СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Образование плодов и семян у цветковых растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Образование плодов и семян у цветковых растений»

Дата_____

Урок №

Биология

6 класс



Тема: Образование плодов и семян у цветковых растений

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,

2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.

3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация

Ход урока

1. Организационный этап.

Добрый день, ребята!

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.

-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

Пожалуйста, не теряйся»

(В. Шаталов)

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

2. Выберите правильные утверждения:

1. Все растения имеют цветки.

2. Орган - это часть тела организма, выполняющая определенные функции.

3. Корень удерживает растение в почве.

4. У одуванчика мочковатая корневая система.

5. Побег состоит из стебля, листьев и почек.

6. Почка - это зачаточный побег

7. Все листья имеют листовую пластину.

8. Главная часть цветка венчик, так как он привлекает насекомых для опыления.

-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.

-Давайте вспомним что такое орган?

-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)

-Вегетативные органы? Назовите их?

-Генеративные органы?

-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)

-Цветок-это?

-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?

3. Постановка учебной задачи

- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:

Учитель загадывает загадку:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

(Плод)

- Так, что находится в корзине?

-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока:«Образование плодов и семян» Запись в тетрадь.

Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»

Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?

(размер, цвет, форма.)

Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.

А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?

Запись в тетради. Плод – это генеративный орган цветкового растения.

Какие процессы необходимы для образования плода?

Ответ: Процессы, необходимые для образования плода

Образование цветка.

Опыление

Оплодотворение

Образование плода

Давайте дополним наше определение.

Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.

А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)

- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.

- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)

- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.

- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.

Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК

- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.

- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.

Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ.

- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.

- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?

- Сравните со сливой.

- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные.

- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………

- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?

- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)

- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?

- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?

- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?

- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты

- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.

Подготовительный

Основной

Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)

-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили.

Закрепление изученного материала.

Исключите лишнее понятие (используя знания о плодах) и объясните на основании чего вы так решили:

а)зерновка, ягода, боб

б)тыква, крыжовник, персик

в)мандарин, огурец, апельсин

2. Даны растения: яблоня, вишня, хлопчатник, подсолнечник. Определите плод каждого растения и дайте характеристику плоду (простой/сложный; сухой/сочный; односемянный/многосемянный).

1.

А) лишнее ЯГОДА-это сочный плод, остальные сухие;

б) лишнее ПЕРСИК-это односемянной плод, остальные многосемянные;

в) лишнее ОГУРЕЦ -плод тыквина, а остальные плод померанец или гесперидий

2

ЯБЛОНЯ --- яблоко, простой,сочный, многосемянной

ВИШНЯ --- костянка, простой, сочный, односемянной

ХЛОПЧАТНИК --- коробочка, простой, сухой, многосемянной

ПОДСОЛНЕЧНИК --- семянка, простой, сухой, односемянной

- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян.

Рефлексия:

Давайте подведём итоги урока:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

Домашнее задание: повторить параграф 16, стр.82-87. Подготовить информации об удивительных плодах!