Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Имекская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №_____от_________ _________________________ | Согласовано Зам. директора по УВР ____________________ | Утверждена Приказ № _______ от_________2019 г Директор школы Сагалакова М.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По астрономии 11 класс
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:Куюкова М.В., Учитель физики и астрономии, I квалификационная категория.
с. Имек – 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии составлена на основе:
- письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»,
- методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования,
- приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»,
- учебного плана МБОУ «Имекская СОШ» на 2019-2020 учебный год, с учетом авторской программы по астрономии 10(11)класса В.М. Чаругина.
Программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса) В.М. Чаругина, утвержденного приказом МБОУ «Имекская СОШ».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Данная программа составлена для реализации курса астрономии на базовом уровне.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: информационно-коммуникативных, развивающего обучения.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Основная цель курса астрономии – сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира.
Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются:
•понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;
•понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;
•объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;
•формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.
В связи с карантином, низкой температурой возможны корректировки программы.
Тематическое планирование
11 класс. 1час в неделю, всего 34 часа
№ | Дата | Тема урока | Содержание | Знания и умения | Виды контроля | икт |
| | Введение (1 ч) | |
1 | 06.09 | Введение в астрономию | Астрономия – наука о космосе. Связь астрономии с другими науками. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной. Древняя обсерватория на территории Хакасия (Сундуки | -что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структуру и масштабы Вселенной | Фронтальная беседа | Презентация к уроку |
| | Астрометрия (5 ч) | | |
2 | 13.09 | Звёздное небо | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. | что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; | С/р с подвижной картой. Определить созвездия, которые видны на широте Хакасии | Видеофильм | |
3 | 20.09 | Небесные координаты | Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат | - основные точки, линии и круги на небесной сфере: - горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, - небесный экватор, использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; | С/Р Определение координат звезд по подвижной карте. Нахождение звезды по ее координатам. | Диск «Астрономия» |
4 | 27.09 | Видимое движение планет и Солнца | Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. - эклиптика, - зенит, - полюс мира, - ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; | Знать основные понятия по теме. Уметь устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; | С/р Решение задач | |
5 | 04.10 | Движение Луны и затмения | Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. | - угловые размеры Луны и Солнца; - даты равноденствий и солнцестояний, угол наклона эклиптики к экватору; | | Видеофильм |
6 | 11.10 | Время и календарь | Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь. | - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; - продолжительность года; | | |
| | | Небесная механика (3 часа) | |
7 | 18.10 | Система мира | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд | понятия: - гелиоцентрическая система мира; - геоцентрическая система мира; - синодический период; - звёздный период; - горизонтальный параллакс; - угловые размеры светил; | Диктант | Видеофильм |
8 | 25.10 | Законы Кеплера движения планет | Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел - законы Кеплера и их связь с законом тяготения применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; | первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; | | |
9 | 08.11 | Космические скорости и межпланетные перелёты | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете. | - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | Индивидуальные карточки | видеофидьм |
| | Строение Солнечной системы (7ч) | |
10 | 15.11 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах - карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта. | происхождение Солнечной системы; - основные закономерности в Солнечной системе; - космогонические гипотезы пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; | | Презентация |
11 | 22.11 | Планета Земля | Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли, магнитное поле Земли. | - система Земля–Луна; - основные движения Земли; - форма Земли; | Подготовить презентацию | |
12 | 29.11 | Луна и её влияние на Землю | Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. | природа Луны; знать почему происходят лунные затмения, приливы и отливы на Земле, прецессия земной оси. | | |
13 | 06.12 | Планеты земной группы | Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами | общая характеристика планет земной группы: (атмосфера, поверхность); общие характеристики, возможность существования жизни на других планетах. | | Презентация |
14 | 13.12 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики | - общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность); - спутники и кольца планет- гигантов; | с/р составить таблицу отличительных характеристик | |
15 | 20.12 | Малые тела Солнечной системы | Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов | - астероиды и метеориты; - пояс астероидов; - кометы и метеоры | Фронтальный опрос | Презентация |
16 | 27.12 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | Современные представления о происхождении Солнечной системы. Физические процессы приведшие к разделению планет на две группы. | Объекты солнечной системы, отличие планет гигантов от планет-карликов. Пояс Койпера и облако Оорта, размеры солнечной системы. | Тест | |
| | | Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | |
17 | 11.01 | Методы астрофизических исследований | Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры | Знать устройство виды телескопов, радиотелескоп, радиоинтерферометры. Самые крупные телескопы, телескопы на территории России. | Фронтальный опрос | Видеофильм |
18 | 18.01 | Солнце | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли | характеристики Солнца: - масса, - размеры, применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца | | |
19 | 25.01 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино | - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; | | Видеофильм |
20 | 07.02 | Основные характеристики звёзд | Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики | Сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»; - находить на небе звёзды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя и др. | с/р с подвижной картой зв. неба | |
21 | 14.02 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них | Знать: как устроены белые карлики, строение и основные проявления нейтронных звезд; черная дыра. - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»; | Работа с диаграммами. | |
22 | 21.02 | Новые и сверхновые звёзды | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд | Знать: почему вспыхивают новые звезды и взрываются сверхновые звезды, какие химические элементы образуются при взрыве сверхновой звезды. | | |
23 | 28.02 | Эволюция звёзд | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений | Умение описать эволюцию звезд, определять возраст звездных скоплений | Тест | Видеофильм |
| | | Млечный путь (3 ч) | |
24 | 06.03 | Газ и пыль в Галактике | Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики | - понятие туманности; - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; | Фронтальный опрос | |
25 | 13.03 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике | Как устроены рассеянные скопления, шаровые скопления, распределение скоплений в Галактике. | | |
26 | 20.03 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд | Обнаружение сверхмассивной черной дыры в центре Галактики оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. | | |
| | Галактики (3 ч) | |
27 | 03.04 | Классификация галактик | Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них | - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел. | | |
28 | 10.04 | Активные галактики и квазары | Природа активности галактик; природа квазаров | объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе. | | |
29 | 17.04 | Скопления галактик | Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной | | |
| | Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | |
30 | 24.04 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной | использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | | |
31 | 08.05 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной | - понятие «горячая Вселенная»; - крупномасштабную структуру Вселенной; - что такое метагалактика; - космологические модели Вселенной | Конференция представление презентаций и проектов | Презентации |
| | Современные проблемы астрономии (3 ч) | |
32 | 11.05 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания | - использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами | | |
33 | 15.05 | Обнаружение планет возле других звёзд | Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни | | |
34 | 22.05 | Поиск жизни и разума во Вселенной | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им | | Видеофильм |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
− смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
− смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
− смысл физического закона Хаббла;
− основные этапы освоения космического пространства;
− гипотезы происхождения Солнечной системы;
− основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
− размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики
Уметь: − приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
− описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
− характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; − находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
− использовать компьютерные приложения для определения положения − Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
− для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
− для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, интернете, научно-популярных статьях.
Предметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Литература.
Учебник «Астрономия» В.М. Чаругин, Москва «Просвещение» 2018г
Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1
Книга для чтения по астрономии. Астрофизика / М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть
http://afportal.kulichki.net/ – сайт учителя физики и астрономии высшей категории Грабцевича В. И.
http://myastronomy.ru/ – сайт преподавателя астрономии, кандидата педагогических наук Шатовской Н. Е.
http://www.gomulina.orc.ru/ – сайт учителя физики и астрономии Гомулиной Н. Н.
http://college.ru/astronomy/course/content/content.html – Открытая Астрономия 2.6
https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос
http://www.planetarium-moscow.ru/ – сайт Московского планетария.
http://www.galactic.name/ – астрономический портал "Имя Галактики"
http://www.walkinspace.ru/ – портал "Путешествие в космос"
https://www.uahirise.org/ru/ – русскоязычная версия проекта "Марс без границ"
http://stars.chromeexperiments.com/ – виртуальная экскурсия по Вселенной
https://www.nasa.gov/ – официальный сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства
Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия 9–10", ООО "Физикон", 2003
Stellarium 0.17.0 – электронный планетарий (http://stellarium.org/ru/)