СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Критическое мышление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я считаю, что применение ТРКМ стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательную активность, повышает уровень самоорганизации личности обучающегося, формирует универсальные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«Технология Критическое мышление»

Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.

Но добиться этого не так просто, потому что мышление младших школьников отличается низкой концентрацией внимания, невысокой способностью воспринимать информацию на слух, преобладанием кратковременного вида памяти, слабой саморегуляцией.

Я, как современный учитель, хочу, чтобы ребята на моих уроках работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Пришла к убеждению, что одним из оптимальных способов решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.

Развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Научить детей мыслить критически – означает правильно задать вопросы, направить их внимание в правильное русло, учить, самостоятельно строить заключения и находить решение. Ученикам нравятся те виды учебной деятельности, которые дают им материал для раздумий, возможность обнаруживать инициативу и самостоятельность, нуждаются в умственном напряжении, изобретательности и творчестве.

Я считаю, что применение ТРКМ стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательную активность, повышает уровень самоорганизации личности обучающегося, формирует универсальные учебные действия.

Представленный мною опыт является результатом поисков, ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС, собственных размышлений ученых, педагогов, методистов. Хорошие результаты дала работа над темой по самообразованию.

Понятие "критическое мышление" в переводе с английского языка означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать и запомнить.

 Основоположниками технологии РКМ являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России, с 2000 года проект развивают самостоятельно-красноярские ученые А.Бутенко, Е.Ходос.Прежде всего, они пришли к тому, что в основу технологии развития критического мышления положена структура урока, состоящая из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу присущи собственные цели и задачи, методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.

Фаза вызова – обязательно присутствует на каждом уроке. Позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Фаза осмысления– позволяет: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Фаза рефлексии - позволяет: целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

Приемов ТРКМ много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, непохожими, а работу обучающихся-деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

У меня сложилась своя система использования этих приемов в ходе развития и обучения детей.

Прием «Корзина идей, понятий, имен»используется мною на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме(1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные и неправильные. В первые минуты работы я сразу ставлю одно условие перед обучающимися – стараться давать только полные ответы. В результате прием начинает работать на развитие устной речи.

В течение урока на второй стадии опять возвращаемся к «корзине», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так и на других уроках. Он позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят.

«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же и формирует нестандартное мышление.

Цель использования:

- выяснение того, что знают дети по теме;

- набрасывание идей, предположений по теме;

- активизация имеющихся знаний.

Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным,

лучше использовать ряд правил:

- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2–3 минуты;

- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;

- все ответы фиксируются на доске;

- записанная на доске информация анализируется;

- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

На стадии вызова заставляет творчески мыслить, говорить прием «Ключевые слова», по которым за 3-5 минут пишется легенда, рассказ, история. Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы

Если материал предыдущего урока усвоен, то обучающиеся легко справляются с заданием. Вот один из примеров такой работы:

Заполнение таблицы: «ЗХУ» - Знаю- Хочу узнать - Узнал

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка - ответы на поставленные вопросы, новая информация по тем.

На этапе осмысления информации, на мой взгляд, очень интересен прием создания кластеров (схем, таблиц, рисунков) который помогает структурировать учебный материал.

Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно по любому поводу, совершать ошибки, исправлять их. Оформляя кластер, ребята бывают очень находчивы, оригинальны. Так, при проведении урока-знакомства с народным поэтом Башкортостана Александром Филипповым, который родился в нашем селе Юмагузино, были составлены кластеры в виде гор, получилась целая картина.

«Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными.

На уроках русского языка при работе со словарными словами часто использую прием «Обобщающий способ запоминания». Дается группа словарных слов. Задача детей - составить рассказ, вплетающий все данные слова.

Прием «Круги по воде» является универсальным средством активизировать знания обучающихся и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются слова, устойчивые словосочетания или предложения к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое идет в течение урока.

На стадии рефлексии после изучения материала вновь возвращаемся к стадии вызова, исправляем, дополняем, делаем выводы.Если это были кластеры, вносим дополнения в них, если это была «корзина», вносим коррективы в неё и так далее. Ещё я люблю художественные формы рефлексии. Это синквейны. Синквейны–это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или по-другому осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудности в своем создании, то впоследствии – огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но будучи понятыми, становятся, даже художественными.

Прием “ Шесть шляп”

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Надевая шляпу мышления, дети принимают на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Снимая шляпу конкретного цвета, они уходим от этого типа мышления. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления

Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока

Пример применения этого приема при изучении темы «Животные»

Белая шляпа. Факты о животных.

Жёлтая. Польза от животных.

Черная. Какие проблемы в животном мире.

Красная. Что понравилось на уроке?.

Зеленая. Как помочь животным?

Синяя . Обобщают высказывания каждой группы.

Я рассказала о применении в своей практике лишь некоторых приемов из множества приёмов этой технологии. Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

В результате включения приёмов технологии развития критического мышления в образовательный процесс у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы, учатся принимать точку зрения другого ученика, рассуждать, анализировать, предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.

Считаю качественными показателями своей работы успехи и достижения моих учеников в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность использования методов и приёмов технологии критического мышления на уроках в начальной школе , позволила сделать и сформулировать основные выводы:

  • внедряя элементы технологии КМ в урок можно четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи,  

  • развивать у учащихся коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе,

  • технология отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, т.к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс,

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес. В дальнейшей работе планирую продолжать использовать технологию критического мышления.