Чтение
Тема урока: «Смерть чиновника».
Приёмы создания комического эффекта в рассказе А.П.Чехова»
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством писателя А. П. Чехова, познакомить с рассказом «Смерть чиновника», совершенствовать умения определять тему и идею произведения, анализировать текст, делать выводы, работать над пониманием глубины содержания произведения и его главной мысли;
- развивать устойчивое внимание, память, мышление, связную речь, расширять словарный запас, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение, умение выделять главное, ориентировку в малом пространстве (в учебнике);
-воспитывать гражданскую позицию, самоуважение, справедливое отношение к людям.
Оборудование: Учебник по чтению, художественная литература с рассказами А.П.Чехова.
Ход урока
I. Организация класса.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II.Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? (А.П.Чехова)
- Какое его произведение мы прочитали? («Толстый и тонкий».)
- Что вам было задано на дом? (Прочитать рассказ «Толстый и тонкий» по ролям.
- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием. Прочитаем рассказ.(Распределение ролей.)
III. Введение в тему урока.
Чехов не просто описывал жизнь,
но жаждал переделать её, чтобы
она стала умнее, человечней. К.И. Чуковский
На память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов. "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".
Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.
IV.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Смерть чиновника», попробуем его проанализировать и увидеть приёмы создания комического эффекта в этом рассказе.
Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.
Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни.
Чехов обратил внимание на то, как человеком постепенно утрачиваются истинные духовные ценности. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания. В его рассказах говорится о том, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.
М.Горький писал: "Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами..."
- Согласны ли вы с Горьким, что небольшими рассказами можно делать большое дело? (Я тоже думаю, что можно, но сделать это не просто).
- Почему сделать это не просто?
Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора - в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать композицию, через деталь заставить работать мысль читающего. Такая краткость увеличивает выразительность рассказа. При этом большая роль отводится композиции (построению) рассказа,
Сейчас я прочитаю вам рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». А вы внимательно слушайте и готовьтесь отвечать на вопросы.
- Но прежде, чем приступить к чтению, давайте разберем слова, которые могут быть вам непонятны.
3. Словарная работа.
Экзекутор – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.
Статский генерал – гражданский чин 4 класса.
Ведомство – отрасль, часть государственного управления.
Вашество – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов. Вицмундир – парадная служебная одежда.
4. Знакомство с рассказом А.П.Чехова «Смерть чиновника».
Первичное чтение учителем.
5. Проверка первичного восприятия.
- Как называется рассказ, который я вам прочитала?
- Какая неприятность приключилась с чиновником?
- Почему он так сильно переживает из-за случившегося?
- Каково ваше отношение к герою рассказа?
Физкультминутка.
- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
Дежурный проводит физкультминутку.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Чтение текста про себя.
2. Анализ произведения.
- Прочитайте заглавие рассказа, к какому финалу оно готовит? (Уже заглавие рассказа готовит нас к его трагическому финалу).
-А теперь перечитайте начало рассказа? Что происходит с настроением? (Но, прочитав его первые строки, мы обнаруживаем несоответствие между сюжетом рассказа и манерой его повествования. Слово «смерть» в заглавии и «помер» в конце рассказа побуждают к сопереживанию герою. Но между тем в рассказе немало смешного.
А) Работа над композицией.
Давайте на примере рассказа "Смерть чиновника" рассмотрим, как работал автор над композицией. Назовите все элементы композиции.
Экспозиция. Иван Червяков в театре.
В театре на "Корневильских колоколах". "В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневилъские колокола". Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства". (Ощущение полного счастья.) Прекрасное начало, прекрасное настроение героя.
Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
- С каких слов начинается завязка?
- Она здесь же, в этом абзаце и начинается со слов: "Но вдруг ... " Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно).
- Как пишет по этому поводу Чехов? "В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!"
- К чему привело это вдруг?
- Червяков чихнул: "...лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!"
- Скажите, пожалуйста, произошло ли что-то из ряда вон выходящее? (Нет)
- Как пишет об этом Чехов?
Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
Как развивалось действие? (Червяков посмотрел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно).
- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина?
- Когда он принёс первое извинение? (Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно).
- Как принял извинение генерал? (Спокойно принял).
- Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает? (Приносит в антракте повторное извинение).
Развитие действия - это четыре извинения чиновника.
Задержка действия - разговор с женой, по дороге домой после последнего извинения.
Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами. (Последнее извинение)
Развязка. Чиновник умер.
- Вам жалко Червякова? (Нет).
- Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала? (Нет.)
- К смерти чиновника привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому, что Бризжалов - генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в плоть и кровь, - тот же "футляр", в котором герою уютно и безопасно). Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни). (Кто из чеховских героев не мог обойтись без футляра?)
- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков?
(Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")
- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия?
(Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)
"Ничего ... ничего ... "
"Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".
"Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".
"Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".
"Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".
"Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".
"Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".
"Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".
- Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
(Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).
- Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, "слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи").
- А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России
Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.
Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок.
Б)Авторская позиция.
- Как, на ваш взгляд, выражается авторская позиция в этом рассказе?
Вывод:
1) Чехов в рассказе «Смерть чиновника», как и во многих своих произведениях использует прием «говорящих фамилий».
- Как характеризуют героев рассказа их фамилии? (Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается. Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью; брезготать – кричать резким голосом, ворчать («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля).
2) В творчестве А. П. Чехова большое значение имеет художественная деталь - выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую, образную и идейно-эмоциональную нагрузку.
- Найдите и прокомментируйте художественные детали в этом произведении. (Червяков умирает в новом вицмундире. Эта деталь подчеркивает, что он перестал быть человеком, в нем остался только мелкий чиновник, который в конце произведения перестает функционировать.)
3) Средством выражения авторской позиции является речевая характеристика героев. Попробуйте охарактеризовать Червякова с точки зрения его речи. (Постоянные извинения сопровождаются употреблением героем слов с частицей –с: «я чихнул-с», «изволите знать-с», «что-с» и т.д. Его чинопочитание подчеркивается обращениями к генералу: «вашество», «милостисдарь». Многочисленные многоточия передают робость Червякова. Автор показывает, что чинопочитание и самоуничижение навсегда укрепилось в его сознании.)
- Чем интересна речь генерала Бризжалова? (Автор, изображая генерала Бризжалова, показывает лишь его реакцию на действия Червякова, нисколько не демонстрируя его значимость. Его реплики это подчеркивают. Восклицательные предложения передают нарастание эмоций героя к концу рассказа и его отношение к поведению Червякова. )
- Унижал ли чиновника генерал? Подчеркивал ли свое превосходство?
- Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения не от бедности. (Его поведение продиктовано не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как идти к генералу он надевает новый вицмундир, посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, перестал быть личностью, его поведение основано на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.)
Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок.
4) Автор использует деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.
(Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради).
Послушайте отрывки. О какой детали идёт речь? "На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя фраза сообщает: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер". (вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника). Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ("машинально" - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, "не снимая вицмундира"), и тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер".
Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.
Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п.). Автор использует здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас "футляра" - добровольного холопства.
Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения. Мастерски раскрывает Чехов дикость и противоестественность сложившихся общественных отношений, бездуховность, убожество и пошлость "футлярного человека". В конце рассказа герой уже шёпотом спрашивает: "Что-с?". Что значит эта частица - с? И до этого: чихнул-с, брызнул-с, знать-с. Иронию сменяет сатира.
Вывод: Но как и многие рассказы Чехова, этот рассказ не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя придает рассказу трагичность.
Таков и рассказ Чехова «Смерть чиновника».
Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения.
Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Нет будущего у такого общества.
Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что "так жить нельзя". Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, " выдавливая из себя по капле раба", и нас призывал к этому.
Чехов обладал редким даром подмечать в жизни разнообразные проявления лицемерия, лжи, невежества, угодничества. Он показал, что такая жизнь уродует человека, делает его рабом, мещанином, обывателeм.
Высмеивая человеческие пороки, писатель никогда не терял веры в человека, в его ум, волю, благородство, доброту.
3. Чтение текста по цепочке.
- А сейчас давайте прочитаем рассказ по цепочке.
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто автор произведения?
- Удалось ли нам найти приемы комического эффекта в рассказе?
- Над чем смеется Чехов?
- Могут ли такие люди, как Червяков, встретиться сегодня?
- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
VIII. Домашнее задание. Читать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника».