«Маленькая трилогия» А.П.Чехова
Тема футлярной жизни
в творчестве А. П. Чехова
Выполнила:
учитель литературы
МБОУ СШ №8
Бородина В. В.
«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»
М. Горький
Футляр
1.Коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. (По Ожегову)
2.Человек в футляре – человек, который замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений (по названию рассказа А.П.Чехова)
Маленькая трилогия о «футлярной» жизни.
«Человек в футляре»
«Крыжовник»
«О любви»
Тематика произведений
« Крыжовник »
собственность
« О любви »
семья
« Человек в футляре »
власть
Особенности «маленькой трилогии»
- Рассказы построены по общей композиционной
схеме- по принципу «рассказ в рассказе»
- Позиция автора ясно не обозначена.
- Рассказы связаны общим сюжетом, героями, идеями.
Проблематика рассказов
Чехов изображает различные формы «футлярной» жизни. В футляр заключены не только образ жизни человека, но и его чувства. Герой испытывает страх перед настоящей жизнью и уходит в «футлярное» состояние
Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.
Футляр для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.
Футляр- усадьба – идеал покоя, крыжовник – символ физиологического счастья
«Человек в футляре»
Особенности композиции рассказа.
Жанр: рассказ в рассказе.
Композиция: движение от общих размышлений к конкретной истории Беликова.
Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
Образ героя воплощает принцип государственной власти: «И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя».
Осуждается духовное рабство русской интеллигенции, в данном случае — учителей: отсутствие человеческого достоинства, умения его отстаивать, быть прогрессивной частью общества.
За что осуждает автор Буркина?
Беликова возмущали, «приводили в уныние» самые безобидные отступления от правил, которые он выдумал сам или вычитал в различных циркулярах и приказах:
«опоздание на молебен», «шалости гимназистов», прогулки классных
дам с офицерами, развлечения
молодёжи. Получается, что он был против самой жизни
Осторожность Беликова («как бы чего не вышло») имеет агрессивный характер. Его коллеги подчиняются ему: по его указанию выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. «этот человечек держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!
Беликов оказывал на людей угнетающее действие: ограничивал их свободу, активность; возомнил о себе, что имеет право контролировать поведение окружающих. Пугает их своим страшным, «как бы чего не вышло».
- - Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам?
- - Раз не разрешено циркулярно, то и нельзя!
- - Женщина или девушка на велосипеде - это ужасно!
В рассказе есть герой, который
противопоставлен Беликову-это учитель Коваленко. Его возмущает покорность горожан. Он не хочет работать в гимназии, где царит «удушающая» атмосфера.
«Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм
науки, а управа благочиния, и
кислятиной воняет, как в полицейской будке».
Появляются независимые,
свободные личности, срывающие с
беспощадной силой «удушающую
атмосферу» такой жизни.
Авторская позиция заключена во фразе:
«Нет, больше жить так невозможно!»
Эпизод «Спуск с лестницы»
символичен:
происходит низвержение
Беликова с его высоты,
высоты его положения
– Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.
Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно;
встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?
«Крыжовник»
Смысл названия рассказа и идея произведения
Стремление к «футлярности» существования реализуется в приобретении собственности.
Своеобразие композиции рассказа
От мечты – к подчинению собственной идее.
Образ главного героя.
Его суть определяется в словах: «…щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло».
«Крыжовник»
Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа»
Описание природы-это экспозиция рассказа.
Природа богатая, щедрая, величественная.Она подчёркивает ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ мелкого чиновника
Николая Ивановича Чимша-Гималайского.
О чём мечтал он? Посадит крыжовник в усадьбе, будет есть щи на свежем воздухе, будет целыми днями смотреть на русское поле... Это мещанские, НИЧТОЖНЫЕ мечты
Для осуществления своей мечты он одевался, как нищий, бедно ел и пил, копил деньги, хранил их в банке.
Женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.
Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, говорил: «Мы, дворяне», забыв, что «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - заключает Иван Иваныч.
Вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника.
В рассказе «Крыжовник» Чехов затрагивает проблему роли денег в жизни человека.
Герой Иван Иванович повествует о двух трагических случаях из жизни разных людей, для которых деньги в жизни играют самую важную роль.
Автор заставляет нас понимать, что, кроме материальных ценностей, есть ещё и другие, духовные ценности, более значимые для каждого из нас…
«О любви»
Новое развитие старой темы в рассказе
Страх преодоления устоявшейся «футлярной» жизни губит любовь.
«О любви»
Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы
(«Мы подолгу говорили, молчали, номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».)
Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души.
Заключение
Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым.