СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология дискуссии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладев "Технологией дискуссии" Вы проведёте интересный урок.

Просмотр содержимого документа
«"Технология дискуссии"»

Технология дискуссии Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В. 2020 г.

Технология дискуссии

Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

2020 г.

Дискуссия  (лат. - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный спор с целью выяснения, сопоставления различных точек зрения и нахождения правильного решения.

Дискуссия (лат. - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный спор с целью выяснения, сопоставления различных точек зрения и нахождения правильного решения.

 Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления школьников, формирование у их ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной.   Обучающиеся овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.   Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале.   Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.

Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления школьников, формирование у их ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной.

Обучающиеся овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.

Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале.

Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.

Структура дискуссии : выявление и формулирование противоречия, проблемы; актуализация усвоенных знаний способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию; обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме; анализ информации; обсуждение возможных решений проблемы; формулирование мнения группы и его коррекция; коллективное обсуждение проблемы; экспертиза; подведение итогов дискуссии; рефлексия.

Структура дискуссии :

  • выявление и формулирование противоречия, проблемы;
  • актуализация усвоенных знаний способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию;
  • обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях;
  • отбор информации по проблеме;
  • анализ информации;
  • обсуждение возможных решений проблемы;
  • формулирование мнения группы и его коррекция;
  • коллективное обсуждение проблемы;
  • экспертиза;
  • подведение итогов дискуссии;
  • рефлексия.
Организация дискуссии предполагает деление класса на группы и взаимодействие внутри групп и между группами. Правила проведения дискуссии : выбор ведущего; роли распределяются при обсуждении в малых группах; строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии; каждый участник имеет право высказать свое мнение; точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами; высказывания только по теме; диалог строится на этических нормах; не повторять формулировок; не прикрываться за мнение других; стремиться к разностороннему исследованию проблемы.

Организация дискуссии предполагает деление класса на группы и взаимодействие внутри групп и между группами.

Правила проведения дискуссии :

  • выбор ведущего;
  • роли распределяются при обсуждении в малых группах;
  • строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии;
  • каждый участник имеет право высказать свое мнение;
  • точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
  • высказывания только по теме;
  • диалог строится на этических нормах;
  • не повторять формулировок;
  • не прикрываться за мнение других;
  • стремиться к разностороннему исследованию проблемы.

Формы организации :

«Круглый стол»  - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).

«Заседание экспертной группы»  - обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначены председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.

«Форум»  - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума вступают в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).

«Симпозиум»  - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрении на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

«Дебаты»  - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.

«Судебное заседание»  - обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии. «Лесенка»  Группы (пары) учащихся включаются в полилог (разговор нескольких лиц) по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют ведущему снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.  «Микрофон»  В рамках согласованной помощи учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии.

«Лесенка»

Группы (пары) учащихся включаются в полилог (разговор нескольких лиц) по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют ведущему снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.

«Микрофон»

В рамках согласованной помощи учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

«Вертушка»

Вовлечение учащихся всего класса в обсуждение проблемы, поиск ее решения. Учащиеся рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу учителя или ведущего учащиеся, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же проблему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у учащихся постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в проблематику, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.

«Карусель»  

Все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу.

«Внутреннее кольцо»

Все участники дискуссии рассаживаются в два круга: внутренний и внешний, спиной друг к другу. По ходу дискуссии пассивные ученики пересаживаются во внутренний круг и становятся наблюдателями (под перекрестными вопросами) и в конце концов участниками спора, который происходит между наиболее активными учащимися, находящимися во внешнем кругу. Как правило, дети, оказавшиеся под перекрестными вопросами на данном уроке, мобилизуются на следующем и проявляют активную учебную деятельность.

«Большой круг»  Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга.  Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 мин.  Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме.  Ведущий следит за соблюдением правил.  Учитель излагает проблему, которую следует решить.  В течение установленного времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решении проблемы.  Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения.  Группа выслушивает его без критики и проводит голосование по поводу включения его в общее решение. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане).  По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».

«Большой круг»

Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга.

Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 мин.

Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме.

Ведущий следит за соблюдением правил.

Учитель излагает проблему, которую следует решить.

В течение установленного времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решении проблемы.

Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения.

Группа выслушивает его без критики и проводит голосование по поводу включения его в общее решение. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане).

По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».

Методы обучения делят по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Затем их группируют, а эта группировка зависит от существенных дидактических задач на:  методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.   Эту классификацию обычно дополняют способами закрепления осваиваемого материала и способами самостоятельного труда учащихся. Все разнообразие способов обучения делят на три центральные группы:  методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;  методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы обучения делят по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

Затем их группируют, а эта группировка зависит от существенных дидактических задач на:

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию обычно дополняют способами закрепления осваиваемого материала и способами самостоятельного труда учащихся. Все разнообразие способов обучения делят на три центральные группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
 Самой наилучшей представляется группирование способов учебы, в которой за основные принципы берется характер учебно-познавательной деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении ими усваиваемого материала.    Классификация охватывает пять способов: объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый (либо эвристический); исследовательский. Указанные способы разбивают на две группы:  репродуктивную  (1 и 2 способы), при которой учащийся изучает готовые сведения и воспроизводит уже знакомые ему методы деятельности; продуктивную  (4 и 5 способы) различаются тем, что учащийся добывает субъективно новые сведения, с помощью творческой деятельности.

Самой наилучшей представляется группирование способов учебы, в которой за основные принципы берется характер учебно-познавательной деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении ими усваиваемого материала.

Классификация охватывает пять способов:

  • объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • частично-поисковый (либо эвристический);
  • исследовательский.

Указанные способы разбивают на две группы:

  • репродуктивную  (1 и 2 способы), при которой учащийся изучает готовые сведения и воспроизводит уже знакомые ему методы деятельности;
  • продуктивную  (4 и 5 способы) различаются тем, что учащийся добывает субъективно новые сведения, с помощью творческой деятельности.
Проблемное изложение захватывает промежуточное положение, так как оно в одинаковой степени предполагает как овладение предоставленными сведениями, так и элементами творческой деятельности. Объяснительно-иллюстративный метод  Либо информационно-рецептивный метод - отображает деятельность педагога и воспитанника. Он состоит в том, что обучающий сообщает предоставленные сведения различными способами, а обучаемые воспринимают, осмысливают и закрепляют в памяти данные сведения.  Педагог сообщает информацию путем устных слов (рассказ, лекция, объяснение), печатных слов (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практических показов способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).   Обучаемые в этот мо мент слушают, смотрят, манипулируют объектами и сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученной, и запоминают.  Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее бережливых методов передачи обобщенного и классифицированного опыта человечества.

Проблемное изложение захватывает промежуточное положение, так как оно в одинаковой степени предполагает как овладение предоставленными сведениями, так и элементами творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод

Либо информационно-рецептивный метод - отображает деятельность педагога и воспитанника. Он состоит в том, что обучающий сообщает предоставленные сведения различными способами, а обучаемые воспринимают, осмысливают и закрепляют в памяти данные сведения.

Педагог сообщает информацию путем устных слов (рассказ, лекция, объяснение), печатных слов (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практических показов способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).

Обучаемые в этот мо мент слушают, смотрят, манипулируют объектами и сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученной, и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее бережливых методов передачи обобщенного и классифицированного опыта человечества.

Репродуктивный метод  Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создастся деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности.  Педагог поручает задачи, а обучающийся их решает - разрешают похожие задачи, составляют планы и т.д. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу.  Изучение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы данные слова встретились приблизительно 20 раз в течение назначенного времени.  Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.

Репродуктивный метод

Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создастся деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности.

Педагог поручает задачи, а обучающийся их решает - разрешают похожие задачи, составляют планы и т.д. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу.

Изучение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы данные слова встретились приблизительно 20 раз в течение назначенного времени.

Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.

Рассмотренные методы обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Рассмотренные методы обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать.

Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения.  Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п.  Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы. При решении проблем выделяют четыре главных стадии: основание проблемной ситуации; разбор проблемного обстоятельства, формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных задач;  решение проблемной задачи с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок;  проверка решения проблемы.

Продуктивные методы обучения.

Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п.

Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы.

При решении проблем выделяют четыре главных стадии:

  • основание проблемной ситуации;
  • разбор проблемного обстоятельства, формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных задач;
  • решение проблемной задачи с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок;
  • проверка решения проблемы.
 Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор - острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор - неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор - острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор - неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.

 Анализ проблемной ситуации - значительная стадия независимой познавательной деятельности.  На данной стадии происходит определение того, что знакомо и незнакомо, связь между ними, характер неведомого и его отношение к известному. Все это дает разрешение сформулировать проблему и изобразить ее в виде цепочки проблемных задач.  Проблемная задача имеет различия от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что надлежит установить.  Верная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это достаточно весомое вложение в решение проблемы.  Нужно последовательно работать с каждой проблемной задачей по-отдельности. Выдвигаются догадки и гипотезы о вероятном решении проблемной задачи. Из большого числа предположений и гипотез выдвигаются несколько хорошо аргументированных предположений.  После этого проблемные задачи решаются с помощью последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Анализ проблемной ситуации - значительная стадия независимой познавательной деятельности.

На данной стадии происходит определение того, что знакомо и незнакомо, связь между ними, характер неведомого и его отношение к известному. Все это дает разрешение сформулировать проблему и изобразить ее в виде цепочки проблемных задач.

Проблемная задача имеет различия от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что надлежит установить.

Верная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это достаточно весомое вложение в решение проблемы.

Нужно последовательно работать с каждой проблемной задачей по-отдельности. Выдвигаются догадки и гипотезы о вероятном решении проблемной задачи. Из большого числа предположений и гипотез выдвигаются несколько хорошо аргументированных предположений.

После этого проблемные задачи решаются с помощью последовательной проверки выдвинутых гипотез.

 Проверка правильности решения проблемы включает в себя сравнение цели, условий задачи и обретенного итога. Значительный смысл имеет разбор всего пути проблемного поиска.  Нужно возвратиться обратно и снова взглянуть, есть ли другие более четкие и ясные формулировки проблемы, более рациональные методы ее решения.  Также существенным является проведением анализа ошибок и осмысление сути и причины неверных гипотез и догадок.  Это позволяет проверить верность решения определенной проблемы и обрести ценный осмысленный опыт и знания, - все это есть главным приобретением обучаемого.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сравнение цели, условий задачи и обретенного итога. Значительный смысл имеет разбор всего пути проблемного поиска.

Нужно возвратиться обратно и снова взглянуть, есть ли другие более четкие и ясные формулировки проблемы, более рациональные методы ее решения.

Также существенным является проведением анализа ошибок и осмысление сути и причины неверных гипотез и догадок.

Это позволяет проверить верность решения определенной проблемы и обрести ценный осмысленный опыт и знания, - все это есть главным приобретением обучаемого.

Обучение благодаря продуктивному способу называют проблемным обучением.  В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения: учит думать логично, научно и творчески; учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний; учит преодолевать встречающиеся затруднения; делает учебный материал более доказательным; делает усвоение учебного материала более основательным и прочным; способствует превращению знаний в убеждения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению; формирует и развивает познавательные интересы; формирует творческую личность.

Обучение благодаря продуктивному способу

называют проблемным обучением.

В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения:

  • учит думать логично, научно и творчески;
  • учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
  • учит преодолевать встречающиеся затруднения;
  • делает учебный материал более доказательным;
  • делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
  • способствует превращению знаний в убеждения;
  • вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
  • формирует и развивает познавательные интересы;
  • формирует творческую личность.
 Продуктивные способы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы.   Данный учебный материал надлежит подавать репродуктивными способами.   Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении неосуществимо.   Для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний.   Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.

Продуктивные способы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы.

Данный учебный материал надлежит подавать репродуктивными способами.

Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении неосуществимо.

Для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний.

Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!