Иногда людям не удается оперативно принять верное решение, так как они не умеют быстро и правильно мыслить. Научить человека думать можно с помощью появившейся в середине 90-ых годов прошлого века новой, пока еще недостаточно разработанной в теории и практике обучения технологии критического мышления. Создатели ее (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл) опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. По их мнению, учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда учащийся умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл.
Чтобы понять суть данной технологии, необходимо обратиться к определению самого понятия критического мышления.
Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики данного понятия:
- Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
- Критическое мышление называют еще направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата: должны мы принять, отвергнуть или отложить его, и степени уверенности, с какой мы это делаем.
- Критическое мышление – это аналитическое мышление, то есть способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, применять полученные результаты как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
- Критическое мышление – это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Просмотр содержимого документа
«Технология Критическое мышление»