Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа п.Советского
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1 класс
УМК «Школа России»
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующей цели:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоить основы знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный, состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
продолжить формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
обогатить и уточнить словарь, научить пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование»)
Примерной программы начального общего образования «Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения»;
Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка. Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 40 часов. Из расчета 4 ч в неделю, согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Информационная компетенция
выборочное списывание;
работа с различными формами информации: слово, схема, рисунок;
перевод информации из графической, символьной формы в текстовую и наоборот.
Ценностно-смысловая компетенция
самооценка своей работы на основе критерий, указанных учителем;
работа в парах, с указанием лидера;
Виды и формы контроля
В 1 классе предусмотрено безотметочное обучение.
Контролирующую функцию несут: контрольные работы в конце учебного года(один контрольный диктант и одно контрольное списывание);программой предусмотрены проверочные работы, которые являются обучающими; наблюдение на работой учащихся, текущий контроль (фронтальные и индивидуальные опросы).
Содержание рабочей программы ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.
Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.
Письмо. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Списывание текста. Написание под диктовку текста (15-17 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Составление предложения и небольших текстов на определённую тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям.
СИСТЕМА ЯЗЫКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)
Фонетика. Графика. Обобщение знаний по фонетике и графике, с которыми обучающиеся познакомились в период обучения грамоте: звуки и буквы, звуки гласные и согласные, парные звонкие и глухие согласные звуки, согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и ,я ,ю, ь; гласные в ударных и безударных слогах.
Русский алфавит. Употребление пробела между словами, знака переноса.
Лексика. Речь. Для чего людям нужна речь. Слово, предложение, текст – единицы речи. Их роль в общении. Слово и его значение. Использование словарей русского языка.
Морфология. Слово, как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление).
Орфография. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.
Слова с непроверяемым написанием
Город, месяц, работа, ребята, рисунок, собака, учебник, ученик.
Синтаксис и пунктуация. Предложение как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.
В 1 классе в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать свою познавательную деятельность по учебнику: принимать учебную задачу, искать пути ее решения, точно выполнять задания, контролировать себя.
Теоретический материал в определенной системе в 1 классе не изучается. Элементарные языковые и речеведческие сведения используются практичес
ки в речевой и учебно-познавательной деятельности.
Учебно- тематический план.
№ | Тема |
1 | Слово. Предложение. Текст |
2 | Заглавная буква в словах |
3 | Предлог |
4 | Звуки и буквы |
5 | Слово и слог |
6 | Перенос слов |
7 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме |
8 | Шипящие согласные звуки. Жи,ши,ча,ща,чу,щу,чн,нч,чк,нщ,щн |
9 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова. |
10 | Гласные звуки в ударных и безударных слогах и их обозначение на письме. |
11 | Части речи |
| ВСЕГО |
Литература и средства обучения
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1кл.:учебник.- М.:Дрофа, 2015.
Рамзаева Т.Г., Савинкова Л.П. Русский язык.: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи.1кл.- М.:Дрофа, 2016
Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Русский язык.1кл.: Поурочные разработки к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 1 класс» - М.:Дрофа, 2015.
Результаты освоения программы, содержание.
Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
«Фонетика и графика» | Звуки речи | | различает звуки и буквы. | |
Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, мягких и твердых, ударных и безударных гласных, парные - непарные согласные звуки. | | характеризует звуки русского и родного языка. | |
Знакомство с русским алфавитом как последовательность букв | | знает последовательность букв в русском и родном алфавитах. | |
| | проводит звуко-буквенный разбор слова | |
| | оценивает правильность проведения звуко-буквенного разбора слов | |
«Орфоэпия» | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами литературного языка. | | соблюдает нормы русского и родного литературного языка в собственной речи. | |
Ударение. | | находит правильность постановки ударения или произношения слова по словарю. | |
«Морфология» | Слова отвечающие на вопрос кто?, что? Обозначающие предмет. Слова отвечающие на вопрос какой?, какая?, какое?, какие? Обозначающие признак предмета. Слова отвечающие на вопросы что делать?, что сделать? Обозначающие действие предмета. | | знакомится со значимыми частями речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | |
Предлог. | | находит в тексте самостоятельные и служебные части речи | |
«Синтаксис» | Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | | различает предложение, словосочетание, слово. | |
Знаки препинания в конце предложения | | классифицирует предложения по цели высказывания. | |
Главные члены предложения. | | находит главные и второстепенные члены предложения. | |
| | различает распространенные и нераспространенные предложения | |
«Орфография и пунктуация» | Перенос слов по слогам | | применяет правила правописания. | |
Раздельное написание слов | | безошибочно списывает текст объемом 20-25 слов. | |
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | | пишет под диктовку текст объемом 20-25 слов. | |
| | находит в чужой и собственной работе орфографические ошибки. | |
Обозначение гласных после шипящих. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | | применяет правила правописания: - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; - сочетания чк-чн, чт, щн; - перенос слов. | |
Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов | | устанавливает зависимость способа проверки орфограмм. | |
| | | осознает причины появления ошибки и определяет способы действия, помогающий предотвратить ее | |
«Развитие речи». | Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). | | соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правил устного общения. | |
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему. | | выражает собственное мнение. | |
План текста. Пересказ текста по плану. | | подробно или выборочно пересказывает текст | |
| | составляет устный рассказ на определенную тему | |
№ урока | Тема урока | Контроль знаний учащихся | Материально-техническое обеспечение | Дата урока | Планируемые результаты |
| | | план | факт | Общеучебные | Метапредметные | Личностные |
1. | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» | | | | | Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Познавательные: находить информацию(текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять уважение к языкам других народов. |
2. | Повторяем гласные звуки и буквы | с/к | Буквы разрезной азбуки | | |
3. | Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме | с/к, в/к | Буквы разрезной азбуки | | |
4. | Согласные звуки и буквы | с/к | Буквы разрезной азбуки | | |
5. | Что мы знаем о буквах и звуках | с/к, в/к | Буквы разрезной азбуки | | |
6-7 | Повторяем слоги и ударение | с/к | | | |
8. | Перенос слов | с/к | Таблица «Перенос слов» | | |
9. | Развитие умения переносить слова | с/к | | | |
10. | Проверочная работа | с/к | | | |
11. | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | и/к, | Тесты | | |
12-14 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | с/к | | | |
15. | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь | с/к, в/к | Буквы разрезной азбуки | | | Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. Учащийся в 16.совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику. Познавательные:находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника |
16. | Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах | с/к | | | |
17. | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы | с/к, в/к | | | |
18. | Упражнение в написание слов с большой буквы и слов с разделительным ь | с/к | | | | Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться Планируемые результаты Общеучебные находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов. Учащийся научится переносить слова по слогам. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Учащийся научится определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове; различать ударные и безударные слоги. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять сказку по её данному началу и заключи-тельной части и рисункам к сказке. Планируемые результаты Общеучебные | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Метапредметные Познавательные:работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Метапредметные | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный Личностные интерес к новому знанию. |
19-20 | Повторяем написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, кн в словах | с/к | Таблица «Повторяем написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, кн в словах» | | |
21. | Повторяем корень слова | с/к | | | |
22. | Развитие умения находить однокорен-ные слова, выделять в них корень | с/к | Презентация «Однокоренные слова» | | |
23. | Повторяем правописание безударных гласных в корне слова | с/к | Таблица «безударные гласные» | | |
24. | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной в корне | с/к | Таблица «безударные гласные» | | |
25-28 | Написание слов с безударной гласной, проверяемой ударной | с/к, в/к | Таблица «безударные гласные» | | |
29 | Проверочная работа | и/к | | | |
30 | Словарный диктант. Повторение пройденного | с/к, в/к | Тесты | | |
. 31. | Что мы знаем о предлогах и предложении | с/к | Тренажер | | |
32 | Повторяем правило оформления предложений на письме | с/к, в/к | | | |
33. | Проверочная работа | и/к | | | |
34. | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | с/к | Тесты | | |
35. | Чему мы научились за год | и/к | Тесты | | |
36-40 | Резерв | | | | |
с/к - самоконтроль
в/к - взаимоконтроль
и/к - итоговый контроль