Технологии, которые изменяют сферу культуры и искусства
В нашей жизни цифровизация затрагивает все сферы жизни, также не стоят на месте и учреждения культуры. В докладе рассматриваются вопросы, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий в сфере искусства и культуры. В наше время цифровые технологии модернизируют систему общественного устройства, также не является и исключением сфера культуры и искусства. Меняя формат приобщения к культурным ценностям и при этом позволяет приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурным контентом. К внедрению современных технологий демонстрируют готовность и учреждения культуры.
Основной задачей любой страны и государства является сохранить и приумножить культурное наследие. Культура и искусство – то, что в первую очередь отличает людей от животных. В век стремительных изменений и скоростных технологий также происходят трансформации: возникают новые направления, недоступные ранее пути реализации и воплощения арт-объектов и исторических ценностей. Новые технологии в культуре активно развиваются, делая ознакомление с культурным и историческим наследием доступным, понятным и легко воспринимаемым для любого человека. Подобные изменения не всегда быстро приживаются, некоторые из них отсеиваются в процессе, но самые удачные остаются и позволяют вовлечь в определённый жанр или направление всё большее количество почитателей.
Трудно поверить, но среди самых фантастических изобретений, которые пытались предугадать в XX веке, не было того, которым мы пользуемся больше всего — интернета. Делать прогнозы на будущее — неблагодарная задача, особенно там, где холодный расчет и экономическая логика сталкиваются с творческой энергией. Прежде всего это касается области культуры и развлечений. Новые технологии меняют индустрию с невероятной скоростью. Так, что вкусы и привычки одного поколения становятся неактуальными для следующего. Но, как и 2 тыс. лет назад в Риме, формула «хлеба и зрелищ» не теряет магической силы. Как бы ни трансформировалась сфера культуры и развлечений в течение ближайших десятилетий, ей всегда будут нужный свои поэты и гладиаторы.
Искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно- выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса — в нерасчлененности его субъективно- объективной обусловленности. Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение искусства в своем бытии обретает надличностный характер.
Искусство – это процесс творческого осмысления бытия во всех его проявлениях. Мир реальный и нереальный заставляет удивляться многих зрителей. Сила духовного преображения выразительных средств в изобразительном искусстве как бы погружает в фантазийные переживания художников. Буйство красок или линий, пятен и ёмких форм как бы зрительно материализует существующие переживания авторов. Поток подсознательной информации, выходящий из-под карандаша или кисти художника, кружит мысли в умах людей, созерцающих их творения.
"Цифровая революция, захватившая со второй половины ХХ века весь социум, коснулась и мира искусства, оказав огромное влияние на его становление и развитие. Взаимодействие технологий и искусства имела место на протяжении всей истории развития человечества. Технология в этом альянсе носила преимущественно прикладной характер, оставалась посредником между Идеей художника и ее материальным воплощением. Продолжая трансформировать плоскость традиционного искусства технологии сегодня настолько захватывают творца, что его эксперименты с «материалом» заслоняют собой все иные смыслы и назначения искусства, создавая искусство технологий».
По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.
На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а также области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура). От того, что техника и искусство находятся в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными.
Искусствоведы выделяют несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. К недавнему периоду относится мгновенная реакция и рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография.
Очевидно, что в течение последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве.
Как отмечают историки современного искусства, на сегодняшний день, в России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного искусства. В первую очередь (сравнивая с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. В отличие от западного стиля образования, где человек с художественными наклонностями может заниматься исключительно гуманитарными предметами с юного возраста, не утруждая себя изучением технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность различного рода информации о технологиях с Запада, население России находится в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для «поглощения» новых технологий и использования новых методик в своих работах.
Одной из новых парадигм, которая стала возможной благодаря прогрессу технологии является тесное сотрудничество между географически удаленными художниками посредством создания единого произведения искусства – одна из новых парадигм, ставшая возможной благодаря прогрессу технологии. Образование художников в сфере новых технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства – еще одно направление, над которым трудятся различные тандемы современных экспертов и художников.
В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства.
Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой.
Компьютерное искусство (цифровое искусство, дигитальное искусство) — творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.
Возникшее новообразование активно обсуждается специалистами широкого спектра областей, относящихся как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили не бывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повлияли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.
Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство – традиционное, которое именуется по отношению к цифровому аналоговым. Цифровое искусство – открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства – хэппенинг, перформанс.
Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий.
1. Интерактивность – возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.
2. Новые художественные средства.
3. Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.
В связи с быстрым проникновением техногенной среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться. Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы.
Первая – это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет компьютером и, уж конечно, не посвящен в тонкости существующих дискурсов, связанных с искусством новых технологий. Но это, пожалуй, не самое главное.
Как замечает Кирилл Шаманов, «интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, надежды и эйфория, связанные с появлением новых возможностей, исчезли, обнажив с большей остротой былые проблемы. В новой ситуации мы все больше находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова проваливаемся в бездны аналоговые, реальные и, как выясняется, более живучие».
Новые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга, заметно профанированы и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно отказываются от их использования, возвращаясь к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.
Идентифицировать искусство как цифровое или аналоговое не совсем правильно. Каждый художник выбирает сам, стоит ему делать свои работы при помощи последовательности палочек и нолей или обойтись привычными средствами. При этом есть два понятия, связанные с цифрой и аналогом и имеющие огромное значение, - это виртуальность и реальность. Они являются базовыми не только для НТР, но и для всего 20-го века и в особенности модернизма с его построением «виртуальных» утопий в «реале». Вот и искусство, после информационного взрыва, возвращается из утопического Сиона к реальности, от которой некогда отвернулось.
«Компьютерное искусство» на данный момент включает в себя как произведение традиционного искусства, перенесённые в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель, когда, например, за основу
имитирующую первоначальный материальный носитель (когда, например, за основу берется отсканированная или цифровая фотография), или созданные изначально с применением компьютера, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.
Рассмотрим виды цифрового искусств
Видео-чарт
Искусство видео-арта, вероятно, одно из самых выдающихся. Оно вобрало в себя сразу все: с одной стороны, в нем используются средства выразительности изобразительного искусства, ведь нельзя отрицать, что огромное значение в видео-арте имеют свет, цвет, композиция. Однако, используются и выразительные средства кино и телевидения, такие как план, ракурс, монтаж, ритм, определенным образом организованное время и пространство. Но несмотря на сходства они имеют ряд существенных отличий, которые мы проанализируем в этой работе. Оно содержит в себе звук, который так же имеет огромное значение, наряду с другими составляющими, ведь изменив звук, можно изменить смысл произведения видео-арта. То есть видео-арт воздействует сразу на все «рецепторы», которыми человек может воспринимать искусство. Получается, видео-арт эмоционально действует на человека как все виды искусства вместе взятые. И не стоит забывать, что часто видео-арт является интерактивным, и зритель становится участником, даже персонажем произведения автора, оказывается внутри, и произведение влияет на подсознание зрителя еще и психологически, а иногда даже физически (если речь идет о перфомансе).
Стоит ли говорить об актуальности? Возможно, видео-арт это самое актуальное из искусств, возможно, это даже искусство будущего. Ведь при создании задействованы новые технологии – неисчерпаемый, постоянно развивающейся источник.
Отличия видео-арта от кино:
- отсутствие границ времени, непрерывность изображения;
- отсутствие актеров;
- отсутствие сюжета и драматургической структуры;
- скрытое послание в каждом «незамысловатом» действии.
Родоначальником видео-арта считается корейско-американский художник Нам ДжунПайк. Он был основателем практически всех жанров видео-арта: инсталляции, перфоманса, видеоскульптуры, многоканального видео. Он был первым, кто использовал видеокамеру и монитор для создания совершенно нового художественного произведения, каких до него никто не делал. В одной из первых его известных работ Нам Джун Пайк попытался передать процесс созерцания самого себя - медитирующий Будда, которого непрерывно снимает камера, смотрит в маленький телевизор и видит там себя.
Цифровая живопись
Цифровая живопись — создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.
Создание рисунка, картины от начала и до конца на компьютере — относительно новое направление в изобразительном искусстве. Примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995 —1996 годы.
Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом.
Компьютерная графика
Компьютерная графика (также машинная графика) — область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира с целью дальнейшей её обработки и хранения.
Первые вычислительные машины не имели отдельных средств для работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений. Программируя память первых электронных машин, построенную на основе матрицы ламп, можно было получать узоры.
В 1961 году программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры («Spacewar!») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1.
Компьютерная анимация
Анимация - это западное название мультипликации. Это слово произошло от английского animation, что переводится как «оживление, одушевление».
Раньше анимацию создавали вручную — карандашом и тушью на кальке. Потом стали применять компьютеры. В начале, использовали большие компьютеры, они назывались мейнфреймы. Потом создатели мультфильмов перешли на мощные графические станции.
А в наше время для того чтобы создать простой анимационный фильм, достаточно мощности обычного персонального компьютера.
Электронная музыка
Электронная музыка — широкий термин, обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Термин «электронная музыка» иногда применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители (например, в джазе или в народной музыке) — это заблуждение. Ведь в джазовой композиции звуки не были синтезированы на электронном оборудовании, а были сыграны на «живых» инструментах.
Термин «электронная музыка» означает музыку, созданную при помощи электронных средств: аналоговых или виртуальных (компьютерных). Первоначально электронная музыка писалась только при помощи аналоговых средств. Аналоговый синтезатор (синт) — электронный прибор, позволяющий буквально создать звук с нуля и всячески его видоизменять. Первым в мире аналоговым синтезатором стал «терменвокc». Его сконструировал Лев Термен в СССР в 1920 году. С развитием музыкальных технологий неотменным атрибутом синтезаторов стала клавиатура. На ней музыкант играет партию синтезатора. Это позволило синтезаторам быстро проникнуть почти во все стили электронной и НЕ электронной музыки. Они стали использоваться в живых выступлениях и прочно вошли в музыку. Появляется и много других электронных средств написания и редактирования музыки: аналоговые секвенсоры, микшеры, драм-машины, компрессоры, ревербераторы (эхо), фильтры, различные эффекты, которые позволили почти полностью обходиться без акустических («живых») инструментов.
Цифровая литература
Цифровая литература, «дигитальная литература» (от англ. digital — цифровой) — совокупность литературных произведений, созданных с использованием компьютерных технологий таким образом, что без этих технологий такое произведение существовать не может.
Итак, рассмотрев взаимодействие искусства и технологий, выяснилось, что влияние новых технологий на искусство неоспоримо. В результате влияния технологий на искусства образовался феномен цифровых искусств, или арт-медиа, для которых характерна интерактивность, элитарность, новые художественные средства, формы и жанры. Наиболее распространенными видами цифрового искусства являются видео-арт, сетевое искусство, анимация. Также важную роль играет современное художественное проектирование.
Неоднозначной остается проблема оценки данного влияния. Специалисты в области искусства и культуры разделились на два лагеря – тех, кто приемлет данное влияние и считает медиа-искусства шагом в развитии, перспективным направлением, и тех, кто не приемлет, оценивая медиа-искусство как деградацию. Остается отметить, что данная проблема борьбы консерваторов и новаторов типична для любого этапа культурной эволюций.
Список использованной литературы
«Русский альбом» - от традиционных форм искусства к новейшим
Орлова, Е. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка в школе. Музыка и Электроника. – Объединенный выпуск, №1. – 2005. – С.71-74.
Хоффман, Кэти Рай. Технология – Искусство – Коммуникация. 1993
Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony»
4