СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема исследования.Как выбрать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования.

Просмотр содержимого документа
«Тема исследования.Как выбрать?»

«Исследовательская деятельность учащихся»

Как правильно выбрать тему исследования?

Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

- обнаружение существования дефицита знаний и фактов;

- осознание потребности в устранении дефицита;

- формулирование проблемы.

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых ребенок более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или тренерской). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения учебно-педагогического процесса в экспериментальной группе и т.д.

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

Каковы основные критерии выбора темы учащихся?

Основные критерии выбора темы.

  1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.

  2. Тема должна быть интересна не только ученику, но и педагогу.

  3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

  4. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

  5. Формулировка названия работы. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов ...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...». Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

  1. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

  2. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.



Рекомендации к выбору темы исследовательской работы.

  1. Почитайте для начала что-то по теме. Чтобы создать тему для работы, вам необходимо изучить материал. Если в классе основной учебник - введение в изучаемую область, то вы можете взять идеи оттуда. Если нет, то подберите литературу. Подбирайте источники, пока не найдете то, что действительно вас зацепит. Читайте как можно больше. На этом этапе вы можете свободно пользоваться поисковиком и Википедией. Они смогут вас правильно направить в выборе темы.

  2. Начните определять более узкую тему. После того, как вы закончили чтение, самое время начать определяться с интересами. Вы можете найти тему, которая вас заинтересовала, а уже в ней найти то, что вас по-настоящему заинтересует. Делайте пометки всего, что вас интересует в рамках вашей темы. Возможно, вы найдете интересной какую-то классическую теорию или наоборот, вас заинтересует какой-то эксперимент.

  3. Сделайте карту, чтобы помочь определиться с нужной темой.  Возьмите чистый лист бумаги. Нарисуйте вашу основную идею по центру в ячейке. Нарисуйте линию, исходящую из этого центра и нарисуйте другую ячейку. В ней напишите что-то, что связано с основной идеей.

Продолжайте рисовать ячейки и записывать в них свои мысли. Иногда у вас будут получаться идеи исходящие из вторичных ячеек. Вы можете продолжить расширять дерево ваших идей. В целом это хорошо, если вы остановите свой выбор на темы отличной от основной.

  1. Продолжайте выписывать идеи в вашу карту, даже если вы думаете, что закончили ее. Если вы продолжите придумывать идеи и выписывать их, то можете найти еще что-то интересное. Чем больше идей вы придумаете, тем шире будет ваш выбор. Когда вы найдете то, что вам идеально подходит, посмотрите на карту в целом. Какие направления особенно развиты? Какие направления вы считаете наиболее интересными? Можно ли какие-то области объединить, чтобы сделать интересную тему?

Обведите темы, которые наиболее вас заинтересовали. Единственное нужно быть аккуратным, чтобы не выбрать слишком широкую тему и в конце концов не погрязнуть в тоннах информации.

  1. Начните исследование вашей темы с разбора карты. В отличие от этапа чтения, здесь вам необходимо начать с чтения более серьезных работ. Посмотрите книги в библиотеке.

  2. Найдите конкретную идею для работы.  Проверьте базу данных более сложных тем. Не используйте только Google или Википедию. Большинство библиотек имеют свои базы данных, которые вы можете использовать.

  3. Используйте компьютер для поиска связанных с вашей темой статей. Такие библиотеки часто включают в себя базы по разным темам, от бизнеса до психологии. В расширенном поиске вы можете выбирать какую конкретную область вы хотите исследовать, поэтому отметьте соответствующие области. Вы получите список академических статей согласно выбранной теме. Попробуйте разные варианты набора запроса, чтобы получить максимальное количество статей и не пропустить ничего важного.

  4. Делайте пометки и используйте их при выборе статей.  Когда вы начнете делать подобные записи вы сразу увидите где темы расходятся, а где их можно соединить. Выберите одно из подобных пересечений в качестве вашей темы. Продолжайте его исследовать пока работа не начнет вырисовываться.

  5. Попробуйте взглянуть на выбранную вами тему с новой стороны.  Это должно быть что-то новое, не то, что уже писалось другими тысячу раз, поэтому будьте аккуратны в выборе темы.

  6. Выберите тему, которая вам нравится, потому что вам придется много работать над ней. Вы не сможете сделать по-настоящему хорошую работу, если выберете тему, которую ненавидите.


Список литературы:

Курсы на сайте «Видеоуроки»

Личный опыт.

2