СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». Составление характеристики героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». Составление характеристики героев.»

Эпиграф урока: Сам погибай, а товарища выручай.  Л.Н. Толстой

Эпиграф урока: Сам погибай, а товарища выручай.

Л.Н. Толстой

Восемнадцатое декабря Тема: Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». Составление характеристики героев.

Восемнадцатое декабря

Тема: Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». Составление характеристики героев.

ДВА ПЛЕННИКА или один пленник Цель урока: Обучение составлению сравнительной характеристики героев рассказа Жилина и Костылина. .

ДВА ПЛЕННИКА или один пленник

Цель урока: Обучение составлению сравнительной характеристики героев рассказа Жилина и Костылина.

.

 Пленение Жилина и Костылина

Пленение Жилина и Костылина

Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль.  Почему? БЫЛЬ - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии Большой толковый словарь

Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль. Почему?

БЫЛЬ -

то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии

Большой толковый словарь

Определите значение термина   «Цепь событий, происходящих в произведении» СЮЖЕТ

Определите значение термина

«Цепь событий, происходящих в произведении»

СЮЖЕТ

Где происходят описываемые автором события? КАВКАЗ

Где происходят описываемые автором события?

КАВКАЗ

Узнайте героя по описанию   Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки… на шее монисто, всё из русских полтинников. ДИНА

Узнайте героя по описанию

Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю…

На ногах штаны и башмачки… на шее монисто,

всё из русских полтинников.

ДИНА

Какому герою принадлежат слова? - Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. СТАРИК

Какому герою принадлежат слова?

- Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить.

СТАРИК

Чей это портрет? … С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена. Кази - Мугамед

Чей это портрет?

С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена.

Кази - Мугамед

Кто из героев рассказа… … .достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? АБДУЛА

Кто из героев рассказа…

.достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?

АБДУЛА

Кто из окружающих так относился к Жилину? … не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает. Красный татарин

Кто из окружающих так относился к Жилину?

не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает.

Красный татарин

Кто из героев рассказа … по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит? Костылин

Кто из героев рассказа

по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит?

Костылин

СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ  установить черты сходства и различия Обрати внимание! Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО , и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях

СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ установить черты сходства и различия

Обрати внимание!

Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО , и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях

Проблемный вопрос   Кто из героев: Жилин или Костылин - может называться кавказским пленником? Задание для решения проблемы Составить сравнительную характеристику главных героев: Жилина и Костылина

Проблемный вопрос Кто из героев: Жилин или Костылин - может называться кавказским пленником?

Задание для решения проблемы

  • Составить сравнительную характеристику главных героев: Жилина и Костылина

Алгоритм сравнительной характеристики героев 1. Портрет. 2. Речь. Монолог. 3. Поведение героев. 4. Отношение к окружающим. 5. Взаимоотношения героев. 6. Отношение к природе. 7. Отношение автора к герою. 8.Авторская позиция.

Алгоритм сравнительной характеристики героев

1. Портрет.

2. Речь. Монолог.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора к герою.

8.Авторская позиция.

Составление сравнительной характеристики героев.  Все отличия (сходства) можно записать примерно так:   Жилин Портрет.   Речь. Монолог. Костылин     Поведение героев.   Отношение к окружающим.     Взаимоотношения героев   Отношение к природе.       Отношение автора к герою.      

Составление сравнительной характеристики героев. Все отличия (сходства) можно записать примерно так:

Жилин

Портрет.

 

Речь. Монолог.

Костылин

 

 

Поведение героев.

 

Отношение к окружающим.

 

 

Взаимоотношения героев

 

Отношение к природе.

 

 

 

Отношение автора к герою.

 

 

 

А  Н  Л  И  З   Э  П  И  З  О  Д  А Жилин и Костылин в пути 1) В чём заключалась опасность пути?  2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?  3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают? Сравните поведение героев.

А Н Л И З Э П И З О Д А

Жилин и Костылин в пути

1) В чём заключалась опасность пути? 2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд? 3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают? Сравните поведение героев.

Сцена выкупа Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Сцена выкупа

Почему Костылин просит прислать за него выкуп,

а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

 Самостоятельная работа   Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)  1 в. Подготовка и первый побег из плена;  (4 -5 главы) 2 2в. Второй побег (6 глава) 3в.

Самостоятельная работа

Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)

1 в.

Подготовка и первый побег из плена;

(4 -5 главы)

2

2в.

Второй побег (6 глава)

3в.

Словарная работа Антитеза (от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Словарная работа

Антитеза

(от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Портрет героев  «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».  «…невелик ростом, а удал был». Костылин Жилин:

Портрет героев

«... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

«…невелик ростом, а удал был».

Костылин

Жилин:

Жилин и Костылин в плену Жилин -высматривает -выпытывает -копает дыру -лепет кукол -плетёт корзины -мастерит игрушечную  карусель -чинит оружие, часы -учится понимать  татарский язык   Костылин  -пишет письма домой -скучает -спит

Жилин и Костылин в плену

Жилин

-высматривает

-выпытывает

-копает дыру

-лепет кукол

-плетёт корзины

-мастерит игрушечную

карусель

-чинит оружие, часы

-учится понимать

татарский язык

Костылин

-пишет письма домой

-скучает

-спит

Жилин и Костылин во время побега Костылин 1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел. 2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает. 3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови. 4. …все отстает и охает 5.Так и упал со страху 6. Как хочешь, а я не дойду 7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет. 8.Как закричит 9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.  Жилин  1.Полез под стену, выбрался  2.Снял сапоги, пошел босиком  3.Побежал назад и влево в гору, в лес.  4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет  5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся  6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду.  7.Стал его Жилин силой поднимать.  8.Посадил на себя Костылина, поволок  9.Нет, не пойду : не годится товарища бросать.

Жилин и Костылин во время побега

Костылин

1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел.

2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает.

3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови.

4. …все отстает и охает

5.Так и упал со страху

6. Как хочешь, а я не дойду

7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет.

8.Как закричит

9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Жилин 1.Полез под стену, выбрался 2.Снял сапоги, пошел босиком 3.Побежал назад и влево в гору, в лес. 4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет 5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся 6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду. 7.Стал его Жилин силой поднимать. 8.Посадил на себя Костылина, поволок 9.Нет, не пойду : не годится товарища бросать.

Значение имен героев: Что такое « жила »? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Жилин = действие.  Что такое «костыль »? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Костылин = бездействие .

Значение имен героев:

Что такое « жила »? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.

Жилин = действие.

Что такое «костыль »? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.

Костылин = бездействие .