СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология современного проектирования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи проекта в обучении малдших школьников. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Роль учителя в проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технология современного проектирования в начальной школе»



Проектная технология.

Введение

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Краткая историческая справка

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Цели и задачи проекта в обучении

Основной целью использования метода проектов в обучении является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению данными знаниями.

В понятие коммуникативной компетенции входят:

  • речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;

  • лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;

  • социокультурная компетенция - приобретение знаний о культуре стран изучаемого языка.

  • методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;

  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Типология проектов

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,

  • творческие,

  • ролево-игровые,

  • информационные,

  • практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,

  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,

  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,

  • парные,

  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

  • макет, схема, план-карта;

  • видеофильм;

  • выставка; и др.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

  • проекты-сообщения или исследовательские проекты.

  • проекты-интервью.

  • проект-производство.

  • проекты-ролевые игры и драматические представления.





К организации проектов предъявляют следующие требования:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность

  • учащихся должна иметь целесообразный характер;

  • работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

  • конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную

  • записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название

  • проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Этапы работы над проектом:

  • постановка цели;

  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

  • самообразование при помощи учителя;

  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;

  • обобщение результатов, выводы;

  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

  • сам является источником;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Специфика метода проектов

Специфика использования проектной методики вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед учителем. Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, учителя школ отдают предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

  • собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Как можно применять проектный метод на уроках в начальной школе

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в начальных классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

  • развивает творческие способности и самостоятельность;

  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

  • он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

  • он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;

  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

  • выявлять и формулировать проблемы;

  • проводить их анализ;

  • находить пути их решения;

  • работать с информацией;

  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.



Учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.


Характеристика основных этапов проектного обучения

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

- планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение,

обработка и анализ

информации по теме проекта


- обсуждают проблему

с учителем и сверстниками;

- формулируют задачи;

- уточняют и анализируют информацию;

- устанавливают цели

и выбирают план действий;

- проводят исследования,

фиксируют результаты


- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее обсуждение,

объясняет цели проекта;

- наблюдает, консультирует


- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия


2. Конструкторский

- поиск оптимального решения

задачи проекта;

- исследование вариантов конструкции

с учетом требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской

и технологической документации


- работают с информацией;

- проводят синтез, анализ

и оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию


- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует


- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ТРИЗ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа


3. Технологический

- составление плана практической

реализации проекта, подбор

необходимых инструментов,

материалов и оборудования;

- выполнение запланированных

технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию


- выполняют необходимую подготовку

и изготавливают изделие;

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят контроль качества

обработки деталей изделия


- обеспечивает материальную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует

процесс изготовления;

- знакомит с новыми приемами

обработки материалов;

- консультирует, советует


- беседа;

- показ;

- упражнение;

- самостоятельная работа;

- практическая работа


4. Заключительный

- оценка качества

выполнения изделия;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования


- осуществляют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- готовят документацию

к защите;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта


- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует защиту

и обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументировано оценивает

работу учащихся

над проектом


- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра


Вывод

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.