Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Ученик на проблемном уроке занимает активную позицию: думает, анализирует, рассуждает, аргументирует, опровергает и т.д. В то время как на традиционном уроке ему отведена пассивная роль — слушать учителя, следовать за его мыслью, запоминать данное учителем определение, сформулированное правило. Очевидно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и заучили наизусть, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Поэтому именно на проблемном уроке, в сравнении с традиционным, у ребят формируются более прочные знания и умения. Основной девиз проблемного урока — «Ничему нельзя научить — можно только научиться».
Поставить перед учениками учебную проблему — значит помочь им самим сформулировать тему урока либо не сходный с темой вопрос для исследования. Постановка учебной проблемы начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация с психологической точки зрения представляет собой осознанное субъектом затруднение (или удивление), пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемные ситуации можно разделить на два типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемные ситуации «с удивлением» сталкивают учащихся с противоречиями между двумя или более положениями либо между житейским представлением учащихся и научным фактом. Для создания этих противоречий применяются определенные приемы.
Прием 1. Одновременно предъявляются противоречивые факты, теории или точки зрения, что должно вызвать у ребенка реакцию удивления. Реакция удивления будет означать возникновение проблемной ситуации.
Прием 2. Сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате обсуждения разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Прием 3. Выполняется в два шага:
1 шаг — вопросом или практическим заданием «на ошибку» учитель обнажает житейское представление учеников;
2 шаг — сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт. В результате такой работы у учащихся появляется удивление, сопровождающееся фразами «Надо же!», «Вот это да!» и др. Удивление будет говорить о возникновении проблемной ситуации.
Другой тип проблемных ситуаций — проблемные ситуации, основанные на столкновении учащихся с затруднением: ученику необходимо выполнить задание учителя, но он не может это сделать. Для создания проблемных ситуаций, основанных на затруднении, используются приемы, описанные ниже.
Прием 4. Учитель предлагает задание, которое вообще невыполнимо. Попытавшись его выполнить, ученики оказываются в затруднении, что означает возникновение проблемной ситуации.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались, т.е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение, следовательно, у них возникает проблемная ситуация.
Прием 6. Реализуется в два шага: 1-й шаг. Учитель предлагает задание, похожее на предыдущие. Не замечая скрытого подвоха, ученики выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.
2-й шаг. Учитель аргументированно доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят возникает замешательство, которое свидетельствует о возникновении проблемной ситуации. Итак, описанные приемы позволяют учителю создать проблемную ситуацию, т.е. столкнуть школьников с противоречием, в результате которого они испытывают чувство затруднения или удивления.
Следующий этап работы направлен на осознание учениками противоречия и формулирование учебной проблемы. На этом этапе возможны различные варианты
1. Учитель сам заостряет противоречие и формулирует проблему (наиболее распространенный вариант в практике обучения, ученик в этом случае играет пассивную роль).
2. Ученики сами осознают противоречие и формулируют проблему (это идеальный вариант, к которому надо специально готовить ребят).
3. Учитель разворачивает побуждающий диалог (этому варианту посвящены наши дальнейшие рассуждения). Побуждающий диалог — это отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают учащимся осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.