СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Критическое мышление

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Иногда людям не удается оперативно принять верное решение, так как они не умеют быстро и правильно мыслить. Научить человека думать можно с помощью появившейся в середине 90-ых годов прошлого века новой, пока еще недостаточно разработанной в теории и практике обучения технологии критического мышления. Создатели ее (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл) опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. По их мнению, учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда учащийся умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл.

     Чтобы понять суть данной технологии, необходимо обратиться к определению самого понятия критического мышления.

     Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики данного понятия:

  • Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
  • Критическое мышление называют еще направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата: должны мы принять, отвергнуть или отложить его, и степени уверенности, с какой мы это делаем.
  • Критическое мышление – это аналитическое мышление, то есть способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, применять полученные результаты как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
  • Критическое мышление – это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные  аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Просмотр содержимого документа
«Технология Критическое мышление»

Использование технологии критического мышления на уроках химии .

Использование технологии

критического мышления

на уроках химии

.

   «Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере годным к образованию». Я.А.Коменский

  • «Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере годным к образованию».
  • Я.А.Коменский
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:  вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Приёмы стадии «ВЫЗОВ» Ассоциации Покопаемся в памяти Кластеры Таблица «ЗХУ» Логические цепочки Корзина идей Верные и неверные утверждения Инструкции

Приёмы стадии «ВЫЗОВ»

  • Ассоциации
  • Покопаемся в памяти
  • Кластеры
  • Таблица «ЗХУ»
  • Логические цепочки
  • Корзина идей
  • Верные и неверные утверждения
  • Инструкции
Приём «Кластер»  С  водой С солями  С  кислотой Металлы С неме таллами

Приём «Кластер»

С

водой

С

солями

С

кислотой

Металлы

С неме

таллами

«Таблица ЗХУ» Знаю Хочу узнать Стебель – это часть побега. Узнал Как выглядит стебель под микроскопом.   2. Стебель – вегетативный орган. 1. У стебля очень сложное строение.  Как стебель растёт.   3. На стебле есть листья и почки. 2. Клетки камбия делятся и стебель растёт в толщину. Как стебель проводит вещества 3. У стебля есть проводящие сосуды и ситовидные трубки

«Таблица ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

  • Стебель – это часть побега.

Узнал

  • Как выглядит стебель под микроскопом.

2. Стебель – вегетативный орган.

1. У стебля очень сложное строение.

  • Как стебель растёт.

3. На стебле есть листья и почки.

2. Клетки камбия делятся и стебель растёт в толщину.

  • Как стебель проводит вещества

3. У стебля есть проводящие сосуды и ситовидные трубки

Приём  «Корзина идей» Приём для организации начала урока с целью выяснения знаний учащихся по теме: 1 этап – индивидуальная работа 2 этап – работа в парах 3 этап – сброс идей в «корзину» - фронтальная работа

Приём «Корзина идей»

  • Приём для организации начала урока с целью выяснения знаний учащихся по теме:
  • 1 этап – индивидуальная работа
  • 2 этап – работа в парах
  • 3 этап – сброс идей в «корзину» - фронтальная работа
2 СТАДИЯ-  ОСМЫСЛЕНИЯ Приём «Пометки на полях» Приём «Маркировочная таблица» Приём «Лист решения проблем» Приём «Таблица аргументов» Приём «Ромашка Блума»

2 СТАДИЯ- ОСМЫСЛЕНИЯ

  • Приём «Пометки на полях»
  • Приём «Маркировочная таблица»
  • Приём «Лист решения проблем»
  • Приём «Таблица аргументов»
  • Приём «Ромашка Блума»
Приём «Двухчастный дневник » При чтении текста заполняется таблица:  Что понравилось?  1. 1. Почему понравилось?  Что запомнилось?  2. 2. Какие ассоциации возникли? 3. 3.

Приём «Двухчастный дневник »

  • При чтении текста заполняется таблица:

Что понравилось?

1.

1.

Почему понравилось?

Что запомнилось?

2.

2.

Какие ассоциации возникли?

3.

3.

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? Ромашка Блума

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

Ромашка Блума

Ромашка вопросов Блума  Уровень познавательной деятельности Тип вопросов Воспроизведение Примеры формулировки вопросов Простые Понимание Кто? Когда? Где? Как Уточняющие Применение Анализ Практические Правильно ли я понял? Как можно применить? Интерпретационные Синтез Что можно сделать? Почему? Творческие Оценка Что будет , если…? Оценочные Как вы относитесь…?

Ромашка вопросов Блума

Уровень познавательной деятельности

Тип вопросов

Воспроизведение

Примеры формулировки вопросов

Простые

Понимание

Кто? Когда? Где? Как

Уточняющие

Применение

Анализ

Практические

Правильно ли я понял?

Как можно применить?

Интерпретационные

Синтез

Что можно сделать?

Почему?

Творческие

Оценка

Что будет , если…?

Оценочные

Как вы относитесь…?

3 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ Приём «Кластер» Приём «Синквейн» Приём «Эссе» Приём «Самоанализ» Приём«6 шляп критического мышления» Приём «Ключевые слова» Приём «Взаимообучение» Приём «Тонкие и толстые вопросы»

3 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ

  • Приём «Кластер»
  • Приём «Синквейн»
  • Приём «Эссе»
  • Приём «Самоанализ»
  • Приём«6 шляп критического мышления»
  • Приём «Ключевые слова»
  • Приём «Взаимообучение»
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы»
СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным ) Вторая строчка  – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными ) Третья строчка  – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка  – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка  – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным )
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными )
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы? Тонкие вопросы? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чём различия…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?  Кто? Что? Когда? Может…? Как звать…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы?

Тонкие вопросы?

  • Дайте три объяснения, почему…?
  • Объясните, почему…?
  • Почему Вы думаете…?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чём различия…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Как звать…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

6 шляп критического мышления

6 шляп критического мышления

Спасибо за внима ние!

Спасибо

за внима ние!