«Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроке как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся»
Учитель высшей категории Богатырёва Е.В.
В основе нашей педагогической деятельности лежит психологическая модель личностно-ориентированной педагогики, что позволяет реализовать идеи развивающего обучения, компетентностный и деятельностный подходы, организовать здоровьесберегающую среду, исходя из потребностей и возможностей каждого ученика.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Ключевыми словами являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность - общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Свобода – отсутствие зависимости.
Принципы личностно-ориентированного обучения.
- Трёх П: принять, понять, поддержать.
- Открытых искренних отношений.
- Целостности личности.
- Природосообразности.
- Свободного выбора.
- Оптимистической веры в возможности ребёнка.
В основе многих подходов лежит личностно – ориентированная модель,главным в котором является наличие совместного пространства:
ПЕДАГОГИ – РОДИТЕЛИ – ДЕТИи распределение ролей.
Выбрать из аудитории 3 человека: родитель – ребенок – учитель.
Направление – это стрелка и 3 цели.
Дети - не беспомощные «соломинки на ветру», не робкие травинки на асфальте, которые боятся, что на них наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.
С поступлением ребенка в школу появляется «вторая мама» - классный руководитель, которая является носителем современных ценностей, непосредственным участником воспитательного процесса.
Образуется триада «Школьный треугольник». Продемонстрируем наглядно возможные варианты взаимодействия.
«Лебедь – рак - щука» - все движутся в разных направлениях,
«Автомобиль» - движется в одном направлении, но один везет, другие едут, «Команда» - все движутся в одном направлении, но самостоятельно и вперед.
Вывод:Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Взаимодействие с различными сторонами «треугольника» имеет свои особенности:
Работа классного руководителя нацелена:
- на осознание себя как носителя современных ценностей, образцом духовности и нравственности. Под педагогами подразумеваются представители школы.
- Цель взаимодействия с родителями – принятие ими ответственности за процесс образования и воспитания своего ребенка;
- Работа с детьми рассчитана на корректирование целеполагания с учетом требований общества и школы как социального института.
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении формировании здоровья весьма актуальна. На основании валеологического анализа модели личностно – ориентированного обучения возможно создание качественной, здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у учащихся потребности в саморазвитии, самопознании, самосовершенствовании, что означает формирование духовного, психического и соматического здоровья собственными силами.
Главная цель личностно – ориентированного обучения - способствовать здоровому развитию детей младшего школьного возраста, как академическому, так и личностному. Цели обучения охватывают следующие области: познавательную, физическую, социальную, эмоциональную и эстетическую. Рассматривая эти основные области, во внимание принимается ребёнок, как единое целое. На этом построена программа, методы обучения и оценка. Устанавливая высокие стандарты, учителя адаптируют их исходя из психо - физических особенностей своих детей посредством индивидуализации обучения. Задачи и стандарты обучения требуют от ученика определённой доли напряжения для достижения успеха. Однако это напряжение не должно превышать возможности обучаемого. Задания, приводящие к фрустрации или перенапряжению, не выполняют конструктивной функции. Когда задачи обучения превосходят возможности учеников, последние уходят в себя, вплоть до полного отстранения и отчуждения от процесса обучения. Те же задания и обязанности, которые доступны детям и находятся в пределах их возможностей на данный момент, неизбежно стимулируют их интерес и старания. По мере того, как дети учатся справляться с этими задачами, повышается их уверенность в себе, сохраняется их познавательная активность.
Несомненно, важным при личностно – ориентированном обучении является индивидуализация обучения (повседневное изучение личности ученика по специально разработанным схемам).
А для этого
разработан и успешно используется психолого-педагогический мониторинг, позволяющий видеть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике.
используется метод составления портфелей оценки, который представляет собой анализ способностей ученика, основанный на подборке его работ.
осуществляется работа в центрах активности.
Немаловажную роль в этом играет оформление и оборудование класса: рабочие стеллажи; индивидуальные ячейки; модульные парты; необходимые принадлежности. Всё это позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно и уютно. Работа в центрах активности позволяет быть учителю в тесном контакте с ребёнком, позволяет применять принцип «Равный - равному». Одним из важнейших приоритетов личностно – ориентированного обучения является «календарно-тематическое планирование», в основе которого лежит метапредметная связь. Проведение утреннего собрания помогает учителю свести воедино учебные планы по академическим и социальным дисциплинам, а это в свою очередь, позволяет преподавателям и ученикам лучше понять друг друга.
Участие семьи помогает учителям осуществлять индивидуализацию обучения. Родители могут обеспечить успех ребёнку, если они будут принимать активное участие в жизни и интересах ребёнка и будут ценить в детях те качества и черты, которые ценят в самих себе.
Проанализировав используемую нами личностно – ориентированную модель обучения с валеологической точки зрения, можно сделать следующие выводы: эта модель является гуманистической. Она обеспечивает здоровьесберегающую функцию жизни и деятельности ребенканачальной ступени обучения так как:
1) главным принципом является принцип природосообразности.
2) данная система позволяет в ходе её реализации осуществлять мониторинг состояния здоровья школьников, изучать психоэмоциональное состояние, образ жизни и поведение учащихся, а также на основе полученных результатов способствовать формированию валеологического типа поведения, опираясь на индивидуальные программы коррекции духовного, психического и физического здоровья.
3) оформление и оборудование кабинета представляет валеологически целесообразное структурирование учебного пространства.
4)тематическое планирование позволяет решить проблему недостаточности этического и эстетического воспитания, помогает ориентировать детей на здоровый образ жизни, развивая у школьников потребность в сохранении и укреплении собственного здоровья.
5) интеграция учебных предметов дает возможность для смены видов деятельности в рамках урока, а смена деятельности, как известно, лучший отдых.
6) родители являются активными участниками учебно-воспитательного процесса, а они наиболее заинтересованы в охране и укреплении здоровья детей.
Опытная работа осуществлялась в естественных условиях, в ней были задействованы учителя и учащиеся начальных классов СШ № 23 г. Костаная.