СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст к мастер-классу «Невербальные средства общения у обучающихся с нарушением зрения».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст к презентации к мастер-классу «Невербальные средства общения у обучающихся с нарушением зрения».

Просмотр содержимого документа
«Текст к мастер-классу «Невербальные средства общения у обучающихся с нарушением зрения».»

Мастер-класс «Невербальные средства общения у обучающихся с нарушением зрения».

Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут Нурисламова Гузалия Ильгисовна, я работаю в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. В нашей школе есть коррекционные занятия, на которых мы целенаправленно обучаем детей невербальным средствам общения, а именно мимике и пантомимике. Есть ли в Ваших школах подобные занятия? Как Вы считаете, почему они есть в нашей школе?

Вы все испытываете разные эмоции. И когда они проявляются, то у вас меняется мимика, жесты. Вы знаете, какое должно быть лицо, когда удивляетесь, злитесь, радуетесь… Вы специально где-то этому учились? Конечно, же нет!

Ребенок с сохранным зрением осваивают выразительные движения по подражанию с рождения, наблюдая за окружающими людьми. А если ребенок слепой?

Л. С. Выготский отмечал важность обучения мимике и пантомимике детей с тяжелыми зрительными нарушениями.

Приведу пример Воспоминание слепого мужчины. «Мне было очень стыдно за свой поступок в школе, я сильно переживал. Воспитательница этого не понимала, она кричала: «Ты еще улыбаешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землю провалилась! Мне было очень стыдно, я и не думал смеяться, но она не понимала меня, а мне было больно и обидно. Только повзрослев, я узнал из книг, что по лицу зрячие «прочитывают» эмоциональное состояние, и понял, что внешние проявления моих чувств не соответствуют моему внутреннему состоянию. Так что в области внешнего проявления эмоций пробел в моем воспитании есть. К сожалению, ни дома, ни в школе меня этому не учили».

Инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у слепых детей, зачастую сочетается с навязчивыми движениями (частое потряхивание кистями рук, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки). Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих.

Детей, с нарушением зрения необходимо целенаправленно, систематически обучать выразительным движениям чтобы они: в своих действиях и поведении не выделялись среди нормально видящих и передавали адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.

Данное направление моей работы полностью соответствует актуальным требованиям нормативно-правовой документации, в том числе к требованиям деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом данной квалификации.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по формированию невербальных средств общения у обучающихся с нарушением зрения. Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде. Обратите Ваше внимание на то, как видят лица дети с различными нарушениями зрения и как видят дети с сохранным зрением. Инвалиды по зрению видят нечетко, искаженно, частично, что затрудняет восприятие партнера и не способствует эффективному общению. Предлагаю нам вместе «открыть» окно в мир зрячих для слепых и слабовидящих детей. Начнем его открывать с рассмотрения основных этапов обучения неречевым средствам общения.

Уважаемые коллеги, этапы, которые мы сегодня рассмотрим можно использовать и в работе с детьми с сохранным зрением. Первый Этап «Снятие напряжения мышц или напротив - повышение их тонуса». Основным источником моторных новообразований у детей с нарушением зрения, та же, как и в норме является непосредственный показ нового движения, и просьба выполнить его в хорошо организованных условиях: в спокойной доброжелательной обстановке, при комфортном освещении, наличие увеличивающего зеркала и др.

Практика. Предлагаю Вам выполнить упражнения для развития тонуса лицевых мышц, которые мы выполняем с детьми в начале занятий. Каждое упражнение выполняется не менее 5 раз.

- развитие зоны бровей: опускаем, поднимаем, сдвигаем их.

- развитие мышц губ: вытягиваем губы вперед, произносит звук «у», растягиваем в улыбке, и произносим звук «и».

- развитие мышц щек: надуваем и втягиваем щеки.

Каждое занятие должно начинаться с упражнений. Для работы со слабовидящими я использую зеркала, чтобы они могли отслеживать свои эмоции. Эти простые, для нас, зрячих, упражнения даются слепым детям очень тяжело. Поэтому необходимо педагогу помогать ребенку своими руками - поднимать брови, показывать на себе. И здесь самое главное соблюдать гигиенические требования!!! Перед занятием тщательно вымыть руки педагогу и ребенку.

Второй этап «Знакомство с мимикой, жестами, позами»

При изучении мимических выражений эмоциональных состояний надо четко выделять (жестом, косметикой, контуром) на лице брови, глаза, рот, морщинки, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием: брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.

Знакомя детей с жестами и позами необходимо использовать прием сопряженных действий, который помогает им правильно принять нужную позу. Затем ребенок выполняет действия за педагогом (отражено), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит, необходимо четко сопровождать словами.

Рассмотрим наглядные пособия.

- набор картинок со схематическим изображением лица в различных эмоциональных состояниях человека;

- набор со схематическим изображением различных поз человека. К каждой схеме желательно иметь рисунок человека в соответствующей позе;

- вылепленные в разных позициях из пластилина лица, которые имеют самые разные выражения (добрые, злые, радостные, грустные...);

- барельефы, горельефы и бюсты;

- шарнирные куклы, игрушки-животные в характерных позах;

- для детей с остаточным зрением можно использовать мультфильмы, фильмы;

- в своей работе использую игру Emoj бум, которую я адаптировала для слепых детей. Цель игры – научить понимать и объяснять эмоциональные реакции на самые разные жизненные ситуации

- !!! Но все же главным дидактическим пособием является взрослый (педагог, родитель), которые становятся образцом выражения мимики, жеста, позы того или иного состояния.

Третий этап «Обучение выразительным движениям лица и тела». Начинать обучение мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций (радость, удовольствие…), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев…).

На этапе обучения важно правильно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. Инвалиды по зрению часто не понимают, как можно без слов выразить свое согласите или несогласие с чем-нибудь.

Предлагаю Вам выполнить несколько упражнений.

1.Упражнения «Вопрос-ответ». Я вам сейчас задам вопросы, а Вы ответьте мне используя невербальные средства.

- У вас сегодня хорошее настроение?

- Вы сегодня выспались?

- Какое расстояние от Земли до Луны? и др.

Сначала ребенок ошибается, отвечает словами, но постепенно ошибок становится меньше. В дальнейшем ребенок использует мимику и жесты и в повседневной деятельности.

Следующее упражнение. Покажи жестами

Покажите мне, пожалуйста жестами «это мое», «нельзя», «привет – пока».

Эти жесты сложные для исполнения слепым детям. Так как для показа жеста «нельзя» необходимо задействовать одновременно указательный палец, кисть и локоть. Для нас с вами это достаточно простые и привычные жесты. Слепой же ребенок никогда не будет ими пользоваться если его им специально не научить.

Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать в практическую деятельность, они должны пройти определённый путь упражнений и усовершенствований в его игровой деятельности. Это Четвёртый этап - «Включение неречевых средств общения в этюды и игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность».

В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения. Перед Вами кадр из фильма «Слепой музыкант» по одноименной повести Владимира Короленко. Одним из способов работы по формированию невербальных средств общения является участие ребят в спектаклях. Предлагаю посмотреть фрагмент спектакля «Слепой музыкант», который был поставлен тифлопедагогами нашей школы, на представленном видео, слепой и слабовидящая, ученики начальной школы. Видео

Мы рассмотрели все этапы формирования невербальных средств общения. Все створки окна открыты. Возвращаясь к цели и задачам мастер-класса хочу у Вас спросить, достигли ли мы их? Над чем Вас побудила задуматься информация мастер-класса?

Работа взрослого должна быть направлена на то, чтобы постепенно дети усвоили, что характер мимики и жестов – это индикатор отношения к тем, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе зрячих зависит, насколько правильно они будут поняты. Я приготовила буклеты и хочу Вам их подарить. В них содержится основная информация мастер-класса. Коллеги, я благодарю Вас за участие и желаю успеха в работе!

Если Вас заинтересовала данная информация, то на слайде и в буклете есть контактные данные.

Спасибо за внимание!)





Самоанализ

Уважаемые члены жюри, Вам был представлен МК «Невербальные средства общения у обучающихся с нарушением зрения».

Цель – Достижение успешной социализации обучающихся с нарушением зрения через формирование невербальных средств общения. Демонстрация опыта работы по формированию невербальных средств общения.

Задачи:

- познакомить с основными этапами формирования невербальных средств общения у слепых и слабовидящих детей (по В.З. Денискиной;

- показать упражнения на развитие мимики и жестов, которые можно использовать для работы с детьми с нарушением зрения;

- представить дидактические пособия для формирования невербальных средств общения.

Участники мастер-класса были активными участниками. МК имел структуру: приветствия, введение в тему (теоретическая часть), практическая часть и рефлексия.

Вступительной частью было приветствие, актуализация и объявление темы.

В основной части ознакомила участников с 4 этапами формирования невербальных средств общения, которые представлены в методических рекомендациях В.З. Денискиной. Были проведены упражнения для развития лицевых мышц, а также упражнения на использование мимики и жестов.

Кроме того, педагогам были показаны различные дидактические пособия, которые можно использовать в работе по формированию невербальных средств общения.

На этапе рефлексии участникам было предложено ответить на вопросы.

Выводы: Поставленная цель и задачи мастер-класса были выполнены. Я считаю, что тема не оставила педагогов равнодушными, была возможность узнать новое.

Этапы имели логическую последовательность, психологическая атмосфера была доброжелательной. Я была рада продемонстрировать свой опыт работы, который коллеги смогут переформатировать на свою деятельность. В конце мастер-класса участники получили буклеты с информацией.

В целом мне мастер-класс понравился, и результатом я довольна.