ЗАНЯТИЕ 20
Тема: Дифференциация звуков В - В' в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закреплять знания о звуках В - В'; учить дифференцировать звуки В - В' в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; учить грамматическому оформлению предложения; развивать высшие психические процессы; тренировать в установлении аасоциативных связей.
Оборудование: таблица цифр и букв; индивидуальные карточки; буква В (запись на доске); символы для обозначения звуков В - В'; разрезные картинки; предметные картинки; текст по выбору логопеда.
Ход занятия
J. Оргмомент
1. Развитие логического мышления.
Логопед: Рассмотрите таблицу и составьте слова при помощи карточек-подсказок.
Запись на карточках: 1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | в | н | к | и | Р | е | т | о | л |
2. Сформулировать темы занятия и записать ее на доске.
3. Соотнесение звуков с буквой и символами для обозначения на письме.
II. Основная часть
1. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.
Логопед: Соберите картинку и назовите предмет.
Картинки: водолаз, садовник, веревка, ветка, павлин, тыква.
2. Дифференииаиия В- В' в словах.
Логопед: Распределите слова из предыдущего задания в два столбика, раздав их Винни-Пуху (веревка, ветка) и волку (тыква, павлин, водолаз, садовник).
Какие слова можно объединить в одну группу? Почему? (Садовник, водолаз. Это профессии.)
3. Работа по грамматическому оформлению предложений.
Логопед: Используя картинки, закончите предложения и запишите их (запись на доске) под диктовку.
В огороде выросла ...
В саду у старой яблони сломана ...
В зоопарке мы видели красивого и высокого ...
За нашими розами ухаживает внимательный ...
4. Физминутка «Рисуем глазами».
Логопед: «Нарисуйте» сначала круг правым глазом, прикрыв левый, а потом наоборот. Повторите то же самое, вообразив рисование цифры 6.
5. Развитие слуховой памяти.
Логопед: Послушайте сказку (текст на выбор логопеда) и постарайтесь ее запомнить. Перескажите сказку по цепочке по памяти. Попробуйте припомнить из текста слова со звуками занятия. Дайте им характеристику. Запишите эти слова.
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте слова, которые вы записали на доске в следующем порядке: сначала с мягким согласным, а затем с твердым.
Рассмотрите таблицу и составьте слова при помощи карточек-подсказок.
Запись на карточках: 1070, 1427, 1893, 16243.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | в | н | к | и | Р | е | т | о | л |
ВО | ДО | ЛАЗ | СА |
ДОВ | НИК | ВЕ | РЁВ |
КА | ВЕТ | КА | ПАВ |
ЛИН | ТЫК | ВА | |
В огороде выросла ... В саду у старой яблони сломана ... В зоопарке мы видели красивого и высокого ... За нашими розами ухаживает внимательный ... |
Лиса и кувшин
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл да и полно!»
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.