СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Имя существительное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Имя существительное»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно – промышленный техникум»












Тема: «Имя существительное»
















Разработала:

преподаватель ГБПОУ РА «КАПТ»

Бесиджева Х.Р.


Красногвардейское - 2018

Тема: «Имя существительное»


Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»

Задачи:

1.Личностные: формировать способность к самооценке, смыслопорождению и смыслообразованию, историческую память.

2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

3. Предметные: закрепить ЗУНы учащихся по теме «Имя существительное», сформировать умение употреблять ,изменять имена существительные.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний


Формы работы: парная, коллективная, самостоятельная.


Методы и приёмы: слово учителя, беседа, анализ, приём синквейна, прием кластера, тестирование, игра «Домино».


Технология: технология дифференцированного обучения, ИКТ-технология, технология системно-деятельностного подхода в обучении, элементы здоровьесберегающей технологии, игровая технология.


Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).


Медиапродукт:


I. Среда - Microsoft Office PowerPoint.


II. Вид медиапродукта:


наглядная презентация учебного материала.


Структура урока:


1 .Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.


2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.


3. Обобщение и систематизация знаний.


4. Физминутка.


5. Применение знаний и умений в новой ситуации.


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).


8.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


I. Организационный момент.


Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Шъуипчэдыжь ш1у!


-Опсэу!


1.Слово приветствие.


Итак, адыгейский язык друзья!


На вас надеюсь, как всегда!


Мы хороший, дружный класс,


Всё получится у нас!


2.Психологический настрой на урок

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!


II. Актуализация знаний


- Ребята сейчас я прочитаю загадку, а вы ее постарайтесь отгадать.


Итак внимательно смотрим на экран


Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы ХЭТ? и СЫД? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число.

И падежей различных есть четыре.


- Вы уже, наверное, догадались, о какой части речи пойдет разговор у нас на уроке? ( Имя Существительное)


- Правильно.

А как Имя существительное переводится на адыгейский – « Пкъыгъауц1».


Тема нашего урока Пкъыгъуац1эм ик1эджык1ыжьын.

Наши цели: повторить, обобщить и систематизировать знания об имени существительном.


III. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.


Подчеркните существительные на доске:


жьыбгъэ, к1алэ, фабэ, елъэгъу, мафэ, мэщхы, еджап1, дахэ.


Итак , ребята, какой вывод можно сделать ?


Вывод: Имя существительное обозначает предмет.


Задание 2. Работа на доске.


Распределите слова в две группы.


СЫД? ХЭТ?


Чэтыу, к1алэ ,тыгъэ, Аслъан, еджак1у ,баджэ, мэлахъу, унэ, къалэ, ц1ыф,тучантес, джанэ, хьэ, пхъаш1э, Мыекъуапэ.


Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?


К каким существительным ставится вопрос хэт ?


К каким вопрос сыд?


Вывод: Имя существительное отвечает на вопросы Хэт? Сыд?


Задание 3. доска


Джанэ- К1алэхэр-


Тыгъэ- Щалъэ-


Баджэ- Нэхэр-


Чэтыу- Джыбэхэр-


Вывод: множественное число имени существительного образуется при помощи суффикса хэ.


Задание 4.


Сиун(и), имашин(и), уичэм(и), алъакъохэр(о), тынэгухэр(о),ящагу(и),сынэ(о),унэ(о),ыц(о),тишкол(и),шъуцэхэр(о).


Синим цветом маркера выделить существительные с приставками имущественной принадлежности, зеленым цветом – существительные с приставками органической принадлежности.


Вывод: Существительные органической принадлежности имеют приставки –


сы,у,ы, ты, шъу,а.


Существительные имущественной принадлежности имеют приставки-


си,и,уи, ти,шъуи,я.


Смотрим на доску

Сейчас я прочитаю текст, слушаем внимательно. В этом тексте говорится о том, что автор будет всегда воспевать крепкую дружбу в нашей стране, о золотых лучах нашей Родины, о ее железной воле. Теперь будем работать по парам.

Но сначала вспомним правила работы в паре


Задание 5


1пара. Выделить в тексте имя существительное в гъэунэф падеже.


2пара. Найти существительные с притяжательными приставками.


3пара. Просклонять существительное «орэд».



Ребята давайте вернемся опять к этому тексту. Как вы думаете, то что сейчас прочитали это что ?

Правильно это стихотворение. Это отрывок из стихотворения « Орэд къэс1ощт». Автором является адыгейский поэт Хусен Андрухаев.

Хусен Андрухаев родился в 1920 году. Погиб в 1941 году. Ему было всего 21 год. Поэту посмертно присвоили звание Героя советского союза. Хусен Андрухаев за свою короткую жизнь написал немало интересных стихов. Ребята, запомните имя этого героя.


А теперь, смотрим внимательно на экран. Нам нужно прочитать текст.


Андрыхъое Хъусенэ къуаджэу Хьакурынэхьаблэ къыщыхъугъ. Еджап1эр къызеухым Адыгэ педагогическэ училищым щеджагъ. Отечественнэ зэошхор къызежьэм чанэу хэлэжьагъ. Ноябрэм и 8- м 1941илъэсым поэт ныбжьык1эу Андрыхъое Хъусенэ Украинэм щыфэхыгъ. Ащ л1ыхъужъыныгъэшхо зэрихьагъ ык1и л1ыхъужъыц1эр къыфагъэшъошагъ.

Маим и 9-м 1967 илъэсым Дьяковэ ипарк Андрыхъое Хъусенэ исаугъэт дагъэуцуагъ.


ПЕРЕВОД.


Теперь проведем словарную работу


щыфэхыгъ- погиб

л1ыхъужъыц1эр – имя героя

саугъэт -памятник


Задание 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.


1. В первом предложении выделить подлежащее.


2. Во втором предложении выделить определенные существительные.


Вывод : В адыгейском языке имя существительное в предложений может быть как главным (подлежащим так и второстепенным ( дополнением и обстоятельством).

IV. Физминутка)


V. Применение знаний и умений в новой ситуации


Задание 7.Составить Синквейн


Работа по парам .


- Ребята, давайте вспомним правила составления синквейна и поработаем по парам.


У всех пар будет своя тема.


Правила составления синквейна:


1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).


2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.


3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.


4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.


5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).


1 пара – Хьэ ( Собака)


2 пара – Тыгъэ ( Солнце)


3 пара- К1ымаф(Зима)


Хьэ


Дахэ,фыжьы


Мэхьакъу, мачъэ, мэчъые.


Хьэр ц1ыфым иныбджэгъу шъыпкъ.


Унэгъо псэушъхь.



Тыгъэ


Ины, фабэ.


Къепсы, къегъэфабэ, мэш1эты.


Тыгъэм дунаир лъэшэу къегъэфабэ.


Щы1эныгъ.



Гъэмаф


Дахэ, фабэ.


Сик1ас, сежэ, сэчэфы.


Гъэмафэм дунаир дахэ.


Гъэпсэфыгъо уахът.



Задание 8.Тестирование на компьютере .


Максимальное количество баллов 9,если конечно правильно отгадали. Каждый из вас пишет на полях полученное кол-во баллов.


Задание 9. Игра « Домино».


VII. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).


- Какая тема урока была?


- Какую цель ставили? Достигли цели?


- Как же я оцениваю вашу работу на уроке?


Я довольно всеми вами и оцениваю вашу работу на отлично. Всем пятерки.


А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки. Если усвоили :

-отлично усвоил тему урока


-знаю, но не могу рассказать


-ничего не понял


Теперь я раздам вам листочки



я на уроке - работал в паре


составляли кластер


играл


разбирал имена существительные


определял падеж имен существительных



мы в паре - друг другу помогали


друг другу объясняли


определяли род, падеж имен существительных


работали с тестами


дружно работали


работали над предложениями


VIII.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


1пара -написать рассказ по теме « Подвиг Хусена Андрухаева»


2пара - составить презентацию из 5-6 слайдов по теме «Хусен Андрухаев – Герой- поэт».


3 пара – составить кроссворд по теме « Имя существительное».


Спасибо за работу. Урок закончен. Шъопсэу !