Технология
формирующего оценивания
- Формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Характеристики формирующего оценивания
- Встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью
- Предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками
- Помогает ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь
- Вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание
- Обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать
- Укрепляет уверенность ученика в том , что он может достичь прогресса в учебе
- Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе/М.А.Пинская.-Москва:
Логос,2010г
Для формирующего оценивания необходимы следующие условия:
1.Задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала
2.Используются знакомые учащимся и соответствующие их возрасту формы заданий. Цели заданий – выявить проблемы, возникающие в процессе обучения каждого ученика
3.Результаты проведенного оценивания сразу же доступны для учителя и ученика
- 4. процесс формирующего оценивания непрерывен
- 5. достижения учащихся рассматриваются в динамике, т.е. результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами ученика
«Цепочка заметок»
Учащиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходившего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
Кто проводит оценивание : учитель
Цель проведения : анализ ответов позволит сделать вывод о возможных трудностях, возникающих у них в процессе урока.
Пример: Во время выполнения проектной работы учитель на листе пишет вопрос: «В чём разница между целями и задачами проекта?»
Учащиеся находят свободное время на написание ответа. Анализ ответов позволит сделать вывод о сформированности у учащихся УУД – целеполагания. Если ответ на вопрос вызывает затруднения, необходимо повторить определения целей и задач проектной деятельности
«Одноминутное эссе» ( возможны варианты: двух-, трёх-, пятиминутное)
Написание эссе по вопросам.
Например: 1.Что главное ты узнал сегодня а уроке?
2. Какой материал для тебя остался непонятным?
3. Что нужно оставить в памяти?
Оцениваемые результаты: предметные
Кто проводит оценивание : учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения : анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления
Карты приложения»
После изучения теории, теоремы, принципа или научного закона учащимся дают задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной или устной форме.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
Кто проводит оценивание : учитель
Цель проведения : анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания.
Пример. После изучения темы «Проценты» предложить учащимся привести примеры использования полученных теоретических знаний на практике: сделать расчёт процентной концентрации растворов в бытовых условиях( например, для консервирования) или расчёт повышения заработной платы и т.д .
Стратегии формирующего оценивания
- Ознакомьтесь со стратегиями формирующего оценивания, какая из них представляется вам наиболее оптимальной. Ответ обоснуйте.
Стратегия «Школы 2100»
- 1 этап. Устанавливаются предметные и метапредметные результаты освоения ООП, подлежащие оценке
- 2 этап. Совместное определение учителем и учеником критериев отметки и оценки;
- 3 этап. Определяется система подведения итогов: количество и периодичность проводимых проверочных работ и места фиксации отметок – журнал, тетрадь, дневник, специальная таблица
Технология формирующего оценивания
- Шаг 1. спланировать образовательные результаты. (На этапе разработки рабочей программы)
- Шаг 2.спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся
Для того, чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения ученика
- Шаг 3. Сформулировать задачи урока как шаги деятельности учащихся
- Шаг 4. сформулировать конкретные на критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
Критерии должны обладать следующими характеристиками:
1) Быть однозначными т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого
2) Быть понятными и ученику. и учителю, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку
3) Быть конкретными – без таких абстрактных формулировок, например, «Хорошо понимает», «Успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика
освоил»
- Шаг 5. оценивать деятельность учащихся по критериям
- Шаг 6. осуществлять обратную связь: учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – учитель
- Шаг 7 при оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений
- Шаг 8 Определить место учащегося на пути достижения цели.
- Шаг 9. откорректировать образовательный маршрут учащегося
Ошибки, которых можно избежать
- 1 . Не путайте цели урока с их задачами
- 2. Критерии должны быть сформулированы доступно для ученика, особенно если они будут использоваться для самооценки.
- 3.Помните, что результаты формирующего оценивания не всегда предсказуемы. Запланируйте на уроке вариативную часть, задания которой можно сокращать или увеличивать
- 4. Не подменяйте взаимооценку взаимопроверкой. Проверка работы одноклассника по образцу и исправление его ошибок не является приемом формирующего оценивания.
5. помните, что самооценка – это личное восприятие учащимися их достижений. Не комментируйте результаты самооценки. Не пытайтесь словесно откорректировать самооценку учащегося.
6. Не проводите рефлексию формально. Набор веселых или грустных «смайликов» или других условных знаков на доске в конце урока не является формирующим оцениванием. Рефлексия должна быть персонифицированной и выявляющей проблемы каждого ребенка. Рефлексия обязательно должна сопровождаться обратной связью с учителем
литература
1.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе/М.А.Пинская.-Москва:Логос,2010г
2.ЛогвиноваИ., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания и деятельности учителя-предметника: учебное пособие/ И.Логинова, Л.Рождественская.-NarvaTartulikool?2012/
3 .Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС НОО: методические рекомендации/сост. Н.В.Храмцова, Л.А.Горюнова.-Чита: ГУДПО «Институт развития образования Забайкальского края», 2016.-127с.
4.Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО: методичесие рекомендации/ сост.С.А.Яхина.- Чита: ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», 2016.-104с.
5. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие. – М.: Логос, Университетская книга, 2007. — 386 с.
Благодарю за внимание !