножения и деления с числом 4
(учебник, с. 34; рабочая тетрадь, с. 15; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 4, используя рисунок, |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Таблица умножения и деления с числом 4 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, И делить, и умножать | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; фик-сируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); делают выводы по аналогии | Устные ответы, дения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 34, определите тему и цель урока. | Формулируют тему | ||||
3. Устный счет | – Вычислите, найдите «лишнее» выражение: 57 – 42 22 – 7 65 – 50 78 – 63 49 – 35 36 – 21 | – «Лишнее» выражение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Выполните задание на смекалку | – В первом уравнении |
| и проверяют эти Р – ориентируются в учебнике; контро- К – обмениваются Л – осознают свои возможности в учении |
|
| – Вставьте в «окошки» нужные числа: 10 : 2 = : 3 = 7 : = 2 · = 18 18 : = 3 : = : 6 = 2 · 3 = 0 : = | Выполняют задание | ||||
III. Изучение нового материала |
| – Составьте таблицы умножения При их составлении надо уделить внимание как способу получения результатов, так и их запоминанию. 4 · 4 = 16 4 + 4 + 4 + 4 = 16 4 · 5 = 20 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20 4 · 6 = 24 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 24 4 · 7 = 28 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 28 Можно по-разному группировать | Опираясь на рисунок При этом повторяют Сверяют полученную таблицу с таблицей |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1. Работа | 1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 4, переставив множители в первой таблице. 2-я группа: самостоятельно составить таблицу деления на 4. 3-я группа: самостоятельно составить таблицу деления, когда в частном получается число 4. Целесообразно пронаблюдать, как | Выполняют задания. |
|
|
|
2. Первичное закреп-ление. | Воспроизвести результаты всех рас-смотренных таблиц по порядку или вразбивку, по столбцам или по строкам (можно стереть результаты |
| ||||
| – Выполните задание № 1. | Выполняют задание с по-следующей проверкой. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая дея- | 1. Решение задач. | № 2. Перед выполнением задания учитель должен вспомнить с учащимися |
| Фронтальная, | П – осуществляют | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
тельность |
| взаимосвязь между величинами: |
| индивидуальная | сериацию, классифи-кацию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точ- Л – осуществляют смыслообразование | в тет- | ||
| – Как найти цену, если известны количество и стоимость? – Как найти количество, если известны цена и стоимость? – Как найти стоимость, если известны цена и количество? | Отвечают на вопросы. | ||||||
|
| Записывают в таблицу условие и решают само-стоятельно. 32 : 4 = 8 (р.) Ответ: 8 ручек продали. | ||||||
| – Выполните задание № 3. | Самостоятельно | ||||||
2. Самостоятельная работа (работа по вариантам). | № 4. 1-й вариант: ответить на первый вопрос. 2-й вариант: ответить на второй вопрос. Помогает учащимся, которые затрудняются в записи условия или решения задачи. | Решают задачу само-стоятельно, с последующей проверкой. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Выполните задание № 5. | Решают уравнения первой строки. |
|
|
|
3. Работа | – В рабочей тетради решите уравнения задания № 23, с. 15 | Выполняют задание | ||||
4*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей – Какие задания показались легкими? Сложными? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 34, № 6. Рабочая тетрадь, с. 15, № 24 | Задают уточняющие |
| Р – принимают |
|
Урок 20
Таблица Пифагора
(учебник, с. 35; рабочая тетрадь, с. 16)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с таблицей Пифагора; научатся воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Таблица Пифагора |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. В математику войдем, В страну чисел попадем. Слушай, думай, наблюдай, Ребус сложный отгадай | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Целеполагание. | Озвучивает тему и цель урока. | Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | ||||
3. Устный счет | – Закрепим навыки табличного умно-жения и деления с числами 2, 3, 4, | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
|
| – Вставьте нужные числа: · 8 = 24 7 · = 28 · 9 = 36 9 · = 27 21 : = 7 24 : = 6 20 : = 5 18 : = 9 |
|
| в расширенной области применения; используют матема- Р – самостоятельно и успешно используют его в решении К – обмениваются |
| |||||
| «Магические квадраты» – Сумма – 48
|
| |||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Решение задач. | – Выполните задание № 1 (1–3). | По заданию записывают таблицу в тетрадь. | ||||||||
| № 3. Учитель вместе с детьми записывает условие задачи таблицей:
| Решают задачу само-стоятельно. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| № 4. – Сформулируйте вопрос задачи. |
– Сколько всего минут |
| участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха |
|
2. Работа | № 6. – Ребята, вспомните, что за фигура – квадрат. – А сколько сторон у квадрата? – Как же мы найдем периметр |
Вспоминают, как найти периметр квадрата. Записывают решение | ||||
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
3. Самостоя-тельная | – Самостоятельно выполните задание № 5 (2, 4 столбики). | Выполняют задание. | ||||
4. «Вопросник для смыш- | 1) Какие часы два раза в сутки показывают верное время? | – Которые стоят. | ||||
2) Что случится с красным платком, если его опустить на дно моря | – Намокнет. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 3) Как далеко в лес может забежать | – До середины, дальше уже из леса. |
|
|
|
| 4) Можно ли в решете принести воду? | – Можно, когда она замерзнет. | ||||
| 5) Летели 3 страуса, одного сбили. Сколько остались лететь? | – Страусы не летают. | ||||
| 6) Когда мы смотрим на цифру 2, | – Когда смотрим на часы (минутная стрелка). | ||||
| 7) В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? | – 100 – сто. | ||||
| 8) Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? | – 1, 2, 3. | ||||
| 9) Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели | – Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра | ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что повторяли на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 16, № 25–26 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 21
Письменные приемы сложения и вычитания.
Работа над задачей в два действия
(учебник, с. 36; рабочая тетрадь, с. 17; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз с опорой |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать текстовую задачу Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют интерес к изучению математики |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://uchitmatematika.ucoz.ru/index/v_pomoshh_uchitelju/0-4; |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на увеличение числа в несколько раз |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Давайте, ребята, давайте считать: Делить, прибавлять, умножать, вычитать. Смекалку свою проявите: Считайте, рисуйте, чертите! Вы все молодцы! Вы все удальцы! И пусть на года любимой всегда Для вас математика будет! Она и серьезна, она и трудна! Но если чуть-чуть постараться, То можно и в ней играть и шутить, Смеяться и улыбаться. Пусть ставят перед вами задачи, А вы, поразмыслив, решите их, да? Желаю вам успехов и удачи! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с постав- Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; К – обмениваются | Устные ответы, дения учителя, выпол- ненные задания |
2. Целеполагание. | Сообщает тему и цель урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет | «Цепочка». | Выполняют задания | ||||
| – Выполните действия и сравните. 3 · 8 – 20 : 4 (3 · 8 – 20) : 4 (3 + 24) : 3 3 + 24 : 3 12 : 6 · 2 12 : (6 · 2) 36 : 9 + 3 · 2 (36 : 9 + 3) · 2 |
| ||||
III. Изучение нового материала | 1. Практи-ческая работа: раскрытие смысла | – Положите слева 4 кружка, а справа |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Положите слева 2 квадрата, а справа | – Их в 3 раза больше, чем слева, а слева в 3 раза меньше, чем справа. |
| руют свои действия Л – осознают свои |
|
| – Положите справа 3 треугольника, | – По 3 треугольника взять 4 раза. | ||||
| – Что можно сказать о числе треугольников справа: их больше или меньше, чем слева? | – Их в 4 раза меньше. | ||||
2. Работа (вверху). | – Как узнать, сколько синих кружков? | Рассматривают в учеб-нике рисунок (кружки) 3 · 4 = 12 (кр.) – синих. Ответ: 12 синих | ||||
3. Решение задач. | № 1 (под руководством учителя). Показывает, как записать краткое условие задачи. Зел. Кр. Зеленых – 5 м. Красных – ? в 3 раза б. 5 · 3 = 15 (м.) – красных. Ответ: 15 красных мячей. | После чтения задачи объясняют, что значит в 3 раза больше, выполняют рисунок. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Что можно сказать о числе зеленых мячей – их больше или меньше, чем красных, и во сколько раз? | – Их меньше в 3 раза. |
|
|
|
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | – Выполните задание № 2 (1, 2). | Сначала решают задачу (1), а потом составляют и решают две обратные к ней задачи с последующей проверкой. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, поиск необходимой информации, моделирование и преобразование Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной | Устные ответы, |
2. Решение уравнений. | – Выполните задание № 3. | Решают самостоя- | ||||
3. Выражения с переменной. | № 4. Перед выполнением задания желательно вспомнить с учащимися правила умножения с числами 1 и 0: если 1 ум-ножить на любое число, то получится то число, на которое умножали. При умножении 0 на любое число получится всегда 0. | Выполняют задание. | ||||
4. Матема-тические | | Отгадывают ребусы: – Задача, два, восемь. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| |
|
| полнотой и точностью; учитывают разные мнения; коор- Л – осуществляют смыслообразование |
|
5. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 28, 30 на с. 17 | Выполняют задания | ||||
6*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? – Что повторяли на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 36, № 5. Рабочая тетрадь, с. 17, № 27, 29 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 22
Задачи на увеличение числа в несколько раз
(учебник, с. 37; рабочая тетрадь, с. 18)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений выполнять краткую запись задачи разными способами (в табличной форме, |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать текстовую задачу Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://arm-math.rkc-74.ru/p34aa1.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на увеличение числа в несколько раз |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Считайте, ребята, скорее считайте. Хорошее дело смелей умножайте, Плохие дела поскорей вычитайте. Скорее работу свою начинайте! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | Озвучивает тему, цель урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет. | Игра «Лесенка». | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Сравните (№ 3). 5 + 3 … 5 · 3 6 · 4 … 4 · 6 7 + 7 … 7 · 3 8 · 2 … 8 · 3 2 + 2 … 2 · 2 9 + 9 … 9 · 2 |
|
| Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки. К – обмениваются Л – осознают свои |
|
| – Назовите числа от 4 до 30, которые |
| ||||
| – Вычислите, применяя правила (54 – 46) · 2 8 · 4 – 20 : 4 (15 + 6) : 3 4 · 7 + 36 : 9 40 : 10 · 8 28 : (7 – 3) |
| ||||
4. Занимательные | – Месяца имеют 30–31 день, а какой | – Каждый. | ||||
– Как нужно трижды записать цифру 3, чтобы в итоге получилось 4? | – (3 : 3 + 3). | |||||
| – Напишите 100 пятью единицами, | – (111 – 11), (5 + 5 + 5 + | ||||
| – Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? | – 2 + 2 = 2 · 2. | ||||
| – Человек зашел в комнату и увидел там 6 собак и 2 кошки с котятами. Сколько ног в комнате? | – Две. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – В комнате 4 угла, в каждом углу | – Четыре. |
|
|
|
5. Решение задач. | № 1 (с комментированием). Вывод: находя число, которое больше, чем данное, в 2 (3, 4…) раза, выполняют умножение, а находя число, которое больше, чем данное, на 2 (3, 4…) единицы, выполняют сложение. | После чтения задачи рассматривают схематический рисунок и схематический чертеж, записывают краткое условие и решение задач. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
III. Практическая деятельность | 1. Самостоятельная | – Выполните задания № 2, 4. | Сравнивают выражения. Записывают номера фигур, из которых можно составить квадрат. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют | Устные ответы, |
2. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 31–33 на с. 18 | Выполняют задания | ||||
3*. Задания |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
| задачи; выполняют К – понимают различные подходы к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения; четко |
|
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какая информация для вас оказалась новой? – Что хотели бы уточнить? – Что показалось непонятным? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обоб-щения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 37, № 5 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – применяют |
|
Ресурсный материал
Игра «Лесенка»
Урок 23
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
(учебник, с. 38; рабочая тетрадь, с. 19; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз с опорой |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз с опорой на схематический рисунок, составлять и решать задачи, обратные данной, определять верные и неверные неравенства. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.1september.ru/articles/505197 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на уменьшение числа в несколько раз |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Смекай, считай, отгадывай. Пусть победит смекалка. Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства; | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | Сообщает тему и цели урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет | Игра «Да или нет». – 18 больше 9 на 9? – Сумма чисел 54 и 50 равна 4? – 69 меньше 96? | Отвечают на вопросы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – За числом 74 следует число 73? – 97 меньше 60 на 37? – Если к 51 прибавить 9, получится 60? – Разность чисел 78 и 30 равна 40? – 52 больше 30 на 22? – Если 24 разделить на 3, получится 6? – В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является «лишним»? |
|
| вольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – находят способ решения учебной задачи К – конструктивно Л – осознают свои |
|
| – Какое число «лишнее» (на полях | Называют «лишним» число 30, так как оно не делится на 4, а все другие числа делятся на 4 | ||||
III. Изучение нового материала | 1. Практи-ческая работа: раскрытие смысла | – Положите слева 8 кружков, а справа | Выполняют задание. | |||
2. Знакомство со ста- | – Откройте учебник на с. 38 | Читают объяснение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| тьей учеб- |
|
|
|
|
|
IV. Закрепление изученного мате- | Решение задач. | № 1 (1 – I вариант, 2 – II вариант). – Сравните решение задач (1) и (2). – Какое действие использовали при Вывод: число, которое меньше в 3 | Выполняют рисунок | |||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
V. Практическая деятельность | 1. Повторение изученных случаев умножения и деления. | – Выполните задание № 6. | Записывают таблицы умножения на 3 и 4, | Фронтальная, индивидуальная | П – используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают | Устные ответы, |
2. Сравнение выра- | № 2. 4 · 7 + 4 = 4 · 8 35 – (5 + 7) 3 · 8 + 3 36 : 4 | Должны объяснить, верно ли каждое из данных равенств и неравенств. | ||||
3. Самостоя-тельная | – Самостоятельно выполните задания | Решают уравнения. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 4. Работа на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 36–37 на с. 19 | Выполняют вычисления |
| доказательства. Р – осуществляют К – формулируют |
|
5*. Задания |
|
| ||||
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чему научились на уроке? – Какой материал повторили? – Где и когда вы можете применить свои знания на практике? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 38, № 5. Рабочая тетрадь, с. 19, № 34–35 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 24
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
(учебник, с. 39; рабочая тетрадь, с. 20)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать и сравнивать решения задач на уменьшение числа в несколько раз |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать задачи на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц, решать их, опираясь на схематические рисунки, чертежи, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок). Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: демонстрируют интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://kinder1.net/images_zagadki/6_7let/index.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц, вычисления и сравнение решений |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок, Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. – Я дарю вам… | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; используют зна- | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 39, определите тему и цель урока. | Формулируют тему |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 3. Устный счет. | № 5. 1) Сколько раз по 4 содержится в 12? | Выполняют задание. |
| ково-символические средства; устанавливают математические отношения между объектами; делают Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; используют математические термины, символы и знаки. К – обмениваются Л – осознают свои | полненные задания |
| 2) Делимое 18. Найдите частное, Делимое 12. Частное 3. Найдите |
| ||||
| 3) Вместо точек поставьте такой знак действия, чтобы получилось верное 12 … 3 = 4 8 … 2 = 4 8 … 2 = 16 9 … 3 = 3 12 … 3 = 9 4 … 3 = 12 |
| ||||
| 4) Продолжите ряд чисел. 3 – 9 2 – 6 5 – 15 9 – 7 – 8 – |
| ||||
4. Решение задач. | № 1 (1) (под руководством учителя). | Рассматривают рисунок, записывают краткое условие, объясняют |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| Решение: 9 : 3 = 3 (шт.) – уток. Ответ: 3 утки плавали в пруду. | выбор действия и вычисляют. |
| успеха или неуспеха |
|
| № 1 (2) (самостоятельно). – Число, которое меньше в 3 раза, | Сравнивают решение – Первая задача решалась делением, а вторая вычитанием. | ||||
| № 2. Выполняется аналогично. | Находят длину второго | ||||
| № 4 (с помощью учителя). Разбор провести с отдельными | Предлагают вопросы, – Сколько метров ткани продали в третий день? Сколько всего метров ткани продали за три дня? Записывают краткое условие и решают задачу самостоятельно. | ||||
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 5. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задания № 5–6 | Записывают и решают примеры самостоя- |
|
|
|
6*. Задания |
|
| ||||
III. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие виды задач мы сегодня – Перечислите типичные ошибки – Какие рекомендации можете дать – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
IV. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 20, № 38–39 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 25
Таблица умножения и деления с числом 5
(учебник, с. 40; рабочая тетрадь, с. 21; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 5, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять действия с буквенными выражениями |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Таблица умножения и деления с числом 5 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и решать! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; проявляют интерес к изучаемому | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – проводят сравнение по одному или | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | Сообщает тему и цель урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет | 1) «Занимательные рамки». | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
|
|
|
|
| Р – ориентируются в учебнике; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности; К – применяют Л – осознают свои |
| |||||||||
| 2) Арифметический диктант. 32 : 4 2 · 6 8 · 4 27 : 3 9 · 2 8 · 3 18 : 3 36 : 9 7 · 4 24 : 4 |
| |||||||||||||
| 3) Задача на смекалку (на полях стра- |
| |||||||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Составление таблицы умножения и деления с числом 5. | При составлении надо уделить внимание как способу получения результатов, так и их запоминанию. 5 · 5 = 25 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25 5 · 6 = 30 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 30 5 · 7 = 35 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 35 5 · 8 = 40 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + | Записав таблицу умно-жения пяти, начиная |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 5 · 9 = 45 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + – Почему начали составлять таблицу умножения со случая 5 · 5? | можно получить, прибавив к данному произведению 5. Сверяют полученную таблицу с таблицей |
|
|
|
2. Работа | 1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 5, переставив множители в первой таблице. 2-я группа: составить таблицу 3-я группа: составить таблицу | Выполняют задания. | ||||
| № 1 (с комментированием). | Записывают числа, которые делятся на 5; на 4. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 3. – Можно ли сразу узнать, сколько | Под руководством | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели. | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – А это можно узнать? Каким дейст- – Что узнаем потом? Каким действием? Решение: 1) 24 – 10 = 14 (м) – на все пальто. 2) 14 : 7 = 2 (м) – на одно пальто. Ответ: 2 метра ткани расходовали |
|
| Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
|
2. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задание № 4. | Решают самостоя- 12 – 4 = 8 (м.) – больше. Ответ: на 8 мячей больше осталось, чем взяли. | ||||
| – Выполните задание № 5. | Оформляют и решают его как выражение | ||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 40–42 на с. 21 | Выполняют задания | ||||
4*. Задания |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей – Какие задания показались легкими? Сложными? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 40, № 2 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 26
Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
(учебник, с. 41; рабочая тетрадь, с. 22)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений решать задачи на кратное сравнение с опорой на рисунок, решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя, вычислять значение числового выражения, |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на кратное сравнение с опорой на рисунок, применять правила нахождения неизвестного числа в уравнениях, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок). Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности и осознание личностного смысла изучения |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://festival.1september.ru/articles/505197 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на кратное сравнение чисел |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | Сообщает тему, цель урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет | – Увеличьте в 4 раза: 9; 7; 5; 3; 8; | Выполняют задания | ||||
| «Магические квадраты». – Сумма – 45. |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| в соответствии с поставленными целями Р – самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии К – обмениваются |
| |||||||||||||||||||
| – Вычислите. Найдите «лишнее» выражение. 67 – 42 89 – 65 32 – 7 58 – 33 75 – 50 46 – 21 |
| |||||||||||||||||||||||
| – Поставьте, где нужно, скобки так, 2 · 15 – 9 = 12 14 – 7 · 2 = 0 70 – 25 – 15 = 60 |
| |||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Практи-ческая работа: работа над задачами на кратное срав- | Приводит примеры задач на кратное сравнение. | Решают задачи назван-ного вида с помощью иллюстраций, устанавливая, что такие задачи | ||||||||||||||||||||||
– Положите в первый ряд 12 кружков, | – Необходимо разделить |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Сколько раз в 12 кружках содержится | ром – в 4 раза меньше, чем в первом. |
| Л – осознают свои |
|
2. Работа | – Откройте учебник на с. 41. | Под руководством учителя разбирают объяснение, данное в учебнике. | ||||
3. Решение задач. | – Выполните задание № 1. | 10 : 2 = 5 (раз). Ответ: кружков в 5 раз больше, чем квадратов; квадратов в 5 раз меньше, чем кружков. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 2. После чтения можно инсценировать: 1) 5 + 7 = 12 (д.) – всего. 2) 12 : 2 = 6 (д.) – в одной команде. Ответ: 6 детей в каждой команде. | Составляют краткую | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Самостоятельная | Проводит тестирование. – Выполните задания № 3, 5, 6 | Выполняют тест |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 3*. Задания |
|
|
| Р – осуществляют К – адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач |
|
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 41, № 4. Рабочая тетрадь, с. 22, № 44, 47 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Ресурсный материал
Тест «Заполнение пропусков»
1. Произведение чисел 3 и 6 равно ______.
2. Если разность чисел 23 и 19 увеличить в 8 раз, получится _____.
3. Если число _____ умножить на 8, получится 40.
4. Если из 56 вычесть 37, получится ______.
5. 75 больше 25 на ______.
6. Частное чисел 42 и 6 равно ____.
7. Первое слагаемое 45, второе _____, сумма равна 68.
8. Если число _____ умножить на 7, получится 21.
9. Число _____ делится и на 3, и на 5.
10. Произведение чисел 4 и 9 равно _____.
Урок 27
Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
(учебник, с. 42; рабочая тетрадь, с. 23; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений различать задачи на разностное и кратное сравнение чисел, решать их, |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять способы решения задач на разностное и кратное сравнение, обосновывать выбор арифметического действия, применять правила Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://develop-kinder.com/logic-problems/zadacha-demo-321.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на кратное сравнение чисел |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори четко, внятно, Чтобы было все понятно | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 42, определите тему, цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | ||||
3. Устный счет | «Круговые примеры». 9 · 2 40 – 31 6 · 5 8 · 5 18 : 3 30 – 22 | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||
|
| – Заполните таблицы.
|
|
| применения; осмысленно читают тексты математического со-держания в соответствии с поставленными целями и задачами. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить |
| ||||||||||||||||||||||||
| – Решите примеры. 4 · 5 + 15 : 3 5 · 6 – 35 : 7 8 · 5 + 5 · 5 7 · 5 – 45 : 5 |
| ||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | 1. Решение задач. | – Каким действием узнать, во сколько раз больше ласточек, чем воробьев, Решение: 6 : 2 = 3 (раза). Ответ: в 3 раза больше ласточек, | Записывают решение | |||||||||||||||||||||||||||
|
| Делают обобщающий – Чтобы узнать, во сколько раз одно число боль- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| ше или меньше другого, надо большее число |
| других участников образовательного Л – осознают свои |
|
2. Работа | № 1. – Каким действием узнать, во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы, и во сколько раз больше израс-ходовали крупы, чем муки? Решение: 24 : 8 = 3 (раза). Ответ: в 3 раза больше. Задание внизу страницы учебника. |
Записывают условие, | ||||
| – Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? | – Нет. Мы не знаем длину второго отрезка. | ||||
| – Мы можем узнать длину второго отрезка? | – Да. Надо из 12 вычесть 8, потому что он на 8 см короче первого. | ||||
| – После этого мы сможем ответить | – Делением. Надо будет длину первого отрезка разделить на длину Учащиеся самостоятельно чертят отрезки, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| записывают решение |
|
|
|
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 3 (под руководством учителя). 1) 45 – 30 = 15 (кг) – расфасовали. 2) 15 : 5 = 3 (кг) – в пакете. Ответ: по 3 килограмма картофеля | Самостоятельно записывают решение. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют Р – осуществляют оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют кри-терии для обоснования своего суждения. | Устные ответы, |
2. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задание № 4. | По таблице составляют примеры на сложение | ||||
3. Занимательная задача на развитие мышления «Сколько драко- | – 2-головые и 7-головые драконы собрались на митинг. В самом начале митинга Король Драконов –7-головый дракон – пересчитал всех собравшихся по головам. Он огляделся вокруг своей украшенной короной средней головы и увидел 25 голов. Король остался доволен результатами подсчетов и поблагодарил всех присутствующих за их явку на митинг. | Решают задачу. | ||||
| – Сколько всего драконов пришло а) 7; б) 8; в) 9; г) 10; д) 11. | – 8 драконов. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 4. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 48–49 на с. 23 | Выполняют задания |
| Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело |
|
5*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие знания вам понадобились – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие подобные задания вам хочется еще раз выполнить? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 42, № 2 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 28
Задачи на кратное и разностное сравнение чисел
(учебник, с. 43; рабочая тетрадь, с. 24; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений различать и решать задачи на кратное сравнение, выполнять построение |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать и решать задачи на кратное сравнение, выполнять построение геометрических фигур, определять длину карандаша с помощью чертежного инструмента, соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: осознанно проводят самоконтроль и адекватную оценку результатов своей учебной деятельности |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию; проводят срав- | Устные ответы, ненные |
2. Целеполагание. | Сообщает тему, цели урока. | Внимательно слушают. | ||||
3. Устный счет. | «Занимательные рамки». | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||
|
| |
|
| используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; К – умеют слушать друг друга, строить | зада-ния | ||||||||||||||||||||
| – Заполните таблицу.
| Вспоминают взаимосвязь между компонентами умножения. | ||||||||||||||||||||||||
| – Вместо точек вставьте такие знаки действий, чтобы получились верные 3 … 3 … 3 = 3 4 … 4 … 4 = 12 3 … 6 … 3 = 3 8 … 2 … 9 = 25 |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 4. Решение простых задач на разностное | № 1 (решается у доски учеником |
|
| мации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
|
– Во сколько раз меньше собрали яблок | Ученик дополняет второй вопрос задачи, записывает условие. | |||||
| – Каким правилом надо воспользоваться, чтобы ответить на первый вопрос задачи? 1) 40 – 10 = 30 (кг). | – Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, | ||||
| – Какое правило надо вспомнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? 2) 40 : 10 = 4 (раза). Ответ: на 30 килограмм больше, | – Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число | ||||
| № 2 (разбирается аналогично; важно, чтобы ученики каждый раз при выборе действия говорили, каким правилом они пользуются). |
| ||||
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
| 5. Закрепление решения задач | № 3. Сначала учитель разбирает с учащимися краткую запись и ход решения. |
|
|
|
| |||||
– Прочитайте задачу и скажите, какие возьмем главные слова для условия. | – 1-я сторона, 2-я сторона, 3-я сторона, 4-я сто-рона и 5-я сторона. | ||||||||||
1-я сторона – 14 см 2-я сторона – 10 см 3-я сторона – 16 см 4-я сторона – 8 см 5-я сторона – ? см |
| ||||||||||
| – Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? А что сначала надо узнать? Каким действием? |
| |||||||||
| – Что найдем после этого? Каким | Решают задачу само-стоятельно. | |||||||||
6. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 50–51 на с. 24 | Выполняют задания | |||||||||
7*. Задания |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
IV. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 43, № 4 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 29
Таблица умножения и деления с числом 6
(учебник, с. 44; рабочая тетрадь, с. 25; диск)
Цель деятельности | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 6, вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв, находить и исправлять ошибки в ходе решения уравнений |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Таблица умножения и деления с числом 6 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Рано солнышко встает И спешит скорей в обход. – Как, ребятушки, живете? Как здоровье, как животик? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: «Подъем!» Мы уроки проведем! | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащи-мися рабочего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. | Устные ответы, |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 44, определите тему и цель урока. | Формулируют тему |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 3. Устный счет | «Эстафета». 40 : 8 · 9 8 · 3 : 6 45 : 9 · 6 32 : 8 · 7 28 : 7 · 8 20 : 5 · 6 3 · 4 : 6 8 · 3 : 2 … … | Делятся на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее решит примеры, записав ответы на доске. |
| Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки. К – умеют слушать друг друга, строить Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; осознают ответственность за общее дело | ненные задания |
| – Узнайте, во сколько раз 18 больше, чем 3? Чем 6? – Сколько раз по 4 содержится в числе 12? 16? 24? | Выполняют задания | ||||
| № 4. – Найдите ошибки в решении урав- 21 – х = 14 х + 9 = 63 х = 21 + 14 х = 63 + 9 10 + х = 100 х = 100 – 10 |
| ||||
III. Изучение нового материала | 1. Составление таблиц умножения | При их составлении надо уделить внимание как способу получения результатов, так 6 · 6 = 36 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 36 6 · 7 = 42 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 42 6 · 8 = 48 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 · 9 = 54 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + | Записав таблицу умно-жения пяти, начиная При этом повторяют |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Почему начали составлять таблицу умножения со случая 6 · 6? | изведению 6. Сверяют полученную таблицу с таблицей |
|
|
|
2. Работа | 1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 6, переставив множители в первой таблице. 2-я группа: составить таблицу 3-я группа: составить таблицу | Выполняют задания. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
IV. Практическая деятельность | 1. Нахождение значения выражения с переменной. | – Выполните задание № 3. | Читают вслух задание, затем записывают | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
2. Решение задач. | № 5 (под руководством учителя). 1) 5 + 40 = 45 (р.) – стоит альбом. 2) 45 – 25 = 20 (р.) – стоит ручка. Ответ: 45 рублей стоит альбом, | Дополняют условие задачи недостающими числами, ставят к ней вопрос: – Сколько стоят ручка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| Один ученик решает |
| Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
|
| № 6 (предварительно записать кратко, выделив для записи слова: было, израсходовали, осталось). Учитель помогает провести разбор лишь тем детям, у кого решение вызовет затруднения. | Решают задачу само-стоятельно. 1) 2 · 6 = 12 (кг) – израс-ходовали. 2) 50 – 12 = 38 (кг) – Ответ: 38 килограммов сахара осталось в школьной столовой. | ||||
3. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 52–53 на с. 25 | Выполняют задания | ||||
4*. Задания |
|
| ||||
V. Итоги урока. Рефлексия дея | Обобщение полученных на уроке | – Что нового узнали на уроке? – Чему научились? – Что осталось непонятным?
| Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, инди- | П – ориентируются в своей системе | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
тель- | Заключительная беседа. Выставление оценок | – Где вы можете применить знание |
| видуальная | Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету |
|
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 44, № 2. Рабочая тетрадь, с. 25, № 54 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|
Урок 30
Закрепление по теме «Умножение и деление»
(учебник, с. 45; рабочая тетрадь, с. 26)
Цель деятельности | Способствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе решения текстовых задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выражений с переменной, работать с геометрическим материалом. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://udivit-matem.narod.ru/str8.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Умножение и деление чисел |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
– Вы хотели бы найти клад? А что это такое? | – Клад – это богатство, деньги, золото. | |||||
– Правильно. Но есть на земле вещи |
| |||||
– А какой клад мы будем искать? | – Клад – знания | |||||
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, инди- | П – осуществляют | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Целеполагание. | Сообщает тему, цель урока. | Внимательно слушают. | видуальная | ацию; используют знаково-символические средства; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Р – проводят пошаговый контроль под К – обмениваются | учителя, выпол- ненные задания |
3. Устный счет. | 1) Решение задач (устно). а) Коля прочитал 5 книг, а его брат б) Ире 13 лет, а Диме – на 4 года меньше. Сколько лет Диме? в) В банке 3 л молока, а в кастрюле – на 4 л больше. Сколько литров молока в банке и кастрюле вместе? г) В хоре поют 9 девочек, а мальчи- | Выполняют задания. | ||||
| 2) Веселые вопросы. – Мотоциклист ехал в поселок. По до-роге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок? – В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? – Два велосипедиста одновременно |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| ближе к A в момент их встречи? – Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь? – B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? – Блокнот с оберткой стоят 11 р. Сам блокнот на 10 р. дороже обертки. – Часы с боем отбивают один удар |
|
| мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
|
4. Решение задач. | № 1. Вместо записи обычного условия можно выполнить чертеж. – В задаче дети играли в городки |
| ||||
| Выполняет чертеж на доске. | Выполняют чертеж Составляют план |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| решение задачи выра- 6 · 3 + 6 = 24 (чел.) – Ответ: 24 человека |
|
|
|
| № 2. – Сколько надо начертить отрезков, | Отвечают на вопросы. | ||||
| Проводит разбор с теми из детей, | Самостоятельно выполняют чертеж и решают задачу: 6 : 2 + 6 = 9 (шт.) – всего. Ответ: 9 игрушек всего. | ||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции | ||||
III. Практическая дея- | 1. Воспроизведение | – По ответам воспроизведите таблицу умножения 6: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54. | Проговаривают таблицу. | Фронтальная, | П – устанавливают причинно-следственные связи; осознанно | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
тельность | умноже- | № 4 (под руководством учителя). – Что записано во второй строке |
– Сумма чисел 10 и а; | индивидуальная | и произвольно строят речевые высказывания, логические цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции | в тет- |
| – Что записано в первой строке? | – Слагаемое а и его зна-чение; уменьшаемое b | ||||
2. Составление примеров по таб-лице. | – Если а = 8, то сумма чисел 10 – Если уменьшаемое b = 50, то разность чисел b и 4 будет равна | Находят сначала значения суммы, а затем разности. Выполняют запись | ||||
3. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задания | Выполняют задания | ||||
4. Работа | – В рабочей тетради выполните задания № 55–56 на с. 26 |
| ||||
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. | – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Перечислите типичные ошибки – Какие рекомендации можете дать | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Выставление оценок |
|
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
|
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 44, № 2. Рабочая тетрадь, с. 25, № 54 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают |
|