СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Я в мире прав и обязанностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление учащихся с Всеобщей декларацией прав человека.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Я в мире прав и обязанностей»

Тема. Я в мире прав и обязанностей.

СЛАЙД № 1

Цель: ознакомление учащихся с Всеобщей декларацией прав человека.

Задачи:

  1. формировать положительное отношение к законам и их выполнению;

  2. способствовать формированию правовой культуры учащихся;

  3. совершенствовать и закреплять знания об обязанностях учащихся;

  4. содействовать воспитанию нравственно-правовых норм.



Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; рисунки солнышка: синие, красные, жёлтые, зелёные; листочки, фломастеры, линейки; шаблоны цветов, памятки для учащихся, семечки, знаки: запрещающий и разрешающий.



Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Ведущий 1. – Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.

– Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Ведущий 2:

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

2. Игра «Поварята»

– Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Поварята”. Кто

знает, из чего варят суп (из овощей)?

– Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть.

– Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. – Итак, играем! Морковь, картофель, свёкла, кабачок, огурец, горох, чеснок, капуста, лук, помидор, баклажан…

– Легко ли вам было играть?

– Как вы думаете, что помогло вам легко понять игру? (правила игры)

3. Вступительное слово.

– Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным –давно: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что люди имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась бы в кошмар и неразбериху. Путём переговоров люди стали договариваться в обычных беседах между собой. В конце концов им удалось решить Главные Вопросы, так появилась декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха немедленно прекратятся.

Ведущий. Итак, мы будем говорить о Декларации прав человека.

– Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.

СЛАЙД № 2

Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ, который защищает наши права).

СЛАЙД № 3



Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

– Работать мы с вами будем по группам – советам. А для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко, понравившегося цвета.

(Дети выбирают стол с солнышком определённого цвета)

– А теперь прошу вас занять свои места, за игровыми столами.

( образуется три совета: красные, жёлтые, зелёные)

– Сейчас каждому совету необходимо выбрать капитана.

4. Игра «Я это Я».

– Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и прямую.

– Ну, а теперь я попрошу капитанов от каждого совета выйти со своими листочками. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.

– Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.

  1. Статьи.

Декларация разделена на части, разделы которых называются – Статьи. Некоторые из них мы сейчас с вами вспомним.

СЛАЙД № 4

– Каждый человек имеет право на учёбу.

СЛАЙД № 5

– Каждый человек имеет право на лечение.

СЛАЙД № 6

– Каждый человек имеет право на занятия в кружках и секциях.

СЛАЙД № 7

– Каждый человек имеет право на труд.

СЛАЙД № 8

– Каждый человек обязан выполнять устав школы.

СЛАЙД № 9

– Каждый человек имеет право на отдых.

СЛАЙД № 10

– Каждый человек обязан ходить опрятным.

СЛАЙД № 11

– Каждый человек обязан соблюдать правила поведения на улице.

  1. Сценка «Морозко».

– Сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».

(Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки).

Сказочник: «Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита, и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Старик: Собирайся, милая дочь! (Уходят).

Ведущий. Ну что, ребята вспомнили сказку?

– А героев её вспомнили?

– Скажите, на какое право детей посягала старуха? (Дети отвечают).

Ведущий. Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

7. Работа с памяткой

- Итак, давайте вспомним, какие же вы имеете права?

(Дети перечисляю)

8. Памятка для учащихся

СЛАЙД №

У меня есть:

- право на имя, отчество и фамилию;

- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- право на заботу и воспитание;

- право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками,

братьями и сёстрами;

- право на защиту и воспитание;

- право на общение с обоими родителями;

- право выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество, на получение содержания от родителей.

- Права ученика соблюдаются тогда, когда не ущемляют прав других людей.

  1. Физминутка. Релаксация.

(играет спокойная музыка и учитель на фоне этой мелодии говорит текст)

– Сядьте удобно, закройте свои глазки, расслабьте руки, ноги, всё своё тело. И представьте, что вы находитесь на летней цветущей поляне. Светит ярко солнышко, тихо шепчут васильки. Глубоко вдохните и почувствуйте запах полевых цветов. Вы идёте по это поляне, вокруг вас весело чирикают птички, неподалеку течёт чистый прозрачный ручей. Ваши ноги и руки расслаблены, теплы, отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вам хорошо, сердце бьётся спокойно, дыхание ровное.

– Ваш организм набирает сил, сонливость рассеивается, голова отдохнувшая, ясная, самочувствие отличное, вы полны энергии. Вы хорошо отдохнули и с лёгкостью приметесь за работу. Теперь медленно, медленно открывайте глазки. И с цветущей поляны мы с вами возвращаемся в школу на наше занятие.

10. Стихотворение «Новый закон»

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха,- гласил бы он,-

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней!-

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.



11. Викторина о нарушении прав

СЛАЙД

– Бывают ли в жизни ситуации, когда права человека нарушаются?

– Посмотрим, нарушаются ли права сказочных героев в сказках.

– Прочитайте отрывки из сказок и определите, какое право нарушают сказочные герои:

Задание для группы №1

«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестричку Алёнушку» (право на жизнь).

СЛАЙД №





Задание для группы №2

«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса собрались искать своих родителей» (право на семью, право на жизнь).

СЛАЙД

Задание для группы №3

«Ленивица и приговаривает: “Стану я себя утомлять да пальцы знобить!

Авось старик и не заметит не взбитую перину!» (право на труд)

СЛАЙД

Задание для группы №1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

– Выберите и назовите правильный ответ,

– Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка?

- он был самый умный;

- он не был похож на других;

- он был самый красивый;

- он был самый вежливый;

СЛАЙД

– А встречались ли вы с похожей ситуацией в жизни?

– Что вы думаете о таких поступках людей?

СЛАЙД

Задание для группы №2

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

– Выберите и назовите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

- право на жизнь;

- право на получение образования;

- право на владение имуществом;

СЛАЙД

– А чьи ещё права были нарушены в этой сказке?

Задание для группы №3

А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

– Вспомните сказку «приключения Буратино» и выберите ответы на вопросы:

  1. Право на бесплатное образование

  2. Право на труд, защита от безработицы

  3. Право на неприкосновенность жилища

СЛАЙД

– Когда полицейские ворвались в коморку папы Карло, то какое право они нарушили? (3)

– Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, он не имел какого права? (2)

– Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (1)



12. Беседа о нарушении прав в сказке «Приключения Буратино».

– Вспомним сказку “Приключения Буратино”.

– Что произошло с Буратино, когда он оказался у Мальвины? (Мальвина посадила Буратино в чулан).

– О каком праве напоминает Мальвина? (право на учёбу, развитие)

– Понимает ли Буратино важность этого права?

– Как вы занимаетесь своим развитием в школе?

– А дома?

– Кто из вас занимается развитием в кружках, секциях?

–Что в себе развиваете?

13. Кроссворд.

1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

2. Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

3. Основная работа учеников в школе. (учёба)

4. Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

5. Как сказать по другому «государство» или… (страна)




1









2







3







4









5













14. Игра «Разрешается – не разрешается»

(У детей в руках по 2 знака – разрешающий и запрещающий)

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка … разрешается


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается,

Бить, наказывать ребёнка…запрещается.


С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это … разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают,

Это … запрещается.


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел лечиться,

Это … разрешается.


Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются,

В детстве тяжкая работа … запрещается.


Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это … разрешается.


Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется:

Быть рабом у господина

Строго … запрещается.



15. Обязанности.

– Очень много прозвучало о правах. Но важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть обязанности.

– У вас есть право на получение достойного образования. А какие обязанности вы при этом должны выполнять? (Старательно учиться, внимательно слушать учителя, содержать в порядке свои школьные принадлежности, выполнять домашние задания).

– Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством?

– Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает своё государство ещё лучше.



Обязанности ученика в школе: СЛАЙД №

  1. Выполнять Устав школы, решения педагогического совета.

  2. Добросовестно учиться.

  3. Ученик обязан посещать школу и не пропускать её без уважительных причин.

  4. Принимать участие в общественной жизни школьного коллектива.

  5. Ученик обязан уважать мнение всех учащихся и учителей.

  6. Бережно относиться к школьному имуществу, заботиться о его сохранении, соблюдать чистоту и порядок в школе.

  7. Ученик обязан соблюдать правила поведения в школе.

  8. Не нарушать рабочей обстановки в классе.

  9. Не курить и не употреблять спиртные напитки в пределах школьной территории.

  10.  Вести себя примерно на перемене (не устраивать потасовок, следить за своей речью).

  11. Следить за своим внешним видом. Спортивная форма допускается только на занятиях по физкультуре.



16. Правила поведения учащихся.

- Мы попробуем изложить правила в стихах. Я буду называть первую строчку, а вы – последнее слово.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

На математике считают,

На перемене … (отдыхают) 

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу – 

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

Весь материал – смотрите документ.

17. Итог урока.

- Итак, если соблюдать всё, что записано в Декларации прав человека, то жизнь станет спокойнее и счастливее.

СЛАЙД №

– Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Послушайте восточную притчу.

– Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями урока.

– У вас на партах лежат волшебные цветы, но волшебник забыл их раскрасить. Давайте и мы станем на миг волшебниками: раскрасьте цветы и подарите друг другу!

– На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие.

(Все участники получают сладкие призы за участие)