СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема любви в драматургии А.Н. Островского. Презентация к уроку.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по пьесам А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" может быть использован для подготовки к урокам литературы в 11 классе как учителем, так и обучащимися

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в драматургии А.Н. Островского. Презентация к уроку.»

Тема любви в драматургии  А.Н. Островского Выполнила ученица 10Б класса МБОУ Школы №178 г.о. Самара Легиньких Галина. Учитель литературы Первова Татьяна Петровна.

Тема любви в драматургии А.Н. Островского

Выполнила

ученица 10Б класса

МБОУ Школы №178 г.о. Самара

Легиньких Галина.

Учитель литературы

Первова Татьяна Петровна.

Цель работы: рассмотреть тему любви в драматургии  А.Н. Островского.

Цель работы: рассмотреть тему любви в драматургии А.Н. Островского.

Любовь в представлении А.Н. Островского - злая стихия для женщины. Это трагический переломный момент, граница, перейдя которую, женщина уже никогда не вернет себе прежней беззаботной юности - даже если герой ответит взаимностью, окажется достойным героини и история закончится свадьбой.

Любовь в представлении А.Н. Островского - злая стихия для женщины. Это трагический переломный момент, граница, перейдя которую, женщина уже никогда не вернет себе прежней беззаботной юности - даже если герой ответит взаимностью, окажется достойным героини и история закончится свадьбой.

Женские образы из самых знаменитых пьес Островского - Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» - давно стали нарицательными. Это образы женщин, которые переживают серьезную, глубокую и искреннюю любовь - и сталкиваются с предательством, вызванным трусостью и формальностью своего «героя».

Женские образы из самых знаменитых пьес Островского - Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» - давно стали нарицательными. Это образы женщин, которые переживают серьезную, глубокую и искреннюю любовь - и сталкиваются с предательством, вызванным трусостью и формальностью своего «героя».

Почему же любовь в драматических произведениях Островского всегда предстает как трагедия? Возможно, причины такого отношения нужно искать в биографии и личной жизни драматурга. Драматург жил без брака с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. А.Н. Островский же прожил около двадцати лет с верной Агафьей Ивановной, и только спустя два года после ее кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой. Только в возрасте сорока шести лет А.Н. Островский обрел наконец настоящую семью: у них с супругой родились четверо сыновей и две дочери. Все эти любовные терзания наложили отпечаток на творчество Островского. Любовь как рок, любовь как тяжелое испытание, любовь женщины к человеку, недостойному любви - все эти темы постоянно повторяются в творчестве драматурга в той или иной интерпретации.

Почему же любовь в драматических произведениях Островского всегда предстает как трагедия? Возможно, причины такого отношения нужно искать в биографии и личной жизни драматурга.

  • Драматург жил без брака с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте.
  • А.Н. Островский же прожил около двадцати лет с верной Агафьей Ивановной, и только спустя два года после ее кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой.
  • Только в возрасте сорока шести лет А.Н. Островский обрел наконец настоящую семью: у них с супругой родились четверо сыновей и две дочери.

Все эти любовные терзания наложили отпечаток на творчество Островского. Любовь как рок, любовь как тяжелое испытание, любовь женщины к человеку, недостойному любви - все эти темы постоянно повторяются в творчестве драматурга в той или иной интерпретации.

Тема любви в наиболее известных драматических произведениях А.Н. Островского

  • Катерина боится свекрови, тяготится жизнью в ее мрачном доме. И тут с ней происходит подлинное несчастье - она влюбляется в Бориса, такого же слабого и запуганного человека, как и ее собственный муж. Катерина воспитана в строгих религиозных традициях, она прекрасно осознает греховность и опасность своей любви.
  • Катерина боится свекрови, тяготится жизнью в ее мрачном доме. И тут с ней происходит подлинное несчастье - она влюбляется в Бориса, такого же слабого и запуганного человека, как и ее собственный муж. Катерина воспитана в строгих религиозных традициях, она прекрасно осознает греховность и опасность своей любви.
  • Образ Ларисы Огудаловой в драме «Бесприданница» - один из самых известных женских образов драматурга. Наивная, житейски неопытная, несмотря на «просветительскую» деятельность матери девушка - и блестящий барин Паратов. Красавец, силач, бросающий деньги на ветер, он умеет очаровывать .
  • Образ Ларисы Огудаловой в драме «Бесприданница» - один из самых известных женских образов драматурга. Наивная, житейски неопытная, несмотря на «просветительскую» деятельность матери девушка - и блестящий барин Паратов. Красавец, силач, бросающий деньги на ветер, он умеет очаровывать .
  • В «Снегурочке» любовь - сплошное горе и страдание. Страдает Снегурочка, влюбленная в Леля, страдает Мизгирь, влюбленный в Снегурочку. И даже взаимная любовь Снегурочки к Мизгирю в конце пьесы не приносит счастья ни ей, ни ему: Снегурочка тает, «благословляя любовь», а Мизгирь с горя топится в озере.
  • В «Снегурочке» любовь - сплошное горе и страдание. Страдает Снегурочка, влюбленная в Леля, страдает Мизгирь, влюбленный в Снегурочку. И даже взаимная любовь Снегурочки к Мизгирю в конце пьесы не приносит счастья ни ей, ни ему: Снегурочка тает, «благословляя любовь», а Мизгирь с горя топится в озере.

«Гроза»

«Бесприданница»

«Снегурочка»

Что объединяет эти три пьесы А.Н. Островского в раскрытие темы любви? Состояние любви 2. Героини (В центре каждой пьесы сильная женщина, готовая ради любви на всё). 3. Герои (Мужчины служат для раскрытия образа героини, сами являются неспособными обладать такой женщиной). 4. Столкновение любви и окружающего мира.

Что объединяет эти три пьесы А.Н. Островского в раскрытие темы любви?

  • Состояние любви

2. Героини (В центре каждой пьесы сильная женщина, готовая ради любви на всё).

3. Герои (Мужчины служат для раскрытия образа героини, сами являются неспособными обладать такой женщиной).

4. Столкновение любви и окружающего мира.

Гроза Теперь рассмотрим тему любви в отдельно взятом произведении.

Гроза

Теперь рассмотрим тему любви в отдельно взятом произведении.

Катерина из драмы «Гроза» уже замужем . Но замуж она выходила совсем юной, не испытывая к будущему мужу особой привязанности. В супружеской жизни ее муж Тихон также не смог завоевать ее любовь - он, человек добрый и мягкий, любит Катерину, но всецело находится под властью и влиянием своей матери. А мать, свекровь Катерины Кабанова, - женщина жестокая и властная. Она подавляет всех домашних своим тяжелым характером. Катерина боится свекрови, тяготится жизнью в ее мрачном доме.

Катерина из драмы «Гроза» уже замужем . Но замуж она выходила совсем юной, не испытывая к будущему мужу особой привязанности. В супружеской жизни ее муж Тихон также не смог завоевать ее любовь - он, человек добрый и мягкий, любит Катерину, но всецело находится под властью и влиянием своей матери. А мать, свекровь Катерины Кабанова, - женщина жестокая и властная. Она подавляет всех домашних своим тяжелым характером. Катерина боится свекрови, тяготится жизнью в ее мрачном доме.

Варвара тем временем «сводит» Катерину с Борисом. Последняя борьба Катерины со своей любовью не помогает ей .Это мы видим в диалоге Катерины с Борисом:

Варвара тем временем «сводит» Катерину с Борисом. Последняя борьба Катерины со своей любовью не помогает ей .Это мы видим в диалоге Катерины с Борисом:

Что такое любовь в пьесе «Гроза»? Это злая стихия, которая мучает людей и разрушает их пусть и не совсем счастливую, но устоявшуюся жизнь. Катерина, не знавшая в своей супружеской жизни подлинной супружеской любви, влюбилась в человека, хотя и доброго, но недостойного такой любви. Для Катерины весь мир сошелся только в одном Борисе - а так быть не должно, один человек не должен затмевать собой всю вселенную. Она положила весь мир к его ногам, и, когда Борис уехал, жизнь ее оказалась опустошенной. Сил продолжать жить у нее уже не осталось.

Что такое любовь в пьесе «Гроза»? Это злая стихия, которая мучает людей и разрушает их пусть и не совсем счастливую, но устоявшуюся жизнь. Катерина, не знавшая в своей супружеской жизни подлинной супружеской любви, влюбилась в человека, хотя и доброго, но недостойного такой любви. Для Катерины весь мир сошелся только в одном Борисе - а так быть не должно, один человек не должен затмевать собой всю вселенную. Она положила весь мир к его ногам, и, когда Борис уехал, жизнь ее оказалась опустошенной. Сил продолжать жить у нее уже не осталось.

Вывод Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве А.Н. Островского. Практически в каждой пьесе драматурга присутствует какая-нибудь непростая, запутанная любовная история. Любовь, в его понимании, это всесокрушающая сила, которой бесполезно сопротивляться. Она вторгается в жизнь людей, переворачивает все с ног на голову. Сумасшедшие поступки из-за любви совершают богатые и бедные, совсем юные девушки и замужние женщины. Причем предметом этой любви далеко не всегда является достойный человек, «идеал мужчины» - чаще всего «герой-любовник» вовсе не достоин тех чувств, которые к нему испытывают.

Вывод

Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве А.Н. Островского. Практически в каждой пьесе драматурга присутствует какая-нибудь непростая, запутанная любовная история.

Любовь, в его понимании, это всесокрушающая сила, которой бесполезно сопротивляться. Она вторгается в жизнь людей, переворачивает все с ног на голову. Сумасшедшие поступки из-за любви совершают богатые и бедные, совсем юные девушки и замужние женщины. Причем предметом этой любви далеко не всегда является достойный человек, «идеал мужчины» - чаще всего «герой-любовник» вовсе не достоин тех чувств, которые к нему испытывают.