СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема для выступления на педсовете школы на тему: Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема для выступления на педсовете школы на тему: Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.»



Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.


Цель: выявить проблемы формирования мотивации учебной деятельности
школьников в современных условиях и пути решения; повысить компетентность педагогов по вопросам формирования и развития у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.


Мотивация к обучению ­ - одно из главных условий реализации учебно­
воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта,
но является движущей силой совершенствования личности в целом.
Формирование мотивации у учащихся к учебно­-познавательной деятельности является одной из главных проблем современной школы. Мотив ­ это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Социальный заказ общества требует от учреждений образования повышение
качества обучения и воспитания, развитие и формирование конкурентно ­
способного выпускника. Основными мотивами обучения у школьников есть:
личностное развитие, интерес, результат деятельности, желание в будущем
стать квалифицированным специалистом, потребность в познании нового.
К сожалению, с каждым годом дети все более теряют интерес к учебе. Почему одни ученики охотно идут в школу, а другие отказываются учиться и
прогуливают уроки? Почему кто­-то успешно вписывается в школьный социум, а у кого­-то в школе проблемы? Безусловно, в каждом
конкретном случае причины таких ситуаций разные. Однако существуют и
общие. Среди них можно назвать отсутствие познавательных интересов,
психологическую неготовность к обучению, негативное отношение в
некоторых семьях к школе и учителям, где родители имели собственный
печальный опыт.Жесткие отношения в обществе сделали подростков более агрессивными ижестокими. Иногда они позволяют себе панибратское отношение к нам,учителям. Четко проявляется непринятие оценок взрослыми, независимо отих правильности. Существуют отвлекающие факторы. Вокруг бурлит жизнь,существует множество соблазнов (телевидение, компьютер), а потому, когдашкольник стоит перед выбором между необходимостью делать нужное, но не всегда захватывающие домашнее задание и возможностью просмотра фильма или телепередачи, то чаще всего предпочтение отдается последнему.
Одной из проблем, что заслуживает особого внимания, является отсутствие
интереса к учебе, нежелание ребенка ходить в школу. Мотивация, ее
формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и невзгод.
Низкая успеваемость, школьная дезадаптация, недостаточный уровень
культуры, что непосредственно влияет на поведение и общение ученика,
далеко не полный перечень трудностей, с которыми мы сталкиваемся в
условиях школы почти ежедневно.Вроде бы и создается много для обучения. А причина проблемы проста ­ребенок не понимает, зачем ему это нужно. То есть нет мотивации.
«Способы создания у учащихся положительного отношения к учебе»
В младшем школьном возрасте желание учиться присутствует. Идя в школу
первоклашки страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать окружающих.
Желание быть лучшим, нравиться другим. Дети даже обижаются, если им не
задают домашнее задание, не оценивают. Творческий педагог младшей школы
использует в своей работе игровые методы, развивает, побуждает к
творчеству. И маленький фантазер отвечает взаимностью.
У детей присутствует сильная потребность в общении со сверстниками, они
охотно откликаются на групповые формы работы с интерактивными
методами обучения, где есть возможность соперничать, выигрывать, все это
также положительно влияет на желание учиться.

Нередко бывает, что интерес к учебному предмету, пробужденный учителем,
перерастает в глубокий интерес к определенной отрасли науки и определяет
выбор жизненного пути. То, что говорит любимая учительница,
воспринимается совсем по­-другому, чем то, что говорит ребенку чужой
человек. Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к преподаванию, широкой образованностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых для них учителях, кроме этих умений и знаний такие черты их личности, как отзывчивость,сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральное лицо ­ все это важные факторы воспитания
положительного мотива учения. На желание учеников учиться также влияет и оценивание знаний учащихся. На первый взгляд обычное дело, но оценка ­ это умение учителей найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в ее душе огонек стремления к знаниям. Оценка не должна унижать достоинство ученика, наказывать за незнание, ведь он только учится. Оценка не должна быть моральным кнутом, которым постоянно запугивают ребенка и родители, и некоторые учителя.
Не менее важна роль родителей. Исследования доказывают, что успешное
обучение детей в школе зависит от определенных особенностей поведения
родителей, если они помогают детям развивать уверенность в собственных
силах, поощряя выполнения посильных задач в школе и дома. В таких семьях
дети окружены теплом и любовью, а методы контроля и поддержания
дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля
родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом
чувствуют себя в безопасности и уверены, что их любят.
И, наверное, самое важное, что родители успевающих учеников постоянно
общаются с ними. Анализируют вместе прочитанную книгу или
просмотренный фильм, внимательно выслушивают их мнение, регулярно
беседуют с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и подают им в этом пример.
«Успех в учебе ­единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергиюдля преодоления трудностей, желание учиться»
(В.Сухомлинский)

Лучший учитель тот, кто пробуждает у учеников желание учиться. Эта
неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными
педагогами всех времен.
Наиболее удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся
на уроке является следующее:

1. Создание игровых ситуаций;
2. нестандартное начало урока;
3. нестандартный урок;
4. применение интересных развивающих задач;
5. использование дополнительных внепрограммных материалов.
Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной
деятельности учителя считают:

1.личностно­ориентированные методы и принципы работы;
2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество
учителя и учащихся на уроке;
3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя
учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения
учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным
определен демократический стиль общения.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы
обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.
Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и
вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую.
Важным структурным элементом этой активности является мотивация.

­ Знать, что такое мотивация, какие ее виды существуют, их характерные
черты, психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, уметь
сформулировать мотивационную часть урока, создать на уроках ситуацию
заинтересованности теоретическим материалом, использовать способы
воспитания у учащихся чувство долга и ответственности и многое другое мы
должны для того, чтобы спроектировать и провести эффективный урок.