СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование. Астрономия 11 кл по учебнику В.М. Чаругина

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ по астрономии.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование. Астрономия 11 кл по учебнику В.М. Чаругина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Имекская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №_____от_________

_________________________


Согласовано

Зам. директора по УВР


____________________

Утверждена

Приказ № _______ от_________2019 г

Директор школы


Сагалакова М.И.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По астрономии 11 класс

на 2019 – 2020 учебный год


 




Составитель:Куюкова М.В., Учитель физики и астрономии, I квалификационная категория.


















с. Имек – 2019 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии составлена на основе:

- письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»,

- методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования,

- приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»,

- учебного плана МБОУ «Имекская СОШ» на 2019-2020 учебный год, с учетом авторской программы по астрономии 10(11)класса В.М. Чаругина.

Программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса) В.М. Чаругина, утвержденного приказом МБОУ «Имекская СОШ».

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Данная программа составлена для реализации курса астрономии на базовом уровне.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: информационно-коммуникативных, развивающего обучения.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.

Основная цель курса астрономии сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира.

Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются:

•понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;

•понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;

•объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;

•формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

В связи с карантином, низкой температурой возможны корректировки программы.






Тематическое планирование

11 класс. 1час в неделю, всего 34 часа


Дата

Тема урока

Содержание

Знания и умения

Виды контроля

икт



Введение (1 ч)


1

06.09

Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе.

Связь астрономии с другими науками. Понятие Вселенной. Структуры и

масштабы Вселенной. Далёкие

глубины Вселенной. Древняя обсерватория на территории Хакасия (Сундуки

-что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы

Вселенной

Фронтальная беседа

Презентация к уроку



Астрометрия (5 ч)



2

13.09

Звёздное небо

Звездное небо. Что такое

созвездие. Основные созвездия

Северного полушария.


что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий,

их конфигурацию, альфу каждого

из этих созвездий;

С/р с подвижной картой.

Определить созвездия, которые видны на широте Хакасии

Видеофильм


3

20.09

Небесные координаты

Небесный экватор и небесный

меридиан; горизонтальные,

экваториальные координаты;

кульминации светил.

Горизонтальная система

координат. Экваториальная

система координат


- основные точки, линии и круги

на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

использовать подвижную

звёздную карту для решения

следующих задач:

а) определять координаты

звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным

координатам объектов

(Солнце, Луна, планеты)

наносить их положение на

карту;

С/Р

Определение координат звезд по подвижной карте. Нахождение звезды по ее координатам.

Диск «Астрономия»

4

27.09

Видимое движение

планет и Солнца


Эклиптика, точка весеннего

равноденствия, неравномерное

движение Солнца по эклиптике.

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и

солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира

над горизонтом;

- основные понятия сферической

и практической астрономии:

- кульминация и высота

светила над горизонтом;

-прямое восхождение и

склонение;

Знать основные понятия по теме. Уметь устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и

определять условия

видимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в

кульминации и его склонение;

- географическую высоту места

наблюдения;



С/р Решение задач


5

04.10

Движение Луны и

затмения


Синодический месяц, узлы

лунной орбиты, почему

происходят затмения, Сарос и

предсказания затмений.

- угловые размеры Луны и

Солнца;

- даты равноденствий и

солнцестояний, угол наклона эклиптики к экватору;




Видеофильм




6

11.10

Время и календарь


Солнечное и звёздное время,

лунный и солнечный календарь,

юлианский и григорианский

календарь.

- соотношения между мерами

и мерами времени для

измерения углов;

- продолжительность года;









Небесная механика (3 часа)


7

18.10

Система мира


Геоцентрическая и

гелиоцентрическая система мира;

объяснение петлеобразного

движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца;

годичный параллакс звёзд

понятия:

- гелиоцентрическая система

мира;

- геоцентрическая система

мира;

- синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

Диктант

Видеофильм

8

25.10

Законы Кеплера движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел

- законы Кеплера и их связь с

законом тяготения применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;


первая космическая

скорость;

- вторая космическая

скорость;

- способы определения размеров

и массы Земли;

- способы определения

расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;




9

08.11

Космические скорости и

межпланетные перелёты

Первая и вторая космические

скорости; оптимальная

полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете.

- решать задачи на расчёт

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров

небесных тел, расстояний планет

от Солнца и периодов их

обращения по третьему закону

Кеплера

Индивидуальные карточки

видеофидьм



Строение Солнечной системы (7ч)


10

15.11

Современные представления о

строении и составе Солнечной

системы

Об отличиях планет земной

группы и планет-гигантов; о

планетах - карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта.


происхождение Солнечной

системы;

- основные закономерности в

Солнечной системе;

- космогонические гипотезы пользоваться планом

Солнечной системы и

справочными данными;

- определять по

астрономическому календарю,

какие планеты и в каких

созвездиях видны на небе в

данное время;

-находить планеты на небе,

отличая их от звёзд;



Презентация

11

22.11

Планета Земля

Форма Земли, внутреннее

строение, атмосфера и влияние

парникового эффекта на климат Земли, магнитное поле Земли.

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;


Подготовить презентацию


12

29.11

Луна и её влияние на Землю

Формирование поверхности

Луны; природа приливов и

отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны;

процессия земной оси и

движение точки весеннего

равноденствия.

природа Луны; знать почему происходят лунные затмения, приливы и отливы на Земле, прецессия земной оси.



13

06.12

Планеты земной группы

Физические свойства Меркурия,

Марса и Венеры; исследования

планет земной группы

космическими аппаратами

общая характеристика планет земной группы: (атмосфера, поверхность); общие характеристики, возможность существования жизни на других планетах.



Презентация

14

13.12

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов;

планеты-карлики

- общая характеристика планет-гигантов (атмосфера;

поверхность);

- спутники и кольца планет-

гигантов;


с/р составить таблицу отличительных характеристик


15

20.12

Малые тела Солнечной системы

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако

комет Оорта; природа метеоров и метеоритов

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

Фронтальный опрос

Презентация

16

27.12

Современные представления о

происхождении Солнечной системы

Современные представления о

происхождении Солнечной

системы. Физические процессы приведшие к разделению планет на две группы.

Объекты солнечной системы, отличие планет гигантов от планет-карликов. Пояс Койпера и облако Оорта, размеры солнечной системы.

Тест





Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)


17

11.01

Методы астрофизических

исследований

Принцип действия и устройство

телескопов, рефракторов и

рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры

Знать устройство виды телескопов, радиотелескоп, радиоинтерферометры. Самые крупные телескопы, телескопы на территории России.

Фронтальный опрос

Видеофильм

18

18.01

Солнце

Определение основных

характеристик Солнца; строение

солнечной атмосферы; законы

излучения абсолютно твёрдого

тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной

активности и её влияние на

климат и биосферу Земли

характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

применять основные положения

ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца




19

25.01

Внутреннее строение и источник

энергии Солнца

Расчёт температуры внутри

Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино

- температура;

- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;


Видеофильм

20

07.02

Основные характеристики звёзд

Определение основных

характеристик звёзд;

спектральная классификация

звёзд; диаграмма «спектр–

светимость» и распределение

звёзд на ней; связь массы со

светимостью звёзд главной

последовательности; звёзды,

красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики

Сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и

температурам;

- анализировать диаграммы

«спектр–светимость» и «масса–светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя и др.

с/р с подвижной картой зв. неба


21

14.02

Белые карлики, нейтронные

звёзды, чёрные дыры. Двойные,

кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых

карликов и предел Чандрасекара

на их массу; пульсары и

нейтронные звёзды; понятие

чёрной дыры; наблюдения

двойных звёзд; пульсирующие переменные

звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них

Знать: как устроены белые карлики, строение и основные проявления нейтронных звезд; черная дыра.

- анализировать диаграммы

«спектр–светимость» и «масса–светимость»;


Работа с диаграммами.


22

21.02

Новые и сверхновые звёзды

Наблюдаемые проявления

взрывов новых и сверхновых

звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд

Знать: почему вспыхивают новые звезды и взрываются сверхновые звезды, какие химические элементы образуются при взрыве сверхновой звезды.



23

28.02

Эволюция звёзд

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме

«спектр–светимость»;

гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный

коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений

Умение описать эволюцию звезд, определять возраст звездных скоплений

Тест

Видеофильм




Млечный путь (3 ч)


24

06.03

Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики

отражательных и диффузных

туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

- понятие туманности;

- основные физические

параметры, химический состав и

распределение межзвёздного

вещества в Галактике;

- объяснять причины различия

видимого и истинного

распределения звёзд,

межзвёздного вещества и

галактик на небе;

Фронтальный опрос


25

13.03

Рассеянные и шаровые звёздные

скопления

Наблюдаемые свойства

скоплений и их распределение в Галактике

Как устроены рассеянные скопления, шаровые скопления, распределение скоплений в Галактике.



26

20.03

Сверхмассивная чёрная дыра в

центре Млечного Пути

Наблюдение за движением звёзд

в центре Галактики в

инфракрасный телескоп; оценка

массы и размеров чёрной дыры

по движению отдельных звёзд

Обнаружение сверхмассивной черной дыры в центре Галактики

оценка массы и размеров

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд.





Галактики (3 ч)


27

03.04

Классификация галактик

Типы галактик и их свойства;

красное смещение и определение

расстояний до галактик; закон

Хаббла; вращение галактик и

содержание тёмной материи в

них

- основные физические

параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения

следующих величин:

- основные типы галактик,

различия между ними;

- примерное значение и

физический смысл постоянной

Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел.



28

10.04

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик;

природа квазаров



объяснять причины различия

видимого и истинного

распределения звёзд,

межзвёздного вещества и

галактик на небе.



29

17.04

Скопления галактик

Природа скоплений и роль

тёмной материи в них;

межгалактический газ и

рентгеновское излучение от него; ячеистая структура

распределения Галактик и

скоплений во Вселенной






Строение и эволюция Вселенной (2 ч)


30

24.04

Конечность и бесконечность

Вселенной. Расширяющаяся

Вселенная

Связь закона всемирного

тяготения с представлениями о

конечности и бесконечности

Вселенной; фотометрический

парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

использовать знания по физике

и астрономии для описания и

объяснения современной

научной картины мира



31

08.05

Модель «горячей Вселенной» и

реликтовое излучение

Связь средней плотности

материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру

Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели

Вселенной

Конференция представление презентаций и проектов

Презентации



Современные проблемы астрономии (3 ч)


32

11.05

Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

Вклад тёмной материи в массу

Вселенной; наблюдение

сверхновых звёзд в далёких

галактиках и открытие

ускоренного расширения

Вселенной; природы силы

всемирного отталкивания

- использовать знания,

полученные по физике и

астрономии, для описания и

объяснения современной

научной картины мира;

- обосновывать свою точку

зрения о возможности

существования внеземных

цивилизаций и их контактов с

нами



33

15.05

Обнаружение планет возле

других звёзд

Невидимые спутники у звёзд;

методы обнаружения экзопланет;

экзопланеты с условиями

благоприятными для жизни



34

22.05

Поиск жизни и разума во

Вселенной

Развитие представлений о

существовании жизни во

Вселенной; формула Дрейка и

число цивилизаций в Галактике;

поиск сигналов от внеземных

цивилизаций и подача сигналов

им


Видеофильм





Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

− смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

− смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

− смысл физического закона Хаббла;

− основные этапы освоения космического пространства;

− гипотезы происхождения Солнечной системы;

− основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

− размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики

Уметь: − приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

− описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

− характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; − находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

− использовать компьютерные приложения для определения положения − Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

− для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

− для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, интернете, научно-популярных статьях.

Предметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.






















Литература.

  1. Учебник «Астрономия» В.М. Чаругин, Москва «Просвещение» 2018г

  2. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1

  3. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика / М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988.


Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть

  2. http://afportal.kulichki.net/ – сайт учителя физики и астрономии высшей категории Граб­цевича В. И.

  3. http://myastronomy.ru/ – сайт преподавателя астрономии, кандидата педагогических наук Шатовской Н. Е.

  4. http://www.gomulina.orc.ru/ – сайт учителя физики и астрономии Гомулиной Н. Н.

  5. http://college.ru/astronomy/course/content/content.html – Открытая Астрономия 2.6

  6. https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по космической деятель­ности Роскосмос

  7. http://www.planetarium-moscow.ru/ – сайт Московского планетария.

  8. http://www.galactic.name/ – астрономический портал "Имя Галактики"

  9. http://www.walkinspace.ru/ – портал "Путешествие в космос"

  10. https://www.uahirise.org/ru/ – русскоязычная версия проекта "Марс без границ"

  11. http://stars.chromeexperiments.com/ – виртуальная экскурсия по Вселенной

  12. https://www.nasa.gov/ – официальный сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства

  13. Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия 9–10", ООО "Физикон", 2003

  14. Stellarium 0.17.0 – электронный планетарий (http://stellarium.org/ru/)