Тема самообразования:
«Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях школы – интерната».
Воспитатель: Соколова Е.Г
МКОУС(К)ОШИ г. Ленск
Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Василий Сухомлинский.
Актуальность: работу веду по данной теме четвертый год, опираясь и исходя из общего плана воспитательной работы школы-интерната, одна из основных задач которой является внедрение здоровье-сберегающих технологий, профилактика негативных явлений в детской среде.
Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений.
Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы.
И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста и непрерывно продолжаться в школе. Вся жизнедеятельность ребенка в образовательном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Цель и задачи программы:
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи:
- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
-способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности.
Основные 3 направления:
«Основы» Здоровья-направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни.
«Враги» Здоровья - ориентирован на профилактику курения.
«Экология» Здоровья-направлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.
Форма работы:
-беседы-обсуждения; викторины; презентации о ЗОЖ.
просмотр телепередачи, видеороликов о здоровье;
-показ презентации, видеороликов о вреде курения и алкоголя.
-участие в выпуске стенгазет здоровья.
Мониторинг.
В начале учебного года была проведена «Диагностика представлений о ценности здоровья». Где подтвердилась необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению.
(Приложение 5 «Параметры мониторинга по выявлению общего физического развития детей, их знания о ЗОЖ ).
Проведенная в конце учебного 2025года промежуточная диагностика подтвердила повышение уровня понимания у детей ценности и значимости здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни.
План работы на 2024-2025 учебный год.
1.Этап.
«Основы» Здоровья.
Сентябрь-Октябрь-Ноябрь
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста.
Беседа с обсуждением «Болезни грязных рук»
Показ презентации на тему «Правильная осанка». виды упражнений.
.
Занятие «В здоровом теле – здоровый дух».
«Школьные травмы – как избежать их».
Занятие – беседа «Уход за волосами»
2. Этап.
«Враги» Здоровья.
Декабрь-Январь-Февраль
Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека».
Беседа - презентация «Вредные привычки».
3.Этап.
«Экология» Здоровья.
Март -Апрель-Май
Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!»
пословицы и поговорки о ЗОЖ.
Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки.
Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
Рисование: «Мы – за здоровый образ жизни».
Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».
Проводя мероприятия, беседы, выбирала наиболее для них интересные темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции в области здоровьесбережения, но и нравственные качества, поскольку здоровье – это не только забота о собственном теле, но и развитие интеллекта, кругозора, формирование моральных принципов.
Реализуя тему самообразования, использую такие формы работы:
Обучаю и занимаюсь с детьми в выходные дни, свободное время (вечером) игре «Настольный теннис», дети активно принимают участие, также и в школьных и городских соревнованиях.
Ежедневное соблюдение режима дня, проведение внеклассных мероприятий, воспитательских часов и часов общения, направленных на воспитание ЗОЖ.
Многие проблемы здоровья связаны с образом жизни. Его характер определяется отношением человека к своему здоровью, здоровью окружающих, питанием, физической активностью, освоением гигиенических навыков, использованием свободного времени для восстановления и поддержания здоровья и т.д.
И задача воспитателя, учителя не упустить ни одного звена из этой цепочки, и ежедневно добиваться соблюдения и выполнения запланированного мероприятия.
При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности учебных процессов. Что, в свою очередь, ведет к долгой, успешной жизни и является неотъемлемой частью стиля жизни успешного современного человека.
Прогнозируемый результат:
- стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности.
- приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий.
- повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни.
В результате проводимой работы у воспитанников должен повыситься уровень понимания ценности и значимости здоровья, ведения и овладение детьми навыков здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке - физкультминутки, на прогулке - подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в семье.
Литература:
Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.
Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .
Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92
Горбачева А.С. Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников школы-интерната. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014 №3 с.80-93
Кононова А.А. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014 №3