Дата_____
Урок №
Биология
6 класс
Тема: Образование плодов и семян у цветковых растений
Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,
2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.
3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.
4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация
Ход урока
1. Организационный этап.
Добрый день, ребята!
-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.
-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.
Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока
«На уроке, как в лесу
Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.
Пожалуйста, не теряйся»
(В. Шаталов)
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
2. Выберите правильные утверждения:
1. Все растения имеют цветки.
2. Орган - это часть тела организма, выполняющая определенные функции.
3. Корень удерживает растение в почве.
4. У одуванчика мочковатая корневая система.
5. Побег состоит из стебля, листьев и почек.
6. Почка - это зачаточный побег
7. Все листья имеют листовую пластину.
8. Главная часть цветка венчик, так как он привлекает насекомых для опыления.
-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.
-Давайте вспомним что такое орган?
-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)
-Вегетативные органы? Назовите их?
-Генеративные органы?
-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)
-Цветок-это?
-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?
3. Постановка учебной задачи
- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:
Учитель загадывает загадку:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
- Так, что находится в корзине?
-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.
Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока:«Образование плодов и семян» Запись в тетрадь.
Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?
(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).
Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?
(размер, цвет, форма.)
Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.
А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?
Запись в тетради. Плод – это генеративный орган цветкового растения.
Какие процессы необходимы для образования плода?
Ответ: Процессы, необходимые для образования плода
Образование цветка.
Опыление
Оплодотворение
Образование плода
Давайте дополним наше определение.
Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)
- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.
- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)
- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.
- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.
Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК
- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.
- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.
Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ.
- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.
- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?
- Сравните со сливой.
- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные.
- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………
- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?
- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)
- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?
- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?
- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?
- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты
- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.
Подготовительный
Основной
Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)
-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили.
Закрепление изученного материала.
Исключите лишнее понятие (используя знания о плодах) и объясните на основании чего вы так решили:
а)зерновка, ягода, боб
б)тыква, крыжовник, персик
в)мандарин, огурец, апельсин
2. Даны растения: яблоня, вишня, хлопчатник, подсолнечник. Определите плод каждого растения и дайте характеристику плоду (простой/сложный; сухой/сочный; односемянный/многосемянный).
1.
А) лишнее ЯГОДА-это сочный плод, остальные сухие;
б) лишнее ПЕРСИК-это односемянной плод, остальные многосемянные;
в) лишнее ОГУРЕЦ -плод тыквина, а остальные плод померанец или гесперидий
2
ЯБЛОНЯ --- яблоко, простой,сочный, многосемянной
ВИШНЯ --- костянка, простой, сочный, односемянной
ХЛОПЧАТНИК --- коробочка, простой, сухой, многосемянной
ПОДСОЛНЕЧНИК --- семянка, простой, сухой, односемянной
- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.
На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
Плоды образуются на месте цветка.
Плоды нужны для распространения семян.
Рефлексия:
Давайте подведём итоги урока:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
Домашнее задание: повторить параграф 16, стр.82-87. Подготовить информации об удивительных плодах!