Эпиграф урока: Сам погибай, а товарища выручай.
Л.Н. Толстой
Восемнадцатое декабря
Тема: Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». Составление характеристики героев.
ДВА ПЛЕННИКА или один пленник
Цель урока: Обучение составлению сравнительной характеристики героев рассказа Жилина и Костылина.
.
Пленение Жилина и Костылина
Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль. Почему?
БЫЛЬ -
то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии
Большой толковый словарь
Определите значение термина
«Цепь событий, происходящих в произведении»
СЮЖЕТ
Где происходят описываемые автором события?
КАВКАЗ
Узнайте героя по описанию
Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю…
На ногах штаны и башмачки… на шее монисто,
всё из русских полтинников.
ДИНА
Какому герою принадлежат слова?
- Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить.
СТАРИК
Чей это портрет?
… С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена.
Кази - Мугамед
Кто из героев рассказа…
… .достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?
АБДУЛА
Кто из окружающих так относился к Жилину?
… не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает.
Красный татарин
Кто из героев рассказа
… по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит?
Костылин
СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ установить черты сходства и различия
Обрати внимание!
Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО , и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях
Проблемный вопрос Кто из героев: Жилин или Костылин - может называться кавказским пленником?
Задание для решения проблемы
- Составить сравнительную характеристику главных героев: Жилина и Костылина
Алгоритм сравнительной характеристики героев
1. Портрет.
2. Речь. Монолог.
3. Поведение героев.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношения героев.
6. Отношение к природе.
7. Отношение автора к герою.
8.Авторская позиция.
Составление сравнительной характеристики героев. Все отличия (сходства) можно записать примерно так:
Жилин
Портрет.
Речь. Монолог.
Костылин
Поведение героев.
Отношение к окружающим.
Взаимоотношения героев
Отношение к природе.
Отношение автора к герою.
А Н Л И З Э П И З О Д А
Жилин и Костылин в пути
1) В чём заключалась опасность пути? 2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд? 3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают? Сравните поведение героев.
Сцена выкупа
Почему Костылин просит прислать за него выкуп,
а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?
Самостоятельная работа
Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)
1 в.
Подготовка и первый побег из плена;
(4 -5 главы)
2
2в.
Второй побег (6 глава)
3в.
Словарная работа
Антитеза
(от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.
Портрет героев
«... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
«…невелик ростом, а удал был».
Костылин
Жилин:
Жилин и Костылин в плену
Жилин
-высматривает
-выпытывает
-копает дыру
-лепет кукол
-плетёт корзины
-мастерит игрушечную
карусель
-чинит оружие, часы
-учится понимать
татарский язык
Костылин
-пишет письма домой
-скучает
-спит
Жилин и Костылин во время побега
Костылин
1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел.
2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает.
3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови.
4. …все отстает и охает
5.Так и упал со страху
6. Как хочешь, а я не дойду
7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет.
8.Как закричит
9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
Жилин 1.Полез под стену, выбрался 2.Снял сапоги, пошел босиком 3.Побежал назад и влево в гору, в лес. 4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет 5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся 6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду. 7.Стал его Жилин силой поднимать. 8.Посадил на себя Костылина, поволок 9.Нет, не пойду : не годится товарища бросать.
Значение имен героев:
Что такое « жила »? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.
Жилин = действие.
Что такое «костыль »? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
Костылин = бездействие .