СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления как средство развития метапредметных УУД на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы могут быть адаптированы  конкретным УМК и особенностям обучающихся.В них раскрываются возможности использования разных методов и приёмов формирования критического мышления обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления как средство развития метапредметных УУД на уроках географии»




Технология развития критического мышления как средство развития метапредметных УУД на уроках географии

Какими признаками определяется современный урок? Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Задача научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • отвергать ненужную или неверную информацию;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • выделять ошибки в рассуждениях;

  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

  • избегать категоричности в утверждениях;

  • быть честным в своих рассуждениях;

  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения

  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Итак, на своих уроках я использую следующие приёмы технологии РКМ:

1. Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?





IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы Инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.

Этот приём удачно применяется при изучении тем: в 7 классе « Реки и озера Африки», «Природа Австралии»; в 8 классе «Моря как крупные природные комплексы», «Внутренние воды России», «Образование почв», «Урал»; в 9 классе применим к изучению всех отраслей.

2. Таблица «З- У - Х» («Знаю– Узнал– Хочу знать» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Заполнение графы «Хочу узнать». Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

В качестве примера предлагаю тему «Черная металлургия» в 9 классе. Класс делится на группы, они получают инструктивные карточки для работы с текстом учебника и текстом из дополнительной литературы:

1 группа.

Знали

Узнали на уроке

Хотим узнать





  1. Металлургический комплекс состоит:________

  2. Черты металлургического комплекса:

  3. Комбинирование – это………………………

  4. Отличие старой и новой технологии:


Состав: ________________________ Клас­с________________________________

Знали

Узнали на уроке

Хотим узнать









1.Для выплавки 1т. стали необходимо:

_____т. руды,_____ топлива и электроэнергии.

2.На размещение металлургических предприятий влияют:

1)..2)..3)

3. Факторы, влияющие на размещение предприятий металлургического комплекса:

1)..2)..3)..4)…5)…6)


Состав группы

Знали

Узнали на уроке

Хотим узнать




Характеристика Уральской металлургической базы

  1. Крупнейшие комбинаты:

  2. Откуда поступает сырьё:

  3. Проблемы

  4. Перспективы развития



Состав группы

Знали

Узнали на уроке

Хотим узнать


Характеристика Центральной металлургической базы

1.Крупнейшие комбинаты:

  1. Откуда поступает сырьё:

  2. Проблемы

  3. Перспективы развития


Состав группы:

Знали

Узнали на уроке

Хотим узнать


Характеристика Сибирской металлургической базы

  1. Крупнейшие комбинаты:

  2. Откуда поступает сырьё:

  3. Проблемы

  4. Перспективы развития


Состав группы:

Далее группы отчитываются о проделанной работе, обсуждаются результаты.

3. Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

4.Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает мой опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Примеры: Очень удобная форма рефлексии при изучении основ физической географии в 6 классе, изучении океанов и материков в 7 классе.

Цунами

Непредсказуемые, катастрофические

Мчатся, усиливаются, оповещаются

Цунами -опасное природное явление

Волна

Ветер

Северный, восточный,

Усиливается, ослабляется, возникает.

Перемещение воздуха вдоль поверхности

Бриз

Климат

Разный, степной

Меняется, не меняется, формируется

Климат - многолетний режим погоды

Закономерность

Африка
Жаркая, сухая
манит, пугает, интересует
Ну почему этот материк от нас так далеко!
Материк

Байкал

Глубокий, чистый

Увеличивается, используется, охраняется

Жемчужина Сибирских Южных гор

Озеро

  1. Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Самый удобный приём для изучения тем: «Природный комплекс» в 6 и 7 классах,

«Миграции» в 9-10 классах


Также используются приёмы «Логические цепочки», «Эссе» и другие.

Эти приёмы применяются не только на стадии изучении нового материала, но и в качестве творческого домашнего задания, закрепления, рефлексии.

К особенностям организации учебного процесса с использованием технологии развития критического мышления относят также коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.