СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроке как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры, соревнования, поздравления для ребят родившихся зимой.

Просмотр содержимого документа
««Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроке как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся»»

«Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроке как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся»

Учитель высшей категории Богатырёва Е.В.


В основе нашей педагогической деятельности лежит психологическая модель личностно-ориентированной педагогики, что позволяет реализовать идеи развивающего обучения, компетентностный и деятельностный подходы, организовать здоровьесберегающую среду, исходя из потребностей и возможностей каждого ученика.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Ключевыми словами являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность - общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Свобода – отсутствие зависимости.

Принципы личностно-ориентированного обучения.

- Трёх П: принять, понять, поддержать.

- Открытых искренних отношений.

- Целостности личности.

- Природосообразности.

- Свободного выбора.

- Оптимистической веры в возможности ребёнка.

В основе многих подходов лежит личностно – ориентированная модель,главным в котором является наличие совместного пространства:

ПЕДАГОГИ – РОДИТЕЛИ – ДЕТИи распределение ролей.

Выбрать из аудитории 3 человека: родитель – ребенок – учитель.

Направление – это стрелка и 3 цели.

Дети - не беспомощные «соломинки на ветру», не робкие травинки на асфальте, которые боятся, что на них наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

С поступлением ребенка в школу появляется «вторая мама» - классный руководитель, которая является носителем современных ценностей, непосредственным участником воспитательного процесса.

Образуется триада «Школьный треугольник». Продемонстрируем наглядно возможные варианты взаимодействия.

«Лебедь – рак - щука» - все движутся в разных направлениях,

«Автомобиль» - движется в одном направлении, но один везет, другие едут, «Команда» - все движутся в одном направлении, но самостоятельно и вперед.

Вывод:Взаимодействие педагогов и семьи — целена­правленный процесс, в результате которого созда­ются благоприятные условия для развития ребен­ка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Взаимодействие с различными сторонами «треугольника» имеет свои особенности:

Работа классного руководителя нацелена:

- на осознание себя как носителя современных ценностей, образцом духовности и нравственности. Под педагогами подразумеваются представители школы.

- Цель взаимодействия с родителями – принятие ими ответственности за процесс образования и воспитания своего ребенка;

- Работа с детьми рассчитана на корректирование целеполагания с учетом требований общества и школы как социального института.


Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении формировании здоровья весьма актуальна. На основании валеологического анализа модели личностно – ориентированного обучения возможно создание качественной, здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у учащихся потребности в саморазвитии, самопознании, самосовершенствовании, что означает формирование духовного, психического и соматического здоровья собственными силами.

Главная цель личностно – ориентированного обучения - способствовать здоровому развитию детей младшего школьного возраста, как академическому, так и личностному. Цели обучения охватывают следующие области: познавательную, физическую, социальную, эмоциональную и эстетическую. Рассматривая эти основные области, во внимание принимается ребёнок, как единое целое. На этом построена программа, методы обучения и оценка. Устанавливая высокие стандарты, учителя адаптируют их исходя из психо - физических особенностей своих детей посредством индивидуализации обучения. Задачи и стандарты обучения требуют от ученика определённой доли напряжения для достижения успеха. Однако это напряжение не должно превышать возможности обучаемого. Задания, приводящие к фрустрации или перенапряжению, не выполняют конструктивной функции. Когда задачи обучения превосходят возможности учеников, последние уходят в себя, вплоть до полного отстранения и отчуждения от процесса обучения. Те же задания и обязанности, которые доступны детям и находятся в пределах их возможностей на данный момент, неизбежно стимулируют их интерес и старания. По мере того, как дети учатся справляться с этими задачами, повышается их уверенность в себе, сохраняется их познавательная активность.

Несомненно, важным при личностно – ориентированном обучении является индивидуализация обучения (повседневное изучение личности ученика по специально разработанным схемам).

А для этого

  • разработан и успешно используется психолого-педагогический мониторинг, позволяющий видеть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике.

  • используется метод составления портфелей оценки, который представляет собой анализ способностей ученика, основанный на подборке его работ.

  • осуществляется работа в центрах активности.

Немаловажную роль в этом играет оформление и оборудование класса: рабочие стеллажи; индивидуальные ячейки; модульные парты; необходимые принадлежности. Всё это позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно и уютно. Работа в центрах активности позволяет быть учителю в тесном контакте с ребёнком, позволяет применять принцип «Равный - равному». Одним из важнейших приоритетов личностно – ориентированного обучения является «календарно-тематическое планирование», в основе которого лежит метапредметная связь. Проведение утреннего собрания помогает учителю свести воедино учебные планы по академическим и социальным дисциплинам, а это в свою очередь, позволяет преподавателям и ученикам лучше понять друг друга.

Участие семьи помогает учителям осуществлять индивидуализацию обучения. Родители могут обеспечить успех ребёнку, если они будут принимать активное участие в жизни и интересах ребёнка и будут ценить в детях те качества и черты, которые ценят в самих себе.

Проанализировав используемую нами личностно – ориентированную модель обучения с валеологической точки зрения, можно сделать следующие выводы: эта модель является гуманистической. Она обеспечивает здоровьесберегающую функцию жизни и деятельности ребенканачальной ступени обучения так как:

1) главным принципом является принцип природосообразности.

2) данная система позволяет в ходе её реализации осуществлять мониторинг состояния здоровья школьников, изучать психо­эмоциональное состояние, образ жизни и поведение учащихся, а также на основе полученных результатов способствовать формированию валеологического типа поведения, опираясь на индивидуальные программы коррекции духовного, психического и физического здоровья.

3) оформление и оборудование кабинета представляет валеологически целесообразное структурирование учебного пространства.

4)тематическое планирование позволяет решить проблему недостаточности этического и эстетического воспитания, помогает ориентировать детей на здоровый образ жизни, развивая у школьников потребность в сохранении и укреплении собственного здоровья.

5) интеграция учебных предметов дает возможность для смены видов деятельности в рамках урока, а смена деятельности, как известно, лучший отдых.

6) родители являются активными участниками учебно-воспитательного процесса, а они наиболее заинтересованы в охране и укреплении здоровья детей.

Опытная работа осуществлялась в естественных условиях, в ней были задействованы учителя и учащиеся начальных классов СШ № 23 г. Костаная.