СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».



Планируемые результаты:

Задачи урока:

Предметные:

Уч-ся научатся:

-понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прочитанного произведения;

- осознано применять изученные понятия.

Уч-ся получат возможность научиться:

- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Дидактические:

Формировать умения: понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл произведения; осознано применять изученные понятия; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Метапредметные

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- устанавливать аналогии;

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения;

- делать выводы.



Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.



Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;

- проверять ход и результат выполнения действия.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать аналогии; с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; делать выводы.











2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.





3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность в познании произведений художественной литературы.

- Формировать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре.

Воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность в познании произведений художественной литературы.

- Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства: учебник, листы с заданиями, компьютер, проектор.














ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный

(рассказ, беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности

Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь, пенал.



- Хочу начать наш урок с пословицы:

«В книге ищи не буквы, а мысли».

-Как вы понимаете данную пословицу?





-Верно. Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок пройдёт интересно и познавательно.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.





















Читая книги, мы должны стремиться понять глубинный смысл и идеи, которые они передают.

































К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация,иллюстрация)


Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие.

- Ребята, к какому разделу вы перешли?

- Что такое литературная сказка?

- Чем отличается литературная сказка от народной?

- Ребят, посмотрите на слайд. Кто знает, как его зовут?

- Знаете ли вы что-нибудь о нем?

- Давайте я вам немного расскажу про него.

- Владимир Федорович Одоевский был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».



- С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.



-Скажите, зная только ФИО автора, мы можем сформулировать тему урока?

-Почему?







- «Литературная сказка».



Отвечают на вопросы.





- Владимир Фёдорович Одоевский.

















































- Нет, т.к. не знаем названия произведения.












Осознано применять изученные понятия.




























































К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

К: соблюдать правила ведения диалога.


3.Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проводит беседу, подводящую к теме урока.

-Давайте посмотрим на слайд и попробуем узнать название произведения

ЗОРОМ ЧИВОНАВИ

Организует постановку темы урока.

-Определите тему урока.

Организует постановку цели урока.

-Определите цель урока.











Мороз Иванович

Определяют тему урока.

- «В. Одоевский «Мороз Иванович».

Определяют цель урока.

-Познакомиться со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».






К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.



П: с помощью педагога формулировать цель.


4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует составление плана действий.

-Посмотрите на слайд, перед вами представлен план работы в перепутанном порядке. Составьте нужную последовательность выполнения действий.





-Посмотрите на слайд и скажите, какой пункт плана мы уже выполнили?

-Что осталось сделать?






Составляют план действий.

1. Познакомиться с биографией В. Ф. Одоевского.

2. Прочитать сказку «Мороз Иванович».

3. Проанализировать произведение.



-Узнали биографию В. Ф. Одоевского.



-Прочитать и проанализировать сказку «Мороз Иванович».




Р: выстраивать последовательность выбранных действий.







5.Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проводит работу с непонятными словами и словосочетаниями.

- Ребята, а кто такой Мороз Иванович? Каким вы его себе представляете?

- Как вы считаете какая из этих иллюстраций подходит больше? Почему?

- Ребята, в произведении есть эпиграф. Что это такое?





- Как вы думаете, о чём этот эпиграф?



- Перед тем как читать, давайте разберем не знакомые слова.



  • Рубить платки – подшивать платки

  • Студенец - колодец

  • Горница –парадная половина крестьянской избы

  • Почивать – лег спать

  • Окостенели - замерзли

  • Стряпня – еда

  • Затейница – выдумщица

  • Брильянты – драгоценные камни

  • Горемычная – жалкая, несчастная

  • Студеная – холодная

  • Понадулась – обиделась

  • Исстари – издавна



-Давайте перейдем к сказке. Сейчас я прочитаю отрывок, по которому потом задам вопросы.

(отрывок: «В одном доме жили 2 девочки … а потом на колодец за водой ходила».)



- О ком идёт речь?



– Говорят ли имена девочек об их делах?





- Теперь со слов «А Ленивица меж тем в постельке лежала…» читаете вы, следим внимательно, читаем по цепочке.

(заканчивают: «…а тут, смотришь, и вечер – день прошёл»).

- Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?



– Когда мы говорим считать мух?

- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?








Отвечают на вопросы.





Отвечают на вопросы.





- Это фраза перед произведением, поясняющая идею, смысл текста.

- Смысл в том, что только трудом можно достичь счастья и уважения людей.

Работают с непонятными словами и словосочетаниями.









































Слушают.









- О двух девочках – Рукодельнице и Ленивице.

- Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе.





Читают по цепочке.









- Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.

- Когда бездельничают.

- Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.







































Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прочитанного произведения;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.










П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.



К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.



П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность в познании произведений художественной литературы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (демонстрация)

- Теперь со слов «Однажды с Рукодельницей беда приключилась…» читаете вы, следим внимательно, читаем по цепочке.

(заканчивают: «…да смотри взбей хорошенько перину»).

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?







– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?

– С чего началась их встреча?

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?

– Отлично продолжаем чтение со слов: «Рукодельница послушалась…».

(заканчивают: «…ухватилась за верёвку и вышла на свет Божий»).

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

– Сколько вопросов задала девочка старику?



– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил её дед?















- Она уронила ведерко.



- Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира.



- Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.



Отвечают на вопрос.









Отвечают на вопрос.

- Попросить об этом Мороза Ивановича.

Отвечают на вопрос.















- Нет. У нее очень замерзли руки.



- Окоченели.



- Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.

- Взбила перину, приготовила обед.

- Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку.















Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.





Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прочитанного произведения;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.















П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.













К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность в познании произведений художественной литературы

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу с самопроверкой по талону.



- Ребята, у вас на столах лежит самостоятельная работа. Прежде чем вы приступите к работе, давайте посмотрим, что вам нужно сделать.

1) Дать характеристику образа Рукодельницы и Мороза Ивановича.

2) Поставить пункты плана в правильную последовательность.

3) Собрать из слов пословицы и обвести букву пословицы, которая больше всего подходит к сказке.

- Теперь можете приступать.

- Давайте выполним проверку. Обменяйтесь листами с соседом.

Правильные ответы вы можете увидеть на слайде. Если всё правильно, поставьте «плюс».

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.











  1. Рукодельница: умная, трудолюбивая, послушная, скромная.

Мороз Иванович: справедливый, строгий, добрый, мудрый.

  1. АГВБ.

  2. А) Какова работа, такова и награда.

Б) Кто мало говорит, тот больше делает.





























Выполняют взаимопроверку.











П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.











































Р: проверять ход и результат выполнения действия.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Какое произведение прочитали?

-Какие герои были в сказке?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Какой персонаж был самым запоминающимся?

- Где эти знания могут пригодиться в жизни?







Отвечают на вопросы.






П: делать выводы.



К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.



Формировать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Осуществляет рефлексию учебной деятельности.

-Давайте вернемся к цели и задачам урока:

- Достигли ли мы своей цели?

-Все ли пункты плана выполнили?

-Что было самое интересное на уроке?

-Ребята, скажите, какие трудности у вас возникали?

-Спасибо, урок окончен.

Оценивают свою деятельность на уроке.



Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.