Оборудование: учебник «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) 3 класс 1 часть, презентация «Правописание приставок и предлогов», записи на доске.
№ | Этап урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы и приёмы |
1 | Организационный момент | 1-2мин. | 1.Проверяет готовность к уроку 2.Предлагает вспомнить правила посадки (гигиенические правила письма) 3.Предлагает упражнения для кистей и пальцев рук; обращает внимание на одновременное выполнение упражнений учащимися в соответствии со счетом; требует от учащихся четкого произношения слов для речевого сопровождения массажа пальцев. 4. Предлагает учащимся речевую разминку на отработку речевого дыхания и интонации: – Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку. У, УО, УА, УОАЭ, УОАЭЫ Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. | 1. Показывают готовность к уроку. 2.Показывают правильность посадки и расположения тетради на столе 3. Выполняют упражнения по образцу учителя: а) вращательные движения кулачками; б) массаж пальцев. 4.Повторяют за учителем речевую разминку. | Проверка готовности рабочего места Работа с плакатом «Сиди правильно!», работа с правилами письма. Работа по образцу учителя, тактический прием, речевое сопровождение массажа пальцев: «Этот пальчик самый маленький. Этот пальчик самый слабенький. Этот пальчик самый средненький. Этот пальчик самый умненький. Этот пальчик толстячок. Ну а вместе кулачок». Произносительный уровень (пальчиковая гимнастика, разминка над техникой речи, работа над интонацией) |
2 | Каллиграфическая минутка | 3-5мин. | Организует каллиграфическую работу: - Вот мы размяли свои пальчики для того, чтобы красиво написать. - Предлагаю вам вспомнить правила красивого письма: Правила красивого письма: 1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты. 2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины. 3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх и вниз. 4. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми. 5. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми. 6. Все линии при письме должны быть параллельными. 7. Прямые линии при письме должны быть ровными. - Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа. 1.Предлагает решение графико-каллиграфических задач. - На доске написаны строки: р-п г-п п-т а) Сначала графическая задача: - Чем отличатся одинаковый элемент в каждой паре? б) Каллиграфическая задача: - Какая пара букв будет лишней с точки зрения перового правила красивого письма? 2.Предлагает оценить свою работу следующим образом: 1-3 ошибки – высокий уровень выполнения работы; 4-5 ошибок – средний уровень; Более 5 ошибок – низкий уровень. Предлагает отметить уровень на шкале самооценки | 1.Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы; 2.Самооценка по установленным критериям | Фронтальная беседа Обсуждение особенностей прописываемых букв Работа со шкалой самооценки Работа в тетради Приём демонстрации Работа по образцу Самооценка деятельности |
Словарно – орфографическая работа | 5 мин. | 1. Ребята, вы узнаете новое словарное слово, если сможете правильно расположить прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них. – Какое получилось слово? –Что вы о нём знаете? – Какое значение имеет это слово? 2. Рассмотрите новое слово на карточке для запоминания графического образца слова. – Прочитайте слово, написанное на карточке. Проговорите новое словарное слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Назовите безударный слог. –Произнесите это слово орфоэпически. Прочитайте, как оно пишется. Есть ли разница в произношении и написании данного слова? В каком слоге эта разница? Какую гласную мы произносим в безударном слоге? А какую букву мы пишем на месте безударной гласной [е]? – Запишите слово в тетради и подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Найдите новое словарное слово в орфографическом словарике и проверьте, правильно ли вы его записали в тетради. 3. Составьте предложение с новым словарным словом. Как вы думаете, к какой тематической группе можно отнести новое словарное слово? | 1. Узнают новое словарное слово. Отвечают на вопросы учителя. 2.Читают слово, написанное на карточке. Проговаривают его по слогам. Определяют сколько слогов, какой ударный и какой безударный. Выясняют в чём разница между произношением и написанием слова. Записывают слово в тетради, подчёркивают безударную гласную, которую нужно запомнить. Ищут новое словарное слово в орфографическом словарике и проверяют правильность записанного слова в тетради. 3. Составляют предложение с новым словарным словом. Относят его к тематической группе. | Работа со словарём Карточка со словарным словом «желать» Работа с орфографическим словарём Активизация словаря Лексический уровень (обогащение словаря подбор синонимов) |
4 | Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3-6мин. | 1.Создаёт проблемную ситуацию. – Ребята, Лёлик и Болик выполняют задание, им нужно написать слитно или раздельно слова. Давайте прочитаем (на слайде): (С) востока (по) тянул ветерок. Лёлик написал: Свостока по тянул ветерок. Болик написал: С востока потянул ветерок. – Кто же из них прав? – Как вы считаете? – Можем ли мы помочь нашим героям? 2. Предлагает учащимся сформулировать тему урока, определить цель и задачи своей деятельности. – Откройте страницу 131 и уточните тему нашего урока. Какова цель вашей деятельности? Рассмотрите материалы урока на страницах 131-134 и сформулируйте задачи своей деятельности. 3.Мотивирование учащихся к изучению новой темы: – Как вы считаете, нужны ли нам знания по данной теме? Где мы можем ими воспользоваться? | 1.Слушают учителя Читают задание Лёлика и Болика на слайде. Отвечают на вопросы учителя и высказывают своё мнение. Приходят к выводу о том, что необходимо изучить правило. 2. Формулируют тему урока, открывают учебники на странице 131. Читают тему, определяют цель: научиться формулировать правило правописания приставок и предлогов. 3.Высказывают своё мнение. | Проблемная ситуация Слайд с текстом Работа по учебнику Целеполагание Лексический уровень (формулировка темы) |
5 | Изучение новых знаний. | 8 мин. | 1.Организует работу над орфографическим правилом: – В какой части слова работает правило? – Что проверяет правило? 2. Овладение формулировкой правила. – Найдите и прочитайте в формулировке правила ту часть, в которой говорится о том, ЧТО надо проверять. – Найдите в формулировке правила ту часть, где говорится о том, ГДЕ надо проверять. – Как писать предлоги? – Как писать приставки? 3. Применение правила в практике письма. – Найдите упражнение 259 на странице 132. Какая учебная задача предлагается в данном упражнении? Как будем действовать? Прочитайте. Объясните, что дано в скобках: предлог или приставка. Спишите без скобок. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги. – А кто у нас самый внимательный? Кто заметил, перед словами какой части речи пишутся предлоги? – А перед словами какой части речи предлоги не пишутся? Вывод по упражнению: – Каким правилом мы пользовались при выполнении данного упражнения? Прочитайте, как оно формулируется в учебнике. Кто может рассказать это правило? – Найдите упражнение 260 на странице 132. Какая учебная задача предлагается в данном упражнении? Как будем действовать? Найдите слова, которые произносятся одинаково. Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корень? Спишите, раскрывая скобки. Вывод по упражнению: – Каким правилом мы пользовались при выполнении данного упражнения? Прочитайте, как оно формулируется в учебнике. Кто может рассказать это правило? | 1.Слушают учителя и отвечают на его вопросы. 2. Находят ответы на вопросы учителя в правиле. 3.Выполняют задания на странице 132, предложенные учителем. Отвечают на его вопросы. | Работа по учебнику Работа с орфографическим правилом Работа по учебнику |
6 | Физкультминутка | 1-2мин | Мы работали, устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три! Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немного отдохнем И работать вновь начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней! | Выполняют элементарные физические упражнения. | Имитация движений. |
7 | Первичная проверка понимания | 5-7мин. | – Найдите упражнение 257 на странице 131. Какая учебная задача предлагается в данном упражнении? Как будем действовать? -Образуйте словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. Запишите составленные словосочетания. Выделите приставки , обведите в кружок предлоги. - Ребята, в чем сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании? Вывод по упражнению: – Каким правилом мы пользовались при выполнении данного упражнения? Прочитайте, как оно формулируется в учебнике. Кто может рассказать это правило? – Ребята, давайте расшифруем и запишем поговорку. Объясним её смысл. Подчеркните предлоги. ЗАУШКОДАНАСОЛНЫШКО - Как вы определили, что это именно предлоги, а не приставки? -Каким правилом вы пользовались? | Выполняют упражнение предложенное учителем. Отвечают на его вопросы. Составляют словосочетания. Рассказывают правило. Расшифровывают поговорку. Объясняют её смысл. Отвечают на вопросы учителя. | Работа по учебнику Работа с орфографическим правилом Грамматический уровень (работа над словосочетанием) Работа с правилом Лексический уровень (объясняют смысл) |
8 | Первичное закрепление | 3-5мин. | Предлагает самостоятельно выполнить упр. 263 на стр. 134 в учебнике по теме урока с последующей проверкой: - Прочитайте учебную задачу к упр. 262. - Составьте из слов предложения, а из предложений - текст. Озаглавьте его. -Запишите заголовок и текст. Выделите приставки и подчеркните предлоги с теми словами, к которым они относятся. - В каких словах вы выделили приставки и подчеркнули предлоги? -Какое правило мы применяем при выполнении упражнения? Предлагает по цепочке проверить задание и оценить свою работу следующим образом: 1-3 ошибки – высокий уровень выполнения работы; 4-5 ошибок – средний уровень; Более 5 ошибок – низкий уровень. Предлагает отметить уровень на шкале самооценки | Выполняют упражнение самостоятельно. Называют по цепочке слова, которые выделили. Оценивают свою работу по критериям. | Самостоятельная работа Работа по учебнику Грамматический уровень ( составить из слов предложения) Работа с правилом Самооценка деятельности Уровень текста (прочитать текст и озаглавить его) |
9 | Информация о домашнем задании | 1-2мин. | Предлагает записать информацию о домашнем задании в дневники: - Дома вы выполните задание на стр. 133, упр. 261. | Записывают задание в дневники | |
10 | Рефлексия (подведение итогов урока) | 1-2мин. | Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности обучающихся на уроке. Предлагает продолжить незаконченные предложения на слайде: *Сегодня я узнал.. *Я научился… *Теперь я умею… Подводит итог работы класса и отдельных учащихся. Корректирует самооценку, выполненную учащимся | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Оценивают свою работу на уроке. | Приём обобщения и формулировки выводов Самооценка деятельности |