СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях школы-интерната"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях школы-интерната"»

Тема самообразования:

«Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях школы – интерната».


                          Воспитатель: Соколова Е.Г

МКОУС(К)ОШИ  г. Ленск          




Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

         Василий Сухомлинский.

 Актуальность: работу веду по данной теме четвертый год, опираясь и исходя из общего плана воспитательной работы школы-интерната, одна из основных задач которой является внедрение здоровье-сберегающих технологий, профилактика негативных явлений в детской среде.

Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений.

Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы.

И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста и непрерывно продолжаться в школе. Вся жизнедеятельность ребенка в образовательном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.


Цель и задачи программы:


Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.

-способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности.



Основные 3 направления:


«Основы» Здоровья-направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни.


«Враги» Здоровья - ориентирован на профилактику курения.

«Экология» Здоровья-направлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.


Форма работы:


-беседы-обсуждения; викторины; презентации о ЗОЖ.

просмотр телепередачи, видеороликов о здоровье;

-показ презентации, видеороликов о вреде курения и алкоголя. 

-участие в выпуске стенгазет здоровья.

Мониторинг.

В начале учебного года была проведена «Диагностика представлений о ценности здоровья». Где подтвердилась необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению.

(Приложение 5 «Параметры мониторинга по выявлению общего физического развития детей, их знания о ЗОЖ ).

Проведенная в конце учебного 2025года промежуточная диагностика подтвердила повышение уровня понимания у детей ценности и значимости здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни.


План работы на 2024-2025 учебный год.

1.Этап.

«Основы» Здоровья.

Сентябрь-Октябрь-Ноябрь

Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста.

Беседа с обсуждением «Болезни грязных рук»

Показ презентации на тему «Правильная осанка». виды упражнений.

.

Занятие «В здоровом теле – здоровый дух».

«Школьные травмы – как избежать их».

Занятие – беседа «Уход за волосами»

2. Этап.

 «Враги» Здоровья.

Декабрь-Январь-Февраль

Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека».

Беседа - презентация «Вредные привычки».

3.Этап.

«Экология» Здоровья.

Март -Апрель-Май

Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!»

пословицы и поговорки о ЗОЖ.

Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки.

Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Рисование: «Мы – за здоровый образ жизни».

Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».

Проводя мероприятия, беседы, выбирала наиболее для них интересные темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции в области здоровьесбережения, но и нравственные качества, поскольку здоровье – это не только забота о собственном теле, но и развитие интеллекта, кругозора, формирование моральных принципов.






Реализуя тему самообразования, использую такие формы работы:

Обучаю и занимаюсь с детьми в выходные дни, свободное время (вечером) игре «Настольный теннис», дети активно принимают участие, также и в школьных и городских соревнованиях.

Ежедневное соблюдение режима дня, проведение внеклассных мероприятий, воспитательских часов и часов общения, направленных на воспитание ЗОЖ.

Многие проблемы здоровья связаны с образом жизни. Его характер определяется отношением человека к своему здоровью, здоровью окружающих, питанием, физической активностью, освоением гигиенических навыков, использованием свободного времени для восстановления и поддержания здоровья и т.д.

И задача воспитателя, учителя не упустить ни одного звена из этой цепочки, и ежедневно добиваться соблюдения и выполнения запланированного мероприятия.

При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности учебных процессов. Что, в свою очередь, ведет к долгой, успешной жизни и является неотъемлемой частью стиля жизни успешного современного человека.



Прогнозируемый результат:

- стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности.

- приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий.

- повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни.

В результате проводимой работы у воспитанников должен повыситься уровень понимания ценности и значимости здоровья, ведения и овладение детьми навыков здорового образа жизни.

Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке -  физкультминутки, на прогулке - подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в семье.



Литература:

Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.

           Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

           Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .

           Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92

Горбачева А.С. Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников школы-интерната. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014 №3 с.80-93

Кононова А.А. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014 №3