Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник».
Слайд 1 Эдуарда Асадова «Слово о любви»
Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.
Слайд 2. Эдуард Асадов обращается к одной из вечных тем, волнующих человечество-теме любви.
На протяжении столетий поэты, писатели, художники, композиторы и философы искали ответ на вопрос: «Что такое любовь?». С античных времён не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.
Тема Вечной любви занимает в мировой литературе значительное место. Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил….
Слайд 3. Многие поэты и писатели размышляли в своих произведениях о любви. Один из них – Иван Алексеевич Бунин. Особое место в творчестве Бунина занимает цикл рассказов “Темные аллеи”.
Сборник « Тёмные аллеи» И. Бунин считал своим высшим творческим достижением. По мнению Д. Малышевой « …Большинство рассказов этого цикла создано во время второй мировой войны. Когда мир рушится, когда действительность непереносима - Бунин обращается к теме любви, т.е. устойчивому, постоянному, вечному»
Слайд 4 « Тёмные аллеи»-это не просто любовные истории… Они самостоятельны. Но каждый рассказ - звено в цепи событий, воссоздающих общее состояние мира. « Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любви. Слайд 5 Эта книга, по словам Бунина, "говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни".
Все произведения Бунина объединяет трагический конец, трагедия любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет рассказов, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.
Слайд 6. Конечно, такой тонкий лирик , как Иван Алексеевич Бунин не мог обойти эту тему стороной . Надо отметить , что в его произведениях любовь предстает перед читателем в разных обличиях: это и отчаяние, и самозабвение, и сострадание, и лебединая верность , и потрясение на всю жизнь, и легкое дыхание, и великое счастье, чудо , которое случается раз в тысячу лет.
Слайд 7 Что же такое для Бунина любовь — счастье или страдание, влечение плоти или слияние душ?
Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».
Слайд 8 Но в первую очередь Бунина интересует истинная земная любовь, “гармония земли и неба”. Такая любовь нечасто встречается в жизни, но испытать ее — огромное, ни с чем не сравнимое счастье. Однако уже давно замечено, что чем сильнее, ярче и совершеннее любовь, тем скорее ей суждено оборваться. Но оборваться — не значит погибнуть. Это чувство озаряет весь жизненный путь человека. Так, в рассказе “Темные аллеи” Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. Слайд 9 И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.
Иногда приходится слышать, что “о любви не говорят — о ней все сказано”. Действительно, тысячи лет, которые существует человечество, люди говорят, пишут, поют о любви. Но сумеет ли кто-нибудь дать ее точное определение? Может, любовь должна быть такой, как у Ромео и Джульетты? Или любить нужно так, как булгаковская Маргарита любила Мастера? Наверное, любовь бывает разной, сколько людей — столько и видов любви.
Слайд 10 Она может быть возвышенной и романтической, спокойной и нежной, бурной и неистовой. А еще — внезапной, яркой, как вспышка молнии. О такой любви рассказывает И. А. Бунин в новелле “Солнечный удар”.
Сюжет этого рассказа прост: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Герои словно сошли с ума, но понимают, что оба бессильны противиться этому чувству. И они решаются на безрассудный поступок: сходят на ближайшей пристани. Войдя в номер, герои дают волю охватившей их страсти.
Слайд 11 Утром “маленькая безымянная женщина” уезжает. Сначала поручик отнесся к случившемуся очень легко и беззаботно, как к забавному приключению, которых немало было и еще будет в его жизни. Но, вернувшись в гостиницу, он понимает, что не в силах быть в номере, где все еще напоминает о ней. С нежностью вспоминает он ее слова, сказанные перед отъездом: “Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то. что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...”
И поручик осознает, что его сердце поражено любовью, слишком большой любовью. В короткое время для него произошло то, что для некоторых людей длится всю жизнь. Он готов отдать жизнь за то, чтобы снова увидеть свою “прекрасную незнакомку” и высказать, “как он мучительно и восторженно любит ее”.
Слайд 12 Если в произведениях, написанных Буниным раньше, любовь была несчастливой потому, что она была неразделена, одинока, то в этом рассказе трагедия любви заключается в том, что она слишком сильна. В конце концов читатель понимает, что она и не могла продлиться, что разлука героев закономерна и неизбежна.
По-видимому, оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, озарение, “солнечный удар”, поразивший их обоих, уничтожится. Поэтому героиня поступает мудро, не назвав своего имени и адреса. Действительно, что произошло бы, если бы поручик все-таки разыскал ее, приехал в город, где живет она с мужем и дочкой? Наверное, почувствовал бы, что все это ни к чему. В конце концов, он и сам это понимает. Трудно жить человеку, душа которого обожжена любовью. Не случайно поручик чувствует себя глубоко несчастным, “постаревшим на десять лет”. Но он не в силах что-либо изменить — у его любви нет будущего.
2. Обратимся к "Чистому понедельнику.
Слайд 13 В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.
Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства—любви. Но ведь любовь — это не только радость, это огромное мучение, на фоне которого кажутся незаметными многие проблемы и неприятности. Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа Главный герой не знает, к чему приведут их отношения. Об этом он предпочитает просто не задумываться: “Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать. Героиня отвергает все разговоры о будущем?
Слайд 14. Она не заинтересована в продолжении отношений с любимым человеком? Или же она уже имеет какое-то представление относительно своего будущего? Бунин описывает главную героиню совершенно особой женщиной, не похожей на многих вокруг. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба.
Девушка любит окружать себя красивыми вещами, она образованна, утонченная, умна. Но вместе с тем она кажется какой-то удивительно отстраненной от всего, что окружало ее: “Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом”. При этом она умеет наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, от вкусной еды, интересных впечатлений. Казалось бы, влюбленные имеют все, что необходимо для счастья: “Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами”. Сначала может показаться, что в рассказе описана настоящая любовная идиллия. Но на самом деле все было совсем иначе.
Главному герою не случайно приходит в голову мысль о странности их любви. Девушка всячески отрицает возможность брака, она объясняет, что не годится в жены. Девушка не может найти себя, она пребывает в раздумьях. Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но одновременно она противится ей, желает найти для себя что-то иное.
Слайд 15 Девушка посещает церкви и кремлевские соборы. Она тянется к религии, к святости, сама, может быть, не сознавая, отчего ее это привлекает. Совершенно внезапно, никому ничего не объясняя, она решает покинуть не только своего возлюбленного, но и привычный образ жизни. Расставание с любимой оказалось тяжким испытанием для главного героя.
Рассказ назван “Чистый понедельник”, потому что именно в канун этого святого дня произошел между влюбленными первый разговор о религиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью. Отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины.
Любовь и трагедия в этом рассказе идут рука об руку. Любовь сама по себе представляется не счастьем, а тяжелейшим испытанием, которое нужно перенести с честью.
В чем трагедия главных героев рассказа “Чистый понедельник”? В том, что мужчина и женщина так и не смогли понять и оценить друг друга в должной мере. Каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. Внутренний мир девушки, героини рассказа, очень богат. Она находится в раздумьях, в духовном поиске. Ее привлекает и одновременно пугает окружающая действительность, она не находит того, к чему можно привязаться. И любовь предстает не спасением, а еще одной тяготившей ее проблемой. Именно поэтому героиня и решает отказаться от любви.
Рассказ может показаться грустным и даже трагичным. В какой-то степени это действительно так. Но одновременно рассказ “Чистый понедельник” возвышенно прекрасен. Он заставляет задуматься об истинных ценностях, о том, что каждому из нас рано или поздно приходится столкнуться с ситуацией нравственного выбора. И далеко не каждому хватает мужества признать, что выбор сделан неправильно.
Заключение
Особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
Любовь у писателя недолго живет, она как короткая, яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая души влюбленных, в конце концов, приводит к трагедии. Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос: \"Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?\"
Слайд 16 По убеждению писателя, любовь — это высший момент бытия, озаряющий всю жизнь человека. Не случайно он писал: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”.
Продолжите фразу: «Любовь для меня – это…»
И.А.Бунин до сих пор любим нами за то, что он больше любил на этом свете, чем ненавидел. И его творчество, как сама любовь и красота , будет нашим вечным спутником в жизни.
Слайд 17 Ребята , мы сегодня говорили о 3 произведениях Бунина из сборника «Темные аллеи» я предлагаю вам прочитать другие произведения ( одно на выбор) и поделиться своими впечатлениями о прочитанном по предложенному плану:
Самостоятельно проанализируйте один из рассказов Бунина о любви («легкое дыхание», «грамматика любви», «Солнечный удар», «Митина любовь», «Темные аллеи») по следующему плану:
Смысл заглавия
Проблематика
Своеобразие композиции
Образы произведения
Роль деталей и портретов