Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.
Цель: выявить проблемы формирования мотивации учебной деятельности
школьников в современных условиях и пути решения; повысить компетентность педагогов по вопросам формирования и развития у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.
Мотивация к обучению - одно из главных условий реализации учебно
воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта,
но является движущей силой совершенствования личности в целом.
Формирование мотивации у учащихся к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современной школы. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Социальный заказ общества требует от учреждений образования повышение
качества обучения и воспитания, развитие и формирование конкурентно
способного выпускника. Основными мотивами обучения у школьников есть:
личностное развитие, интерес, результат деятельности, желание в будущем
стать квалифицированным специалистом, потребность в познании нового.
К сожалению, с каждым годом дети все более теряют интерес к учебе. Почему одни ученики охотно идут в школу, а другие отказываются учиться и
прогуливают уроки? Почему кто-то успешно вписывается в школьный социум, а у кого-то в школе проблемы? Безусловно, в каждом
конкретном случае причины таких ситуаций разные. Однако существуют и
общие. Среди них можно назвать отсутствие познавательных интересов,
психологическую неготовность к обучению, негативное отношение в
некоторых семьях к школе и учителям, где родители имели собственный
печальный опыт.Жесткие отношения в обществе сделали подростков более агрессивными ижестокими. Иногда они позволяют себе панибратское отношение к нам,учителям. Четко проявляется непринятие оценок взрослыми, независимо отих правильности. Существуют отвлекающие факторы. Вокруг бурлит жизнь,существует множество соблазнов (телевидение, компьютер), а потому, когдашкольник стоит перед выбором между необходимостью делать нужное, но не всегда захватывающие домашнее задание и возможностью просмотра фильма или телепередачи, то чаще всего предпочтение отдается последнему.
Одной из проблем, что заслуживает особого внимания, является отсутствие
интереса к учебе, нежелание ребенка ходить в школу. Мотивация, ее
формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и невзгод.
Низкая успеваемость, школьная дезадаптация, недостаточный уровень
культуры, что непосредственно влияет на поведение и общение ученика,
далеко не полный перечень трудностей, с которыми мы сталкиваемся в
условиях школы почти ежедневно.Вроде бы и создается много для обучения. А причина проблемы проста ребенок не понимает, зачем ему это нужно. То есть нет мотивации.
«Способы создания у учащихся положительного отношения к учебе»
В младшем школьном возрасте желание учиться присутствует. Идя в школу
первоклашки страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать окружающих.
Желание быть лучшим, нравиться другим. Дети даже обижаются, если им не
задают домашнее задание, не оценивают. Творческий педагог младшей школы
использует в своей работе игровые методы, развивает, побуждает к
творчеству. И маленький фантазер отвечает взаимностью.
У детей присутствует сильная потребность в общении со сверстниками, они
охотно откликаются на групповые формы работы с интерактивными
методами обучения, где есть возможность соперничать, выигрывать, все это
также положительно влияет на желание учиться.
Нередко бывает, что интерес к учебному предмету, пробужденный учителем,
перерастает в глубокий интерес к определенной отрасли науки и определяет
выбор жизненного пути. То, что говорит любимая учительница,
воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит ребенку чужой
человек. Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к преподаванию, широкой образованностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых для них учителях, кроме этих умений и знаний такие черты их личности, как отзывчивость,сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральное лицо все это важные факторы воспитания
положительного мотива учения. На желание учеников учиться также влияет и оценивание знаний учащихся. На первый взгляд обычное дело, но оценка это умение учителей найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в ее душе огонек стремления к знаниям. Оценка не должна унижать достоинство ученика, наказывать за незнание, ведь он только учится. Оценка не должна быть моральным кнутом, которым постоянно запугивают ребенка и родители, и некоторые учителя.
Не менее важна роль родителей. Исследования доказывают, что успешное
обучение детей в школе зависит от определенных особенностей поведения
родителей, если они помогают детям развивать уверенность в собственных
силах, поощряя выполнения посильных задач в школе и дома. В таких семьях
дети окружены теплом и любовью, а методы контроля и поддержания
дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля
родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом
чувствуют себя в безопасности и уверены, что их любят.
И, наверное, самое важное, что родители успевающих учеников постоянно
общаются с ними. Анализируют вместе прочитанную книгу или
просмотренный фильм, внимательно выслушивают их мнение, регулярно
беседуют с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и подают им в этом пример.
«Успех в учебе единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергиюдля преодоления трудностей, желание учиться»
(В.Сухомлинский)
Лучший учитель тот, кто пробуждает у учеников желание учиться. Эта
неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными
педагогами всех времен.
Наиболее удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся
на уроке является следующее:
1. Создание игровых ситуаций;
2. нестандартное начало урока;
3. нестандартный урок;
4. применение интересных развивающих задач;
5. использование дополнительных внепрограммных материалов.
Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной
деятельности учителя считают:
1.личностноориентированные методы и принципы работы;
2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество
учителя и учащихся на уроке;
3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя
учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения
учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным
определен демократический стиль общения.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы
обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.
Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и
вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую.
Важным структурным элементом этой активности является мотивация.
Знать, что такое мотивация, какие ее виды существуют, их характерные
черты, психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, уметь
сформулировать мотивационную часть урока, создать на уроках ситуацию
заинтересованности теоретическим материалом, использовать способы
воспитания у учащихся чувство долга и ответственности и многое другое мы
должны для того, чтобы спроектировать и провести эффективный урок.