Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
В структуру литературного образования входят федеральный и национально-региональный компоненты. Национально-региональный компонент рассматривается как часть мировой литературы, поскольку его реализация обеспечивается Конституцией Российской Федерации, предусматривающей равноправие всех национальных культур в рамках единого культурного пространства России.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой по литературе Министерства образования РФ для общеобразовательных школ , программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. (Авторы- составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)
Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.
Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе. Главными критериями в отборе содержания национально-регионального компонента являются эстетическая ценность, нравственная значимость произведений русской и родной литературы, их гуманистический пафос, способствующий формированию национального самосознания, общероссийского гражданского сознания средствами литературы.
формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; гражданскую ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа, осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.
Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности. | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения |
План | Факт |
1. | «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века). | 1 | Лекция | Чтение вступительной статьи. Беседа по вопросам. | Самостоятельные выводы по поднятой проблеме. | Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века | Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14. | | |
2. | А.С. Пушкин. Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. | 1 | Комбинированный урок | Пересказ статьи. Составление плана лекции. | Проверка домашнего задания. | Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина | Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском» | | |
3-4 | А.С. Пушкин Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин» | 2 | Урок-практикум | Комментированное чтение. Анализ художественного произведения. | Ответы на вопросы. Самостоятельные выводы. | Формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста | С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения | | |
5. | М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. | 1 | Лекция | Составление плана лекции. Ответы на проблемные вопросы. | Самостоятельное составление плана лекции. | Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова | Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта прочитать поэму «Демон» | | |
6. | М.Ю.Лермонтов «Демон». Особенности романтического героя и романтического конфликта. Богоборческие мотивы. | 1 | Урок-беседа | Фронтальная работа, эвристическая беседа | Ответы на вопросы. Создание связного текста. | Осмысление философских категорий, углубление понятий «романтический герой», «романтический конфликт» на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» | Есть ли признаки реализма в поэме «Демон»? Выучить наизусть полюбившийся отрывок. | | |
7 | Коста Леванович Хетагуров. Биография и обзор творчества. Поэма «Фатима» | 1 | Лекция | Составление плана лекции. Ответы на проблемные вопросы. | | Представление учащимся многообразия лирической тематики Хетагурова. | Анализ стихотворения(по выбору учащихся.) | | |
8 | Поэма К.Л.Хетагурова «Фатима» | 1 | Урок-беседа | | Ответы на вопросы. Самостоятельные выводы | Поэма «Фатима» Судьба женщины-горянки. Трагичность выбора между любовью и честью. (Сопоставление с Татьяной Лариной). | | | |
9 | Н. В. Гоголь Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект | 1 | Лекция | Сообщения уч-ся. Выразительное чтение стихов. | Составление связного текста. | Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя | Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект» | | |
10 | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». | 1 | Урок-беседа | Сообщения уч-ся. Комментированное чтение фрагментов. | Составление характеристик героев. | Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя | Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос» | | |
11. | Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | 1 | Лекция | Сообщения уч-ся. Беседа. | зачет | | Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». | | |
12 | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века. | 1 | Лекция | Словарная работа. Чтение статьи учебника. Лекция учителя. | Тезисный план лекции. | Создать условия для осуществления межпредметных связей. Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления | Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139 | | |
13. | А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Творчество драматурга. | 1 | Комбинированный урок | Сообщения уч-ся. Фронтальная работа, эвристическая беседа | Ответы на вопросы. | Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского | Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174 | | |
14. | Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. | 1 | Урок-практикум | Чтение пьесы. Беседа. | Ответ на проблемный вопрос. | Развивать аналитические способности учащихся | Статья учебника с.158-162 (чит.), отв.на вопр.6 (п) с.174 | | |
15 | Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. | 1 | Урок-беседа | Чтение и анализ 2 действия | Самостоятельный анализ. | Формировать навык сопоставительного анализа | Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их | | |
16 | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | 1 | Урок-исследование | Фронтальная работа, эвристическая беседа | Тест по теме | Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини | Статья учебника с.165-171 (чит.), Составить цитатную характеристику Катерины | | |
17. | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. | 1. | Урок-семинар | Сообщения уч-ся. комментированное чтение 5 – 8 явлений | Составление плана статьи (с.110-113) | Формировать навык сопоставительного анализа | Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению | | |
18 | Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве” | 1 | Урок-беседа | Чтение и анализ 2 действия | Самостоятельный анализ. | Формировать навык сопоставительного анализа | конспект статьи, Подготовиться к сочинению | | |
19 | РР Подготовка к написанию по драме А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Урок развития речи | Чтение монологов. Беседа. Устное рисование. | Самостоятельный вывод по поставленной проблеме. | Развивать навык написания сочинений разных жанров | | | |
20 | Вн.чт.А.Н.Островский «Бесприданница» | 1 | урок внеклассного чтения | Чтение монологов. Беседа. Устное рисование. | Самостоятельный вывод по поставленной проблеме. | Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» | | |
21 | «Душа хотела б быть звездою». Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. | 1 | Лекция | Лекция , составление конспекта | Составление конспекта | Познакомить особенностями мироощущения поэта, темами лирики | Статья учебника (II) с.3-7 (чит.), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта | | |
22. | Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. | 1 | Урок-практикум | Сообщения учащихся, чтение стихов | Анализ текстов стихотворений | Проверка знаний учащихся, развитие связной речи | Статья учебника (II) с.7-17 (чит.), Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева» | | |
23. | Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | 1 | Урок-практикум | Творческая работа по группам | Анализ текстов стихотворений | Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева, освоение навыков анализа философской лирики | Статья учебника (II) с.17-30(чит.), наизусть стихотворение по выбору учащегося подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета | | |
24. | А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор). стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. | 1 | Урок-беседа | Слово учителя, сообщения учащихся | Составление конспекта | Познакомить учащихся с основными этапами биографии Фета, отражением в его лирики методов импрессионизма | Статья учебника (II) с.33-39(чит.), отв. на вопр. 1-3 с.50 | | |
25. | “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). | 1 | Урок-практикум | Творческая работа по группам | Анализ текстов стихотворений | Проверка знаний учащихся, развитие связной речи | статья учебника (II), отв на ? с.50 | | |
26 | Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. | 1 | Урок-практикум | Творческая работа по группам | Анализ текстов стихотворений | Проверка знаний учащихся, развитие связной речи | Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | | |
27. | РР Подготовка к написанию сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.Фета | 1 | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Редактирование плана по опорным вопросам. | Развивать навык написания сочинения | Закончить работу над сочинением | | |
28 | И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. | 1 | Урок-экскурсия | Чтение и восприятие текста. | Ответ на проблемный вопрос | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова | Статья учебника с.176-184 (конспект.), | | |
29 | Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. | 1 | Урок-беседа | Беседа о прочитанном, анализ глав романа | Ответ на проблемный вопрос | Раскрыть идейно-художественное своеобразие «Сна Обломова» в романе помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной | Статья учебника с.187-190 | | |
30 | Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. | 1 | Урок-беседа | Комментированное чтение, аналитическая беседа | Составление характеристик героев. | Раскрыть роль Штольца в понимании характера Обломова, различие в системах воспитания героев | Письменный ответ «Истоки воспитания героев» | | |
31 | Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. | 1 | Урок-практикум | Проблемная беседа, комментированное чтение | Самостоятельный вывод по поставленной проблеме | Проследить за изменениями в характере главного героя и причинами этих изменений | Статья учебника с.201-202 | | |
32 | Р/р Критики о романе И. А. Гончарова « Обломов» | 1 | Урок-практикум | Чтение статьи Гончарова. Ответы на вопросы. | Составление конспекта статьи. | Развитие умения составлять конспект, отбирая материал | Статья Н. А. Добролюбова «Обломовщина» Дружинина « Обломов» | | |
33. | Р/р Подготовка к сочинение по роману И. А. Гончарова. | 1 | Урок развития речи | Составление плана к анализу эпизода | Самостоятельные выводы по поставленной проблеме. | Развитие умений писать сочинение по выбранным темам | Написать сочинение по выбранной теме. | | |
34. | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно- политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Лекция с элементами беседы | Тезисный план статьи учебника | Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру | Аналитическое чтение 1 главы романа «Отцы и дети». | | |
35 | Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. | 1 | Урок-исследование | Комментированное чтение | Письменный опрос Самостоятельные выводы. | Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя | Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых. | | |
35. | "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. | 1 | Урок-практикум | Беседа по прочитанному | Проверить план к статье учебника. | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя | Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, дать характеристику героев-«отцов» (п) | | |
36 | Практическая работа –анализ 10 главы. | 1 | Урок-дискуссия | Работа по тексту 10 главы | Самостоятельные выводы на поставленные вопросы. | Показать непримиримость взглядов Базарова и П. П. Кирсанова, развивать умения давать оценку изображаемым явлениям | Начать составление хронологической таблицы жизни Базарова | | |
37 | Испытание героя любовью. | 1 | Комбинированный урок | Лекция, работа по тексту | Анализ эпизода по предложенному плану. | Продолжить изучение романа, проследить за раскрытием характера Базарова в любви | Анализ эпизода ( глава 24) | | |
38 | Базаров перед лицом смерти. Смысл финала романа. | 1 | Урок-дискуссия | Беседа о прочитанном, анализ глав романа | Анализ эпизода по предложенному плану. | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя | Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова | | |
39 | Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). | 1 | Комбинированный урок | Слово учителя, работа по группам | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам. | Познакомить учащихся с характеристиками нигилизма, сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова | Статья учебника с.250-253(чит.), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики и т.д.) | | |
40 | Зачетная работа по роману | 1 | Контроль и коррекция знаний | Сам. работа с текстом | К. т. № 5 Тест Сочинение-миниатюра | | Подг. материал к сочинению | | |
41 | РР Сочинение по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Самостоятельные ответы на вопросы.. | Развивать навык написания сочинения | Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | | |
42 | А. К. Толстой Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | Урок-беседа | Сообщения учащихся, чтение стихов | Сопоставительная работа со стихотворениями | Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого | Статья учебника (II) с.110-127, отв. на вопр. 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору | | |
43 | Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. | 1 | Лекция | Беседа. Чтение и анализ отдельных фрагментов. | Составление конспекта | | биография Лескова, Очарованный странник | | |
44 | Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). | 1 | Лекция | Лекция , составление конспекта | Ответы на вопросы. | Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова | Статья учебника (II) с.52-57(чит.), | | |
45 | Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. | 1 | Урок-обзор | Работа по тексту с элементами беседы | Составление хронологической таблицы жизни главного героя | Формировать у учащихся навык комплексного анализа | Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 | | |
46 | Вн.чт. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Можно ли любовью оправдать убийство? | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Аналитическая беседа по повести | Самостоятельные работы уч-ся. | Раскрыть трагедию героини, загадку женской души Развитие умения сопоставления героев разных произведений | Сопоставительный анализ образов Катерины «Гроза» и Екатерины «Леди Макбет…» | | |
47 | М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. | 1 | Лекция | Беседа . Сообщения уч-ся. | Составление хронологической таблицы | Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина | Статья учебника (II) с.78-83(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 Характеристика чиновников ( таблица) | | |
48 | Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. | 1 | Урок-практикум | Аналитическая беседа | Характеристика чиновников ( таблица) | Формировать навык критического мышления | Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 | | |
49 | Н. А. Некрасов (5 час) Жизнь и творчество (обзор). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. | 1 | Заочная экскурсия | Лекция , составление конспекта | Составление конспекта | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта | Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова | | |
50 | Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. | 1 | Урок-беседа | Творческая работа по группам | Сопоставительная работа со стихотворениями | Знакомство с тематикой лирики поэта, своеобразием лирического героя | Статья учебника 289-294 (читать), | | |
51 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. | 1 | Урок-беседа | Лекция, сообщения учащихся | Ответы на вопросы. | Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики | Статья учебника с.311-313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы | | |
52 | Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. | 1 | Урок-практикум | Беседа по вопросам. Составление характеристики помещика. Комментированное чтение 6 гл. | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам. | Формировать навык сопоставительного анализа произведения | Статья учебника с.314-321 (читать), закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков» | | |
53 | Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи” | 1 | Лабораторная работа | Работа с текстом, аналитическая беседа | Устная характеристика героя | Определить истоки сильного характера русской женщины | Подготовить сообщения «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме» | | |
| Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. | 1 | Урок-проект | Работа по тексту с элементами беседы, сообщения | Устная характеристика Савелия | Формировать навыки проектной деятельности | образ Гриши Добросклонова | | |
54 | Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. | 1 | Урок-обобщение | Работа по тексту с элементами беседы | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам. | Определить значимость тв-ва Н.А.Некрасова для русской литературы | Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению | | |
55 | РР Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 | Урок развития речи | Разбор тем сочинений, составление плана | Редактирование плана по опорным вопросам. Написание сочинения на литературную тему. | Формировать навык написания сочинения | Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем) | | |
56 | Михаил Булкаты. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы | | | | | | |
57 | Михаил Булкаты. «Хромец». Трагическая история талантливого художника, бросившего вызов деспотии. | 1 | Лекция с элементами беседы | Беседа по вопросам. | | | | | |
58. | Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа | 1 | Урок-беседа | Лекция , составление конспекта | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского | Статья учебника с.203-214 (чит.), | | |
| «Лик мира сего». Петербург Достоевского. | 1 | Урок-практикум | Лекция с элементами беседы | Опрос по теме | Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа | Анализ эпизода « Каморка Раскольникова» | | |
59. | Теория Раскольникова и ее развенчание. | 1 | Семинар | Комментированное чтение, составление ОСК | Рецензирование письменных работ. | Формировать навык аналитической деятельности Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления | Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова» | | |
60 | Раскольников и его “двойники” | 1 | Урок-практикум | Беседа по прочитанному | Опрос по теме | Формировать навык публичного выступления Показать роль Лужина и Свидригайлова для понимания образа Раскольникова | Три встречи со следователем ( главы из романа) | | |
61 | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. | 1 | Семинар | Беседа по прочитанному, составление ОСК | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора | Анализ эпизода « Признание в убийстве» | | |
62 | Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Комментированное чтение, беседа | Опрос по теме | Формировать навык формулирования собственного мнения | отв на ? | | |
63 | Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Комментированное чтение, беседа | Опрос по теме | Формировать навык формулирования собственного мнения | подготовиться к контрольной работе по роману | | |
64. | Контрольная работа по роману «Преступление и наказание» | 1 | урок контроля | | | | Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.) | | |
65 | РР Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | Урок развития речи | Составление плана. Подбор цитат. | Самостоятельная работа | Развитие речи учащихся, умения доказывать и определять основную мысль | Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» | | |
66 | Л. Н. Толстой По страницам великой жизни. Жизнь и творчество. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Составление конспекта Комментированное чтение, составление ОСК | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Познакомить с биографией и творчеством писателя | Статья учебника (II) с.129-140, Севастопольские рассказы | | |
67 | Вн.чт. Л.Н.Толстой «Внимая ужасам войны» «Севастопольские рассказы» | 1 | урок внеклассного чтения | комментированное чтение | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Познакомить с историей создания рассказов, раскрыть их своеобразие | подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир» | | |
| Роман-эпопея «Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи. | 1 | Совершенств. ЗУН | Семинар | | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. | Составить схему эпопея* | | |
68 | Салон А. П. Шерер. Изображение светского общества. | 1 | Урок-беседа | Аналитическая беседа | Рецензирование письменных работ. | Начать изучение романа, показать изображение светского общества в первых главах, отношение автора к изображаемому | Стр.186, зад.2. | | |
69 | «Мысль семейная» в романе | 1 | Урок-практикум | Комментированное чтение эпизодов произведений. | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе-семейной хронике | Вып. особенности 3семей Стр.186, зад.8 Стр.156-159 | | |
70 | Военные сцены в 1 томе. Смотр войск под Браунау. | 1 | Семинар | Запись тезисов лекции. Комментированное чтение эпизодов произведений. | Опрос по теме | Выявить идейно-художественные особенности изображения войны | Статья учебника (II) с.146-151 (чит.) | | |
71 | Шенграбенское сражение. Небо Аустерлица. | 1 | Урок-практикум | Комментированное чтение эпизодов произведений. Беседа по вопросам Сообщения учащихся (по группам), коллективная работа | Самостоятельная работа | Показать отсутствие нравственного стимула для ведения войны, причины поражения русских войск | Роль эпизода в раскрытии образа А.Болконского выучить отрывок наизусть (по желанию | | |
72 | Зачетная работа по 1 тому романа | 1 | учет и оценка ЗУН | тв. практикум | К.т. № 12 тест | | Проследить «взлеты» и «падения» А. Болконского, опр. осн. эпизоды его жизни | | |
73 | Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского | 1 | Урок-беседа | Запись лекции. Сообщения уч-ся. Комментированное чтение эпизодов произведения. | Опрос по теме. Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев | Статья учебника (II) с.159-164, произвести анализ письменно | | |
74 | Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова. | 1 | Урок-беседа | Запись лекции. Сообщения уч-ся. Комментированное чтение эпизодов произведения. | Опрос по теме. Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев | Статья учебника (II) с.159-164, произвести анализ письменно | | |
75 | Зачетная работа по 2 тому романа. | 1 | учет и оценка ЗУН | тв. практикум | К.т. № 13 тест | | | | |
76 | Философия войны. Истинные герои и военные трутни | 1 | Урок-беседа | Семинар Анализ худ. текста | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | | Сопоставит 2 войны (таблица Стр.186, зад.3 | | |
77 | Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса | 1 | Семинар | Сообщения уч-ся. Комментированное чтение эпизодов произведений. | Проверка записи в тетради. | Раскрыть композиционную роль философских глав романа | Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона | | |
78 | Исторические и философские взгляды Л. Н. Толстого. ( 3 т 1 ч.) | 1 | Урок-исследование | Запись тезисов лекции. | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Разъяснить основные положения историко- философских взглядов Л. Н. Толстого | Подготовиться к семинару | | |
79. | Бородинское сражение и его герои. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с текстом | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Показать единство русского народа как основную силу в войне с Наполеоном | Статья учебника (II) с.176-183, (чит), | | |
80 | «Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого | 1 | Совершенств. ЗУН | Анализ худ. текста беседа | | | Стр.171-183 Стр.187, зад.10«Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» | | |
81 | Зачетная работа по 3 тому | 1 | урок контроля | т ест | | знание текста | Стр.186, зад.7 Хар. Сони, Марьи. Наташи | | |
82 | Женские образы в романе. Любимые героини Толстого | 1 | комбинированный | Подготовка проектов Анализ худ. текста | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | | Стр.186, зад.6 Сравн. табл.(1805г. и 1820г.) | | |
83 | Эпилог романа. Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир» | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Провести синтез и углубление знаний учащихся по образам романа. Понять главную мысль романа о предназначении человека | Статья учебника (II) с.183-185, подготовиться к тестированию | | |
84 | Зачетная работа по роману | 1 | урок контроля | т ест | | знание текста | Толстой «Анна Каренина» | | |
85 | Вн.чт. Л.Н.Толстой «Анна Каренина» | 1 | урок внеклассного чтения | комментированное чтение | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Провести синтез и углубление знаний учащихся по образам романа. Понять главную мысль романа о предназначении человека | В.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев «Неопалимая купина», В.Некрасов «В окопах Сталинграда | | |
86 | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой».. | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами беседы ; групповая работа, работа с текстом | Самостоятельные выводы по проблемным вопросам | Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова Развивать представления учащихся о теме «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова | Прочитать рассказы из «Маленькой трилогии» | | |
87 | «Маленькая трилогия» Идейно-художественное своеобразие. | 1 | комбинированный | Анализ худ. текста беседа | | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц | Стр.261-266 | | |
88 | Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). | 1 | Урок-беседа | Сообщения учащихся (по группам), коллективная работа | Составление ОСК | Выявить смысл заглавия рассказа, Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действ.лиц | Прочитать комедию «Вишневый сад» | | |
89 | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | 1 | Урок-практикум | Лекция с элементами беседы, чтение и анализ главы; текст поэмы | Опрос по теме | Формировать навык комплексного анализа | Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова | | |
90 | Система образов в пьесе. Символический образ вишневого сада. | 1 | Комбинированный урок | Чтение по ролям Анализ эпизодов пьесы | Устная характеристика героев | Помочь учащимся почувствовать художественное своеобразие пьесы | Группы героев в пьесе, | | |
91 | Тема пошлого, настоящего и будущего России. Раневская и Гаев – Представители уходящего усадебного быта. | 1 | комбинированный | Анализ худ. текста беседа | | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц | Стр.272-280 | | |
92 | «Новые хозяева» вишневого сада. Образы Лопахина, Пети и Ани. | 1 | комбинированный | Анализ худ. текста Беседа дискуссия | | | Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев» Стр.282, зад.6,7 | | |
93 | Зачетный урок по творчеству А.П.Чехова | 1 | учет и оценка ЗУН | Тв. практикум | К.т. №16 тест | | Подг. ответы на ? | | |
94-95 | Р/р Сочинение по пьесе А. П. Чехова « Вишнёвый сад» | 1 | Урок развития речи | Составление планов и их анализ | Самостоятельная работа | Развитие речи учащихся, умения писать сочинение по выбранной теме | Написать сочинение по выбранной теме | | |
96 | Русская литература 19 века. Обобщение и размышление. | 2 | Урок контроля | Составление конспекта | Самостоятельная работа. Ответы по ранее изученным произведениям. | Повторить и обобщить материал за курс лит-ры 10кл | Подготовиться к зачету | | |
97-98 | Контрольный тест в форме ЕГЭ и его анализ | | Урок контроля | Самостоятельная работа | Тест | проверка знаний учащихся по изученному материалу, развитие навыка работы с тестом | Подготовка сообщений по теме | | |
99 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Реализм как доминанта литературного процесса. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Самостоятельная работа | Ответы по ранее изученным произведениям. | Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта | Подготовка сообщений по теме | | |
100 | Ги де Мопассан Жизнь и творчество Новелла «Ожерелье» Мастерство психолог.анализа. | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, сообщения учащихся | Опрос по теме | Развитие умения выявлять авторскую позицию. | Подготовка сообщений по теме | | |
101 | Г. Ибсен Жизнь и творчество). Драма «Кукольный дом» Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, сообщения учащихся | Опрос по теме | Развитие умения выявлять авторскую позицию. | Подготовка сообщений по теме | | |
102 | Итоговый урок. Рекомендация книг на лето | 1 | Обобщающий урок | повторение, тест | Опрос по теме | Подвести итоги работы за год | Программа летнего чтения | | |